Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 декабря 2011 13:20

«Белый слон» 2011: Лауреаты

«Белый слон» 2011: Лауреаты

22 декабря 2011 года были объявлены лауреаты премии Гильдии кинокритиков и киноведов России «Белый слон». Обладателем главной награды стал фильм 2011 года «Елена» режиссера Андрея Звягинцева и продюсеров Александра Роднянского. Результаты насколько предсказуемы, что и добавить что-то сложно. Национальная премия кинокритики и кинопрессы присуждается в результате двух туров. Из года в год активные (подчеркну особо) члены Гильдии заполняют анкеты, а затем после тщательного подсчета голосов составляются тройки номинантов и эксперты Совета премии (49 человек) голосованием определяют лауреатов. На первый взгляд, все логично.

Но с каждым годом все усиливается критика подобного двухступенчатого голосования.
Ситуация такова, что в Гильдию входят не все, кто пишет о текущем кинорепертуаре, а те, кто входит, часто не успевает следить за новинками и потому в период голосования наступает своеобразный момент истины. И если бы не награда имени Мирона Черненко со свободным регламентом, у «Бориса Годунова» режиссера Владимира Мирзоева не было бы шансов стать лауреатом 2011 года, настолько члены Гильдии проявили равнодушие к значительному фильму. Стыдно сказать, но факт останется в истории Гильдии. Для них был организован специальный показ, и никто не пришел… Понятно, Москва – город большой и все очень заняты. И если бы не «Кинотавр» - основной поставщик киноновинок, и отчасти «Окно в Европу» в Выборге, то было бы совсем плохо.
В большинстве же случаев признаться в том, что не смотрел, стыдно, потому ставится «галочка» за своего – старого знакомого или известного в киномире или близкого по мировоззрению. Как-то Михаил Швыдкой пустил в наш мир прекрасное выражение «коррумпированность дружбой» и, на мой взгляд, она порой становится главным аргументом в выборе призера.

Награда «Белый слон» позиционирует себя Национальной кинопремией. На мой взгляд, это большая натяжка. Посмотрите список Экспертного совета. Много ли найдете в нем представителей Санкт-Петербурга? Не говоря уже о Екатеринбурге (городе, где есть киностудия!) и прочих городах России. Напомню, что группа питерцев громко ушла из Гильдии в знак протеста несправедливого, по их мнению, отношения коллег к фильму их Алексея Октябриновича Балабанова «Груз 200» в 2007 году.

Гильдия, называя премию Национальной, упускает важный момент. Кинопоказ в России растет, потому в каждом крупном городе уже появляются постоянные обозреватели.
Наш кинопейзаж может украситься Уральскими, Сибирскими, Дальневосточными кинобозревателями. В век Рунета списаться и проголосовать – уже не проблема. А чем больше будет информационных поводов говорить о новом российском кино, тем лучше и для самого кино, и для зрителей, и для авторов. И одного «Белого слона» в год уже не хватает, чтобы отметить все достойные работы. Будь, например,  Сибирская ассоциация кинообозревателей, я уверена, что полку зарубежных призов фильма Славы Росса «Сибирь. Монамур» украсили бы заслуженные российские награды.
Так что правильнее было назвать нынешний «Белый слон» кинопремией московских кинокритиков. Статус награды никак не понизится, так как Москва является центром нашей киноотрасли, как бы этого ни хотелось. А московские члены Гильдии могли бы поделиться опытом и помочь начинающим коллегам в других городах самоорганизовываться в группы-ассоциации.

Самое сложное в любой премии – определить художественные критерии, зависящие подчас от личных вкусовых предпочтений голосующих. Например, в регламенте «Белого слона» записано:
«Премия кинокритики и кинопрессы не повторяет существующие кинопремии, а утверждает в кинематографе свои приоритеты. Предпочтения кинокритиков и киножурналистов обычно фокусируются вокруг «штучного» кино, как бы оно ни называлось – «элитарным», «авторским» или «артхаусным». Это не значит, что мы против мейнстрима и конвейерного кинопроизводства. Просто не наше это дело – награждать фильмы, которые либо уже награждены зрителями, оставившими свои кровные деньги в кассах кинотеатров, либо еще будут отмечены другими профессиональными сообществами. Однако мы рады, когда наш выбор совпадает с выбором зрительской массы, и когда выбор других профессионалов совпадает с нашим. Время для нашей премии, по идее, должно наступать тогда, когда уже звонко высказались зрители, но еще не известны предпочтения кинематографистов. А день вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы – быть единственным днем в году, когда критики совершенно перестают быть критиками и только благодарят тех, кто творит замечательное искусство – кино».  

Красиво звучит и идеально изложено на бумаге. Но реальная жизнь вносит непредсказуемые коррективы. Например, Гильдия (не вся, но самые яркие ее трибуны) вступила в конфликт с председателем СК России Никитой Михалковым. И это перевесило желание разбираться с дилогией «Утомленные солнцем: «Предстояние» и «Цитадель». И потому остались вне наград даже выразительные актерские работы. Тут уж не до объективности…

Конечно, любая премия – это еще и компромисс. Называть все номинации (кроме как «за лучший фильм») второстепенными – практика, на мой взгляд, порочная. Ведь если фильм получил награду в какой-либо другой категории, это вовсе не означает, что больше ничего хорошего в этом кино нет. Награда хотя бы по одной позиции – знак авторам, что их фильм замечен. Поэтому я сожалею, что Гильдия в итоговом голосовании показала, что не заметила ряд интересных фильмов. В том числе, «Бедуин» Игоря Волошина, «Сибирь. Монамур» Славы Росса, «Дом» Олега Погодина, «Бабло» Константина Буслова, «Громозека» Владимира Котта.

Список лауреатов «Белого слона»:

«Елена» режиссер Андрей Звягинцев и продюсер Александр Роднянский – «Лучший фильм».
Марина Потапова («Шапито-шоу») — «Лучший сценарий»
Александр Ильховский («Мишень») — «Лучшая операторская работа»
Юрий Хариков, Владимир Родимин («Мишень») — «Лучшая работа художника»
Леонид Десятников («Мишень») — «Лучшая музыка к фильму»
Дарья ЕкамасоваЖила-была одна баба») — «Лучшая главная женская роль»
Антон ШагинВ субботу») — «Лучшая главная мужская роль»
Елена ЛядоваЕлена») — «Лучшая женская роль второго плана»
Алексей СеребряковЖила-была одна баба») — «Лучшая мужская роль второго плана»
«Портрет в сумерках» — «Лучший фильм-дебют»
«Король говорит!» и «Пина: Танец страсти» — «Лучший зарубежный фильм российского проката»
«Шатало» (режиссёр Алексей Дёмин) — «Лучший анимационный фильм»
«Книга тундры» (режиссёр Алексей Вахрушев) — «Лучший документальный фильм»
Специальный приз имени Мирона Черненко присужден Владимиру Мирзоеву за «Бориса Годунова»
В рамках церемонии свой приз «ЭЛЕМ» впервые вручил «Киносоюз» — фильму Алексея Попогребского «Как я провел этим летом»
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Премия киноведов, кинокритиков и киножурналистов Белый слон

Другие статьи по теме Продюсер Александр Роднянский

Фоторепортажи по теме Премия киноведов, кинокритиков и киножурналистов Белый слон

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама