Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 апреля 2016 12:27

«Белый квадрат»: Возрождение и признание

«Белый квадрат»: Возрождение и признание

18 апреля 2016 года в московском «Гоголь-центре» состоялась XII Церемония вручения Премии операторского искусства «Белый квадрат». Поскольку в прошлом году церемония не проводилась, были вручены сразу две премии – за 2014 и 2015 гг. Награды получили Леван Капанадзе за «Испытание» и Павел Капинос за ленту «Дуxless 2». Вечер получился особо радостным: возрождение профессиональной награды стало праздником для представителей операторского цеха.

Леван Капанадзе и Павел Капинос

Началась церемония вручения Премии «Белый квадрат» с демонстрации фрагментов работ юбиляров: кинооператоров Александра Левицкого, Леонида Калашникова, Маргариты Пилихиной, Левана Пааташвили, Александра Княжинского, Павла Лебешева, что было встречено бурными аплодисментами зала, в котором было немало учеников этих выдающихся мастеров. 

Ведущий вечера Алексей Агранович провозгласил о возрождении «Белого квадрата» и пригласил на сцену министра культуры РФ Владимира Мединского, благодаря усилиям которого это стало возможным. Первая реплика министра: «Все мы знаем, что операторы – люди скромные», - была воспринята как шутка и встречена гомерическим хохотом. Свою короткую поздравительную речь Владимир Ростиславович завершил сообщением о скором появлении фирменного именного поезда «Оператор Вадим Юсов», что не только увековечит имя выдающегося деятеля кино, но и поспособствует повышению престижа профессии.  

Президент гильдии операторов России Игорь Клебанов

Появление на сцене президента гильдии операторов России Игоря Клебанова было встречено с теплотой и любовью. «Невозможно было представить себе, что Год российского кино пройдет без Премии «Белый квадрат», которая снискала любовь сообщества», – признался Клебанов. Он представил жюри, в состав которого вошли: актриса Алёна Бабенко, киновед Николай Бородачев, кинооператор Пётр Духовской, режиссёр Кирилл Серебренников, кинооператор Сергей Трофимов, художник Сергей Февралев и двукратный лауреат «Белого квадрата» кинооператор Олег Лукичев в качестве председателя жюри. Игорь Клебанов вспомнил, как в 1970-е получал премию за лучшее использование отечественного негатива и отметил, что со временем все поняли: неважно, на какую пленку снимаешь, важно, что снимаешь и с кем. Таким образом он представил Премию «Операторское признание», которая в этом году досталась организаторам: режиссеру-постановщику церемонии «Белый квадрат» Алексею Аграновичу, художнику-постановщику Игорю Гурову и продюсерам Анне Михалковой и Максиму Королеву. Лауреаты были тронуты, а Агранович саркастически подметил, что в лучших кинематографических традициях они начали с вручения премий самим себе. 

Кроме импровизированных шуток одной из добрых традиций церемонии «Белый квадрат» является изящное и изобретательное сценическое оформление. В этот раз на сцене работала небольшая операторская группа с камерой на тележке, изображение с которой транслировалось на большой экран. Фильмы-номинанты 2014 года были представлены детьми в костюмах, ассоциирующихся с темами и персонажами картин: они одной фразой давали смешные, иногда неожиданные характеристики фильмам. Номинантов 2015 года представляла актриса с нарочито четкой артикуляцией в компании мужчин в образах героев называемых лент. 

Олег Лукичев и Кирилл Серебренников

Озвучили решение жюри Кирилл Серебренников и Олег Лукичев. Последний признался, что прекрасно понимает волнение номинантов: он сам неоднократно бывал на их месте. Серебренников отметил, что выбор давался жюри мучительно, призеры определялись в ходе жарких споров и бурных обсуждений, и просил дать возможность вручать хотя бы две награды за один год.

В итоге две вручаемые премии разошлись в диаметрально противоположные стороны: «Белый квадрат» за 2014 год  достался артхаусной картине, лишенной диалогов и, таким образом, во многом построенной именно на визуальности – премию получил Леван Капанадзе за работу над «Испытанием» Александра Котта. Премия за 2015 год присуждена мейнстримовой ленте, созданной для широкого проката и ориентированной на зрительский успех: лауреатом стал Павел Капинос, оператор-постановщик фильма «Дуxless 2».

Леван Капанадзе

Леван Капанадзе со сцены благодарил режиссера Александра Котта, «пустившего его в свое подсознание». «Все говорят, что это операторское кино, а оно на самом деле режиссерское», - констатировал Леван. Павел Капинос тоже не скупился на благодарности, отдельно отметив русскую операторскую школу.

Премию им. Сергея Урусевского за вклад в операторское искусство из рук Михаила Аграновича принял Ломер Ахвледиани – оператор-постановщик картин «Древо желания», «Житие Дон Кихота и Санчо», «Тихие омуты», «Благословите женщину» и других. «Хотелось бы, чтобы эта премия не была завершающей, а вслед за ней были и призы, и новые картины», - пожелал Михаил Агранович своему лучшему другу. Ломер Ахвледиани сердечно поблагодарил всех, с кем ему довелось работать, отметив, что полученная им награда – их общая заслуга.

Ломер Ахвледиани и Михаил Агранович

Вечер прошел в особо радостной, теплой атмосфере, связанной с возрождением премии, основанной в 2004 году Гильдией кинооператоров СК России при участии Министерства культуры РФ, Союза кинематографистов России, Российского Фонда Культуры и Кинокомпании «ВВП Альянс» при поддержке Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. За годы существования «Белый квадрат» доказал свою жизнеспособность и даже необходимость: на праздник чествования тех, кто обычно остается вне фокуса журналистского и публичного внимания, собираются представители разных кинематографических профессий. При этом у «Белого квадрата» есть огромный потенциал. Уже пора учредить больше разнообразных номинаций: вручать призы за лучшую работу в документальном фильме, короткометражном игровом и даже в кукольном анимационном фильме, где оператор играет ключевую роль. Дебютантов же было бы полезно отмечать наградой «открытие года».

Премия "Белый квадрат"

Премии операторского искусства «Белый квадрат» еще есть куда расти, но куда важнее сохранять стабильность: пусть прошлогодняя пауза останется разовым срывом, а праздник операторского мастерства вновь станет ежегодным.

Автор:
Алёна Сычёва
Реклама