Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 сентября 2013 11:35

Изменение предпочтений кинотеатральной аудитории. Куда приходит зритель

Изменение предпочтений кинотеатральной аудитории. Куда приходит зритель

Наиболее активная часть кинотеатральной аудитории уже имеет или получит в ближайшей перспективе альтернативные способы просмотра фильмов, которые конкурируют с традиционным кинопоказом и по комфорту и по цене. Означает ли это, что кинопоказ обречен? Куда приходит зритель? ПрофиСинема продолжает анализировать материалы круглого стола, организованного «Невафильм Research» в рамках фестиваля «Окно в Европу» (8-14 августа 2013).

Владимир Набатов: «YouTube идеально подходит для монетизации короткого контента».

О предпочтениях интернет-аудитории на примере крупнейшего видеохостинга YouTube рассказал Владимир Набатов, представляющий компанию «Xmedia Digital». Один из ключевых аспектов бизнеса «Xmedia Digital» - легализация контента в YouTube. Компания оперирует более чем 750 каналами, генерирует почти полмиллиарда видеопросмотров в месяц и входит в топ-10 мировых сетей на YouTube. Глобальная аудитория YouTube – более миллиарда пользователей во всем мире в месяц. Эти миллиарды пользователей просматривают примерно 6 миллиардов часов видео. В минуту на YouTube загружается примерно 100 часов.

Российская статистика несколько скромнее – примерно 50 миллионов пользователей, аудитория вполне сравнима с телевизионной. С января по июнь 2013 года, на YouTube было зафиксировано 2,5 млрд. просмотров роликов.

Таблица 8

В России преобладает мужская аудитория, и мы видим, что самая большая аудитория – это люди от 13 до 17, а на втором месте возрастная группа от 35 до 44, то есть, это достаточно зрелые пользователи. В мире ситуация несколько иная – несколько преобладает женская аудитория, если говорить о возрастных характеристиках, то, например в США, самая большая аудитория 35–54 года.

Однако, когда описывается аудитория YouTube, необходимо понимать: она в значительной степени фрагментирована и изменяется в зависимости от тематики канала, которых на You Tube достаточно большое количество.

Таблица 9

Что касается устройств, на которых потребляется контент, то на протяжении последних лет наблюдается колоссальный рост мобильного трафика. При этом SmartTV, хотя и занимает в настоящий момент небольшую долю, в процентном соотношении растет быстрее.

Таблица 10

Лучше всего для просмотра через YouTube подходит короткий контент, который возможно пересматривать многократно. «Gangnam Style» – самый популярный ролик на планете за всю историю, имеет больше полутора миллиардов просмотров – это короткое видео – не фильм и не эпизод сериала. Музыкальные клипы – контент, который пересматривается многократно. Если говорить о России, то лидером в прошлом году была «Маша и Медведь», размещенная на канале GetMovies. Длительность чуть больше 6 минут, и это контент, который тоже пересматривается многократно.

Платные каналы на YouTube – это ближайшее будущее. На данный момент в России есть возможность просмотра контента с платных каналов, но нет возможности ведения платных каналов, но она появится в ближайшем будущем, возможно, уже этой осенью.

Таблица 11

Особенность интернет-дистрибьюции состоит в том, что правообладателю больше не нужно быть зависимым от телеканала, от DVD-паблишера и так далее: есть возможность непосредственной, прямой дистрибьюции своего контента и монетизации ее за счет лояльной аудитории, которая хочет потреблять контент по платной или бесплатной модели.

Если цель – донести свое творчество до максимальной аудитории максимально коротким путем, то YouTube для этой цели подходит лучше всего. Однако окупить вложенные средства на этой платформе невозможно. Основной доход пока можно получить исключительно через классические каналы.

Владимир Кожин: «Контент необходимо распространять через максимальное число площадок, и для этого нужны специальные технологические инструменты».
 

Об особенностях распространения контента через множество малых и средних площадок и разных методах монетизации рассказал Владимир Кожин из компании «Pladform» – технологической платформы для дистрибьюции контента на множество небольших и средних площадок.

Таблица 12

Общеизвестно, что в интернете есть две модели монетизации контента – платная (подписная) и бесплатная рекламная. С точки зрения правообладателей, у платной модели дистрибьюции есть ряд плюсов, так как в ней прозрачная система учета. Однако в России она развита слабо, так как слабо развита система электронных платежей.

Плюсом рекламной модели монетизации является то, что сейчас очень большой спрос на рекламу – этот рынок растет на 70-80% в год и деньги туда приходят в достаточно больших количествах. Из минусов: помимо того, что рекламная монетизация – это не 100 рублей за показ, это понятно – здесь нужно работать на объемах просмотров, а не на маленьких количествах покупок.

По мнению Владимира Кожина, нужно распространять контент через максимальное число площадок, и для этого нужны технологические инструменты, которые позволяют наблюдать за показами, нужны платформы для раздачи видео, нужны решения, обеспечивающие независимые счетчики монетизации, реклама показов.

Юлия Скрипченко: «Еще один формат легального просмотра кино – онлайн не заменяет, а скорее дополняет традиционный поход в кинотеатр».

Интернет-кинотеатр TVzavr.ru работает по рекламной бизнес модели. Пользователь имеет возможность смотреть кино бесплатно, но перед просмотром фильма он смотрит рекламный ролик. Были разработаны бесплатные приложения для самых популярных марок «умных» телевизоров Samsung, LG и Panasonic, а также бесплатные приложения для мобильных устройств на платформах iOS и Android.

По данным статистики сервиса, 60% всех просмотров приходится на ПК. Остальные просмотры распределяются так: 20% смотрит контент через мобильные приложения, причем обладателей телефонов на Android чуть больше - 12%, а IOS - 8%, все остальное – это просмотры на Smart TV. Значительную часть контента онлайн-кинотеатра пользователи могут смотреть на своих страничках в социальной сети «ВКонтакте».

Лидирующим контентом по просмотрам является детский контент (мультсериалы, мультфильмы и детское кино) – это 30% от всех просмотров, после него второе место занимают зарубежные и российские сериалы (20% просмотров).

Ядро аудитории – пользователи возраста 25-35 лет, занимающие активную жизненную позицию и активно пользующиеся новыми технологиями.

Пока платная подписка реализована только для компьютеров. Несмотря на то, что количество подписчиков относительно скромное, в службу техподдержки сервиса регулярно приходят письма от пользователей, которые спрашивают, когда можно будет пользоваться платной подпиской на телевизорах? Пользователь готов платить за кино, но требования к изображению и уровню сервиса значительно выше, чем просто просмотр фильма на компьютерах.

По мнению Юлии Скрипченко, доля пользователей, которые будут смотреть контент онлайн, будет продолжать расти. Технологии предлагают новые сервисы, новые возможности, но еще один формат легального просмотра кино – онлайн не заменяет традиционный поход в кинотеатр, а его скорее дополняет.

После выступления основных спикеров в зале развернулась бурная дискуссия. Мы приведем наиболее интересные выступления:

Владимир Медведев, киноцентр «Соловей» на Красной Пресне: «Куда приходит зритель».

Конкуренция, конечно, очень сильно мешает кинотеатрам. Кинотеатров много. Проблема еще и в том, что репертуар в кинотеатрах примерно одинаковый. И сегодня борьба за зрителя уже начинает быть основательной. Вот наш киноцентр был открыт 1 апреля 1989 года. Сегодня, после реконструкции, в этом здании существует 23 зала.
На сегодняшний день это самый большой кинотеатр в России. В Европе – во всех практически крупных столицах есть – 20, 22 зала, где-то 24 кинозала, в Брюсселе – 27 кинозалов.
У нас один большой зал – 489 мест. Остальные сделаны на 114, 96, 86, 72, 63, 60, 42, 33 и 2 зальчика построены, на мой взгляд, просто удивительные - вместимостью 24 места. Экран при этом 4 с лишним метра и стоит цифровое оборудование. Зритель замечает удивительное качество картинки.
Мы поддерживаем разнообразный репертуар. Сегодня, например, идёт 48 фильмов. Естественно, основные – это новые, те, что выходят на экраны. Также очень много фильмов, которые идут 3, 4 месяца, 5 месяцев, полгода, год, два, и, как ни странно, собирают зрителей. Мы показываем и классику мирового кино, и документальные фильмы. Иногда мы конфликтуем с прокатчиками. Например, в прошлом году, когда вышел фильм «Американский пирог 4» компании Universal, мы этот фильм не показали. Для наших зрителей это важно – они знают, что низкопробного кино у нас не увидят. Сегодня нужно, чтобы и кинотеатры были всё-таки со своим лицом. Вот мы говорим: куда уходит зритель? А тут – куда приходит зритель?
Александр Герасимов, киностудия «Мастер-фильм»: «Нам интернет дал рынок сбыта».
Я здесь представляю как раз производителей контента. Я хотел бы сказать спасибо Интернету, потому что у нас короткометражки анимационные – они неформатные для телеканалов. Нам интернет дал рынок сбыта. Наш контент есть и на ivi.ru и, естественно, в YouTube. Да, мы получаем деньги. Мы работаем с каналами на YouTube, получаем суммы, которые перевалили уже за 10 000 долларов в квартал. К вопросу, опять же, об Интернете: у нас есть сериал для самых маленьких (может быть, ваш ребенок уже его смотрит), называется «Три котёнка». Ни один телеканал его не взял. И вдруг в You Tube пошли цифры. На сегодняшний день 30 млн. просмотров – от 1 до 4 лет. Короткометражные фильмы тоже монетизируются. Наши партнёры интернетовские предоставляют нам отчёт, довольно подробный, количество просмотров. Что, когда, чего, сколько копеечек каждый фильм заработал. Это замечательно! Я бы ещё хотел сказать, что в погоне за зрителями у меня сейчас родилась мысль... Мы сейчас делаем полнометражный мультфильм, и выпускать его будет в следующем году. У меня появилась мысль – а не сделать ли одновременную премьеру и в кинотеатрах, и на максимальном количестве интернет-площадок.
Кирилл Разлогов: «За будущее кинематографа я не беспокоюсь».
Ясно, что происходит дифференциация рынка, ясно, что все вот эти вещи внутри интернета и за его пределами будут самыми разнообразными. Меня не очень волнует, что зритель уходит. Уходит и уходит, кино-то никуда не уходит. Фильмы всё равно смотрят. И смотрят всё больше и больше. Вначале телевизионной эры говорили: пришло телевидение, и наступил кризис посещаемости кинотеатров, кино теряет свои позиции. С приходом интернета аудитория кино выросла в десятки раз, хотя, возможно кинотеатры потеряли значительную часть аудитории.
Доходы российского кино, на самом деле, зависят от двух фильмов в год. Она зависит, на самом деле от одного фильма «Легенда №17», от одного фильма про Высоцкого. И, если раз в год делать 2 картины, которые будут срывать банк (что в нашем случае не так сложно), то вот эти блаженные 30%, о которых мечтает все Министерство культуры и все государственные органы и Владимир Владимирович Путин, будут делаться абсолютно спокойно.
В нашей среде, где мы занимаемся вроде каким-то искусством, только от 3 до 6% от аудитории, вообще рассматривает кино и телевидение как художественное явление. А всё остальное работает на совершенно другие задачи. И кинотеатры остаются такими, какими они и являются – развлекательными и дающими возможность людям получать удовольствие.
С появлением интернета в кинотеатрах складывается сложная ситуация, но я не вижу каких-то особых причин думать, что кинотеатры отомрут окончательно. Театр не умер, и даже живёт лучше, чем кинотеатры. Поэтому у кинотеатров есть будущее. А объём аудитории, которая будет, зависит от того, что мы современной дифференцированной аудитории сможем предложить. За будущее кинематографа я не беспокоюсь.
Олег Березин:
Мы не можем точно сказать, что все зрители ушли в Интернет. Мы не можем сказать, что они продолжают оставаться в кинотеатре или у экранов телевизоров. Smart-TV размывает границу между привычным нам телевидением – эфирным, кабельным – и Интернетом, доставляя нам картинку на наш привычный домашний телевизор. Можно говорить о различных видах просмотра. Когда есть коллективный просмотр на большом экране, групповой просмотр на экране телевизора или семейный просмотр, персональный или индивидуальный просмотр на мобильном телефоне.
У кинотеатра есть, на мой взгляд, всего 2 основных преимущества – это большой экран (будем говорить, эффект «Аватара», когда посмотреть на iPad – и расплакаться) и коллективный просмотр.
Итоги:
Всерьез говорить о том, что кинопоказ не выдержит конкуренции с интернетом, наверное, нельзя. Есть целый ряд причин – большой экран, коллективный просмотр, минимальное количество отвлекающих факторов (и, как следствие, другое эмоциональное переживание), которые мотивируют зрителей идти в кинотеатры.

У интернета постепенно формируется своя ниша – это способ доставки фильмов на экран ТВ (SmartTV) или возможность посмотреть контент на мобильном устройстве. При этом, нам представляется, что для полнометражных картин он останется вторичным рынком. Вместе с тем, как показывает практика, различные интернет платформы – отличный способ для монетизации небольших по хронометражу фильмов, например, анимационных.

Практически все выступающие на круглом столе отмечали высокую фрагментированность современной аудитории. Если вместе с этим необходимо учитывать, что услуга кинопоказа стала высококонкурентной, то становится очевидным, что необходимо вырабатывать новые механизмы взаимодействия с аудиторией, предлагать ей разнообразный репертуар. Соответственно, те кинотеатры, которые смогут сформировать предложение на любой вкус аудитории, предложить наряду с блокбастерами нишевые фильмы – классику, артхаус, смогут получить большее количество зрителей.

Отчасти (об этом почему-то не упоминалось на круглом столе) виновниками оттока аудитории являются сами кинотеатры, которые далеко не всегда в состоянии обеспечить качественный показ. 3D очки, через которые ничего не видно, плохо убранный зал, разговоры во весь голос соседа по залу не способствуют получению удовольствия от фильма.
Автор:
Матвей Ромодановский
Реклама