Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 октября 2021 14:00

Оскар: Начало. Главные фильмы премии сезона, прогнозы ПрофиСинема

Оскар: Начало. Главные фильмы премии сезона, прогнозы ПрофиСинема

21 декабря 2021 года в США огласят шорт-лист премии Американской киноакадемии. По московскому времени будет уже 22 декабря, так что сегодня, ровно за два месяца до знаменательного события, размышляем об особенностях наградного сезона. А также о том, какие фильмы могут стать лидерами нынешней оскаровской гонки и почему именно им прогнозируют успех, какие сюрпризы ещё могут ждать мир.

Короткое межсезонье

Прошлый оскаровский сезон был, наверное, самым длинным в новые времена - из-за пандемии коронавируса он был продлен, Киноакадемия объявила о переносе 93 церемонии вручения премии с 28 февраля на 25 апреля 2021 года. А претендовать на статуэтки могли фильмы, выпущенные с 1 января 2020 года по 28 февраля 2021 года.

Самый длинный сезон сменился, может быть, самым коротким межсезоньем. Претендовать на награды на этот раз смогут фильмы, вышедшие с 1 марта нынешнего года. Голосование по номинациям начнётся 27 января, а завершится 1 февраля, затем 8 февраля огласят их итоговый состав, а с 17 по 22 марта будет проходить и финальное голосование. Сама церемония вручения премии должна состояться на 27 марта в Dolby Theater в Hollywood & Highland Center (хотя, конечно, всё ещё может изменится, учитывая, что пандемия не закончена).

91 церемония вручения премии Оскар

Но при этом фильмов в номинации должно набраться более чем достаточно, на фестивалях в Каннах, Венеции, Теллурайде, Торонто и Нью-Йорке показали множество того, чему уже прочат успех в оскаровской гонке. Американский прокат восстановившимся назвать мягко говоря трудно, но лучи света в тёмном царстве есть. Все эти прорвавшиеся в нормальную фестивальную и кинотеатральную жизнь фильмы и могут составить нынешние шорт-листы потенциальных призёров Киноакадемии.

Зарубежная номинация

Категория Лучший фильм на иностранном языке в этом году может быть очень интересной для России. Претендента от нашей страны отечественный оскаровский комитет пока не назвал, будем надеяться, что это произойдет на днях, ибо дедлайн подачи заявки в Академию — 1 ноября. Между тем в некоторых американских рейтингах уже упоминают об имеющихся шансах попадания в номинацию драмы Киры Коваленко «Разжимая кулаки», выигравшей каннский конкурс Особый взгляд.

Зато известен и самым высочайшим образом котируется выдвиженец от Финляндии, «Купе номер шесть» Юхо Куосманена — фильм, получивший в Каннах гран-при жюри, проект совместного с Россией производства с Юрой Борисовым в одной из главных ролей и с поездом «Москва-Мурманск» в качестве места действия.

кадр из фильма Купе номер 6

Другие фавориты и также обладатели призов крупнейших фестивалей  - «Герой» Асгара Фархади (Иран), «Я создан для тебя» Марии Шрадер (Германия), «Титан» Жюлии Дюкурно (Франция), «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути (Япония). Интересно, что высшие строчки во множестве рейтингов занимает «Худший человек на свете» Йоакима Триера, фильм, участвовавший в Каннском конкурсе и получивший награду за женскую роль для Ренате Реинсве. Это при том, что его ещё не выдвинули - Норвегия пока не решила. Неплохие шансы на номинацию, по мнению критики, у «Руки бога» Паоло Соррентино (особый приз жюри Венецианского кинофестиваля), которую Италия своим кандидатом на Оскар тоже пока официально не назвала.

кадр из фильма Титан

Из сенсаций категории — итоговый выбор Испании. Эта страна семь раз в истории предлагала на премию фильмы Педро Альмодовара (трижды он попадал в номинацию, а со «Всё о моей матери» в 1988 году получил статуэтку). И в этом году имела основания выдвинуть его снова с «Параллельными матерями» - фильм и сам по себе выдающийся, и был отмечен фестивальной наградой (приз Пенелопе Крус в Венеции), и политический смысл имеет универсальный. Но Испания предпочла предложить академикам корпоративную сатиру Фернандо Леона де Араноа «Самый лучший босс» с Хавьером Бардемом в главной роли.

Небелые перспективы

Ещё одна особенность нынешнего сезона — шансы актрис с небелым цветом кожи. В истории премии  только одна афроамериканка получала статуэтку за главную роль — в 2002 году Холли Берри удостоилась награды за «Бал монстров». Американская киноиндустрия приближается к двадцатилетнему юбилею этой даты, может быть памятуя о нём, академики обратят внимание на выдающиеся актерские работы нескольких претенденток. Например, на Дженнифер Хадсон, которая уже имеет Оскар за лучшую роль второго плана в «Девушках мечты». Теперь она снялась в байопике Ареты Франклин «Респект» (причем, в своё время была выбрана на роль самой певицей) и заслужила восторженные отзывы критики. Есть фильм «Идентичность» Ребекки Холл, в котором блеснули Тесса Томпсон и Рут Негга, обеим прочат попадание в номинации - за главную роль и роль второго плана. Именно «Идентичность» на паях с «Потерянной дочерью» Мэгги Джилленхол на днях получили больше всего номинаций (по пять) на Gotham Awards. Впрочем, кажется, выше всех критика всё равно оценивает шансы Кристен Стюарт, сыгравшей принцессу Диану в драме «Спенсер» Пабло Ларраина.

кадр из фильма Спенсер: Тайна принцессы Дианы

У претендентов-мужчин афроамериканцев ситуация тоже интересная. В числе фаворитов в смысле попадания в шорт-лист и в номинацию фигурируют Уилл Смит, сыгравший в «Короле Ричарде» отца теннисисток Серены и Венус Уильямс, и Дензел Вашингтон, исполнивший главную роль в «Трагедии Макбета» Джоэла Коэна. В некотором смысле это печально - мир разменял третье тысячелетие, между тем любимые чёрные актеры в индустрии - это всё те же звёзды прошлого века. У Вашингтона, напомним, есть два Оскара (один — за роль второго плана), у Смита — две номинации. Столь же традиционное  в нынешних оскаровских прогнозах - пожалуй, это лишь высокая оценка очередной анимации от Pixar, фильма «Лука», которому прочат уже и номинацию, и саму премию.

Женщины в режиссерской категории

В истории премии только две женщины получали режиссёрский Оскар. Более десятилетия назад Кэтрин Бигелоу с «Повелителем бури» выиграла его у своего бывшего мужа Джеймса Кэмерона и его «Аватара». В прошлом году Хлоя Чжао забрала статуэтку за «Землю кочевников». В этом году если не сам приз снова получит женщина, то хотя бы шансы на попадание в номинацию есть сразу у нескольких претенденток.

кадр из фильма Сила собаки

Прежде всего это Джейн Кэмпион, с «Силой собаки» получившая приз за режиссуру Венецианского кинофестиваля. Но есть еще и постановщицы-дебютантки Ребекка Холл с «Идентичностью» и Мэгги Джилленхол с «Потерянной дочерью». Есть Жюлия Дюкурно, которой с её «Титаном» прочат попадание в шорт-лист не только «иностранной», но и режиссёрской категории. Ну и, наконец, есть «CODA: Ребенок глухих родителей» Сиан Хедер, хит кинофестиваля Сандэнс, выигравший там четыре награды, в том числе гран-при в категории Американская драма, приз зрителей и заработавший восторги критики.

Блокбастеры и непросмотренное

В прошлом году по крайней мере в главных номинациях было не так уж много фильмов с большим бюджетом, или с глобальным сюжетом, или с историческим размахом. Значит ли это, что на сей раз Академия может вспомнить о такого рода кино? Не исключено, тем более, что претенденты есть. Прежде всего это конечно же «Дюна» Дени Вильнева — даже если этот давно и жадно ожидаемый фильм вдруг не попадет в шорт-лист и в номинацию как один из главных фильмов года (а в этой номинации, напомним, теперь точно будет десять наименований), всегда есть категории операторской работы, монтажа, костюмов, грима,  спецэффектов. Из крупных проектов в оскаровские списки могут попасть и «Вечные» Хлои Чжао, Marvel и Disney, фильм с двухсотмиллионным бюджетом и с Анджелиной Джоли (только на её гонорар ушло десять миллионов). Он только-только выходит в американский прокат, и вот что пишет ресурс Rottentomatoes: «Первая реакция соцсетей на фильм гласит, что это великолепно снятая уникальная история, не похожая ни на один другой фильм Marvel». Шансы на попадание в шорт-лист по нескольким номинациям есть и у исторической драмы Ридли Скотта «Последняя дуэль», которая в прокате плывёт, но у нее отличный сценарий и блестящие актерские работы, да и в идеологическом смысле идеально попадает в текущий момент.

кадр из фильма Дюна

Наконец, ещё не все фильмы, имеющие шансы прозвучать в нынешнем оскаровском сезоне, вышли в национальный прокат. В США ждут релиза «Вестайдской истории» Стивена Спилберга и «Аллеи кошмаров» Гильермо дель Торо — оба они не просто великие авторы, но и режиссёры, у которых есть Оскары в их профессиональной номинации. Должен выйти в прокат в США и «Дом Gucci» всё того же Скотта - в определенном смысле тоже исторический проект, а также криминальная драма, сатира, фильм с Леди Гагой, в общем, в широком смысле продукт разносторонний, реакцию публики и критики на который предсказать пока трудно.

Прогноз ПрофиСинема

Итак вот те фильмы, которые, как мы думаем, могут прозвучать во время оглашения шорт-листов  — не обязательно в категории Лучший фильм, но и в лидерах по числу упоминаний.

«Белфаст» Кеннета Браны, «Король Ричард» Рейнальдо Маркуса Грина, «Сила собаки» Джейн Кэмпион, «Дюна» Дени Вильнева, «Спенсер» Пабло Ларраина, «Потерянная дочь» Мэгги Джилленхол, «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» Уэса Андерсона. Это те фильмы, которые прогремели на важнейших кинофестивалях, в них есть блестящие актерские работы, важные и интересные истории, отличные сценарии, операторское мастерство.

«Рука Бога» Паоло Соррентино, «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна, «CODA: Ребенок глухих родителей» Сиан Хедер — помимо всего того, что есть у их вышеуказанных конкурентов, у этих фильмов имеется ещё один весомый аргумент. А именно — их будут двигать их владельцы Netflix и Apple (кстати, для продвижения «Силы собаки» Netflix тоже приложит все усилия). «Последняя дуэль» Ридли Скотта и «Идентичность» Ребекки Холл — мастерски снятые драмы с блестящими актерскими работами, с фестивальным прошлым и с актуальной идеологией.

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо, «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, «Вечные» Хлои Чжао — фильмы, которые ещё предстоит посмотреть, но они могут преподнести миру сюрпризы, потому их не стоит сбрасывать со счетов.

Ну и, наконец, «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона. Фильм, также ещё не вышедший в прокат и не показанный на фестивалях, драма о первой любви, в которой снимались как звезды (Шон Пенн и Брэдли Купер, Бен Стиллер и Том Уэйтс, например), так и молодые не особо известные в большом кино персоны — вокалистка поп-группы Haim Алана Хаим и сын Филипа Сеймура Хоффмана Купер Хоффман. Новая работа безусловно самого необычного современного американского режиссёра, чьё творчество стоит особняком и чей новый проект после премьеры в конце ноября способен перевернуть с ног на голову любые возможные прогнозы.

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Премия Американской академии кинематографических искусств и наук Оскар

Фоторепортажи по теме Премия Американской академии кинематографических искусств и наук Оскар

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама
01