Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 января 2009 10:35

«Всеми уважаемый американский дядюшка Оскар»

«Всеми уважаемый американский дядюшка Оскар»

22 января 2009 года будут объявлены номинанты премии американской киноакадемии «Оскар», которая пройдет уже в 81 раз. За прошедшие восемь десятков лет своей истории эта премия поистине стала самой престижной и авторитетной в мире кино, и в своей «памяти» хранит много как эпохальных, культурно значимых, так и курьезных, забавных моментов и случаев.

И, конечно же, это мероприятие обросло множеством легенд и мифов, реального подтверждения которых уже не суждено добиться, так как всех стоявших у истоков премии уже нет в живых. Главная легенда касается самого названия кинопремии – ведь до середины 1930-х годов (а первая церемония состоялась аж в 1928-м!) статуэтка рыцаря с мечом, упирающимся в бобину с кинопленкой, была безымянной. Но когда ее увидела секретарь академии (старушка Мэгги), она воскликнула: «Да это же вылитый мой дядюшка Оскар!».

Эта история попала в прессу, и уже на церемонии в 1934 году, когда великая Кэтрин Хепберн получала своего первого Оскара за роль в фильме «Утренняя слава», вручающая ей приз актриса призывала ее на сцену со словами: «Кэтрин, ну где же ты? Твой Оскар ждет тебя!». Так и появился на свет «всеми уважаемый американский дядюшка Оскар», который и по сей день будоражит умы всех кинематографистов и киноманов во всем мире.

Поначалу правила вручения премии были достаточно простыми и непритязательными, но с каждым годом они уточнялись и усложнялись, и сейчас киноакадемия каждый новый сезон вносит поправки и нововведения в регламент Оскара. Кто же решает судьбу статуэток сегодня? Членами киноакадемии становятся все ее номинанты и лауреаты, а также кинодеятели, имеющие протекцию трех и более киноакадемиков. На 2009 год киноакадемия Оскар насчитывает более 6000 тысяч участников.

А начиналась академия лишь с 16 человек – лидеров кинопроизводства начала 20 века, которые и основали премию для поддержания киноиндустрии во время Великой Депрессии в США – Луиса Майера, Сэмуэля Голдвина, братьев Уорнер и др. Первым лучшим фильмом стали «Крылья» Уильяма Уэлмана, лучшими актерами Джанет Гейнор и Эмиль Яннингс. Причем их наградили за участие в нескольких картинах, а не за конкретные роли.

Сейчас номинанты в категории «лучший фильм» - это всегда четкая пятерка претендентов, а в 30-е годы их количество доходило до дюжины! С появлением звука премии делились среди звуковых и немых картин, то же самое произошло с появлением цвета – эта градация сохранилась вплоть до конца 60-х (только в номинациях «оператор-постановщик», «художник-постановщик», «художник по костюмам»). Последним черно-белым фильмом, получившим главного Оскара, стала «Квартира» Билли Уайлдера (1960).

Рекордсмены Оскара – это фильмы «Бен-Гур» (1959), «Титаник» (1997) и «Властелин Колец. Возвращение короля» (2003) - все они имеют по 11 статуэток, включая за «лучший фильм года». И только три фильма получили 5 главных Оскаров (лучший фильм, режиссер, сценарий, актер, актриса) – «Это случилось однажды ночью» (1934), «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (1975) и «Молчание ягнят» (1991).

Больше всех Оскаров в одни руки получил знаменитый мультипликатор Уолт Дисней – как художник, продюсер и режиссер он был награжден 27 раз. Среди персональных наград также лидируют режиссеры Джон Форд, Федерико Феллини, Ингмар Бергман и актриса Кэтрин Хепберн – все они получили по 4 Оскара. Из актеров только Джек Николсон получил 3 заветных статуэтки, но абсолютным рекордсменом по количеству актерских номинаций на данный момент является великая Мерил Стрип, у нее их 14 (из них 2 Оскара за «Крамер против Крамера» и «Выбор Софи»). Причем в этом году у нее есть все шансы увеличить свое преимущество, так как ее могут номинировать за работу в картинах «Мамма мия!» и «Сомнение».

Оскар – это большая лотерея, в которую играют тысячи желающих, но везет лишь единицам. И никогда на 100% нельзя сказать, кто останется в выигрыше. Картина «Гранд-Отель» (1932) номинировалась лишь в одной номинации «лучший фильм» - и реализовала ее, вписав свое имя в летопись истории американского кино! А лента Стивена Спилберга «Цвет лиловый» (1985) претендовала на 11 наград, включая главные, но не получила ни одной. Таких примеров много.

Некоторые актеры за всю карьеру не получают ни одного Оскара, номинируясь до 8 раз (как Питер О’Тул). А счастливчики наподобие Тома Хэнкса не только получают два Оскара, но и делают это два года подряд (актер получил премии за фильмы «Филадельфия» (1993) и «Форест Гамп» (1994)). В таких случаях академики вручают «почетные» Оскары, чтобы сгладить горечь постоянных неудач – так было и с Питером О’Тулом в 2004 году. А бывает и наоборот, когда актеры отказываются от Оскара – именно так поступили (по политическим соображениям) Джордж К. Скотт (за роль в фильме «Паттон», 1970) и Марлон Брандо («Крестный отец», 1972). Несмотря на это, академики номинировали этих «отказников» еще раз, но Оскара им уже не досталось.

Киноакадемия Оскар хоть и является американской, но отмечает события мирового кинематографа. Любой фильм, имевший 7 коммерческих сеансов в Лос-Анджелесе, может попасть в любую номинацию. Только в номинацию «лучший фильм на иностранном языке» попадают фильмы, представленные оскаровским комитетом конкретной страны. Бывает и так, что мнения комитета и академиков не совпадают, и последние номинируют кинотворения по другим номинациям. Так, в 2003 году, фильм Педро Альмодовара получил Оскара за «лучший оригинальный сценарий», хотя испанский оскаровский комитет не выдвинул эту картину от своей страны на Оскар. А фильмы «Жизнь прекрасна» (1997) Роберто Бениньи и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) Энга Ли номинировались и как «лучший фильм года» и как «лучший фильм года на иностранном языке», так как академики посчитали эти кинопроизведения насколько выдающимися.

Если судить по общим номинациям и премиям, то из иностранных государств на Оскаре лидирует Франция (более 40 номинаций, 22 награды) и Италия (более 30 номинаций, 16 наград). Россия сейчас входит в первую пятерку неофициального рейтинга, соревнуясь с Испанией, Германией, Японией и Швецией. Сейчас у РФ (включая период СССР) – 24 номинации и 6 Оскаров.

Первыми российскими (советскими) лауреатами американской киноакадемии стали фронтовые операторы Леонид Варламов и Илья Копалин, которые в 1942 сняли документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». В США он назывался «Москва наносит ответный удар», как настоящий американский блокбастер!

Картины «Война и мир» (1968) Сергея Бондарчука, «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы (картина снималась на «Мосфильме», совместный кастинг и продашн-группа), «Москва слезам не верит» (1980) Владимира Меньшова, «Утомленные солнцем» (1994) Никиты Михалкова принесли России Оскары в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Необходимо отметить, что Оскара за «лучший фильм года» получает продюсер, а за «лучший фильм на иностранном языке» - режиссер, как на крупнейших МКФ.

Номинации в этой же категории в разные годы получили Станислав Ростоцкий (дважды – за фильмы «А зори здесь тихие» и «Белый Бим Черное ухо»), Петр Тодоровский («Военно-полевой роман»), Юлий Райзман («Частная жизнь»), Иван Пырьев («Братья Карамазовы»), Игорь Таланкин («Чайковский»), Никита Михалков («Урга» и «12»), Павел Чухрай («Вор»), Сергей Бодров ст. («Кавказский пленник»).

Аниматор Александр Петров принес России 4 номинации («Корова», «Русалка», «Старик и море», «Первая любовь») – и премию за лучший мультфильм в 2000 году – «Старик и море».

Номинантами из России стали также сценаристы «Баллады о солдате» Валентин Ежов и Григорий Чухрай, художники-постановщики «Войны и мира» Михаил Богданов и Геннадий Мясников, композитор Дмитрий Шостакович («Хованщина»).

Не обошлось в СССР и без своих оскаровских легенд. В 1943 году был снят фильм «Радуга» - классика военного кино о партизанском движении. Режиссер ленты Марк Доской легко убедил окружающих (благо, что связи с Америкой через СМИ толком не было), что он получил Оскара за эту работу. Долгое время этот миф жил на территории «Мосфильма», а потом просочился и в прессу. До сих пор в некоторых справочниках советского образца можно найти упоминание об этой «награде».

Значит, уже в далекие 40-е Оскар пользовался авторитетом, и о нем грезили даже советские кинодеятели. Что же тогда говорить про современность, когда Оскар – это и прямой путь к улучшению прокатной кассы, к повышению гонорара актера-лауреата, существенная индексация престижа и статуса кинокомпании и т. д. Очередной праздник «всеми уважаемого американского дядюшки» мы увидим 22 февраля 2009 года. И он, несомненно, поразит нас новыми открытиями, новыми звездами, и, увы, новыми поражениями, которые войдут в новейшую историю Оскара.

Автор:
Андрей Гаврилов
Реклама