Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 декабря 2020 15:44

Киноиндустрия обсуждает «вызовы в эпоху глобальной цифровой трансформации»

Киноиндустрия обсуждает «вызовы в эпоху глобальной цифровой трансформации»

10 декабря 2020 года прошла масштабная конференция «Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации». Мероприятие организовано по инициативе Министерства культуры РФ при поддержке филиала Киностудии Горького – Научно-исследовательского кинофоинститута (НИКФИ). В обсуждении, прошедшем в смешанном формате, принимали участие крупнейшие представители отечественной индустрии. Организаторам удалось создать атмосферу оживленного диалога: в ходе дискуссии было обозначено немало острых тем и проблем, с которыми приходится сталкиваться в текущей реальности не только основным игрокам, но и зрителям.

Стратегия на 5 лет: кризис, последствия, пути выхода

Заместитель Министра культуры РФ Максим Ксензов начал свой доклад с позитивной ноты, подводящей итоги десятилетия: был отмечен и двукратный подъем производства, и внедрение ЕАИС, сделавшее рынок прозрачным, и увеличение доли российского кино на экранах, превышающей 20% без мер квотирования. Однако, весь финансовый рост оказывается перечеркнут текущим кризисом – в условиях пандемии киноиндустрия столкнётся с нехваткой ресурсов для нового производства и значительным снижением поступлений от дистрибуции. Общее снижение доходов кинопроизводителей оценивается не менее чем в 23 млрд руб, что составляет почти 50% годового оборота и может привести отрасль к показателям 2010 года. Также отмечается и рост цен на зарубежный контент, связанный с девальвацией рубля. Общая ситуация выглядит плачевно: возникают прецеденты неплатежей внутри киноиндустрии, что ведет к общему дефициту оборотных средств.

Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации. Максим Ксензов

Вместе с тем, Ксензов подчеркнул, предполагаемого в будущем спада кинопроизводства планируется избежать: господдержка не будет остановлена. В текущий момент Министерство рассматривает варианты создания «прозрачной инвестиционно-привлекательной индустрии с уверенной позицией на локальном рынке и перспективами на международном рынке» за следующие 5 лет. 

Для это необходимо решение нескольких основных задач: создание качественного конкурентоспособного продукта, обеспечение прорывного развития киноиндустрии посредством модернизации существующих студий, внедрение льготных налоговых условий для производителей контента, поиск инструментов долгосрочного финансирования. Другая амбициозная задача состоит в консолидации коммерческих производителей и государства с целью независимых исследований, изучения рынка, эффективного маркетингового продвижения кинопродукции в том числе и на экспорт. 

Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации. Максим Ксензов и Юлиана Слащева

Эти решения призваны стимулировать спрос на отечественные фильмы. Не менее остро стоит проблема разработки плана профессиональной подготовки кадров по востребованным киноспециальностям, в особенности в области документального и анимационного контента. Министерство планирует введение новых конкурсов и дополнительных сценарных отборов, а также дополнительную поддержку авторских и экспериментальных фильмов.

Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации. Презентация Максима Ксензова

За следующие 5 лет предполагается увеличить доходы всей индустрии на 36 млрд. рублей в год по сравнению с уровнем 2019 года. Меж тем, Ксензов обозначил, что подобное достижение будет в значительной мере подкреплено ОТТ и платным ТВ, — к концу 2025 года их доход превысит кинотеатральный почти в два раза. Здесь же следует предостережение: возможность выдачи прокатных удостоверений к контенту ОТТ пока не рассматривается, но Министерство заинтересовано в соответствии выпускаемых на стриминговых сервисах фильмов и сериалов законодательной базе и ищет механизмы регулирования, в том числе и в создании экономически прозрачной системы, подобной ЕАИС.

Современная система кинопоказа: кто виноват и что делать? 

Значение господдержки также отметил исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов. Именно она способствует активному развитию цифрового показа в стране. Отказ от пленки в пользу цифровизации позволяет экономить на доставке, закупать и показывать редкие европейские картины. Вместе с тем, Соснов отметил, что зритель, выбирая кинотеатр, ориентируется на время сеанса и его географическое расположение, а не на качество изображения и звука. И если населению крупных городов есть из чего выбирать, то жители регионов зачастую лишены такой возможности.

Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации. Федор Соснов

Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин обозначил проблему с другой стороны, объяснив, что стандарт отечественного кинопоказа не может быть написан и реализован, поскольку все оборудование для кинотеатрального показа производится за рубежом. По словам Березина, сейчас не решен даже вопрос громкости того или иного фильма при показе. 

Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации. Олег Березин

Аналогичное мнение высказал Сергей Сельянов, председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения: примерно 10% от бюджета фильма вкладывается в повышение качества изображения и звука, но в итоге вложенных средств оказывается не видно, поскольку кинотеатр не поддерживает современные технологии. 

Выход эксперты видят в лицензировании кинотеатров и создании дополнительных межведомственных организаций, способных контролировать эту проблему. Дмитрий Чекалин, представитель ISO и SMP, в своем докладе подчеркнул: «Необходима поддержка работы национального технического комитета по стандартизации ТК 15 «Кинематография» и интенсификация развития национальной базы нормативной технической документации на основе международных стандартов и отечественных разработок».

Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации. Александр Зенин

Еще одна проблема связана с отсутствием профессиональных стандартов: Слащева упомянула об отсутствии специалистов, способных работать на производстве научно-популярного и образовательного контента, Березин же говорил о кризисе в профессии киномеханика и кинотехника. То же замечание высказал Александр Зенин, технический директор службы кинопоказа ММКФ: по его словам, техники оказываются не способны работать даже с меморандумами от крупных студий, в которых обозначены параметры яркости и громкости.

Кинотеатры и стриминг – друзья или враги?

В то время как кинотеатральный показ переживает кризис, ОТТ сервисы, напротив, наращивают влияние. С долей пессимизма на этот счет высказался Сельянов – HD качество воспроизведения порой оказывается лучше изображения на больших экранах. Другая зона конкуренции – борьба за право на эксклюзивный показ, которая стала отличительной особенностью уходящего года. 

Директор по развитию медиасервисов Яндекса Ольга Филипук, напротив, выразила убеждение, что конкуренции нет: все подписчики экосистемного продукта Яндекс+ становятся потенциальными кинозрителями, а цифровая среда лишь помогает расширять границы досуговых предпочтений. С этой точкой зрения согласился и Антон Сиренко, гендиректор российского офиса Sony Pictures, заметив, что «искать свое» кино стало проще». Вариант партнерства стриминга и кинотеатров видится экспертам и в качестве маркетинговой поддержки фильмов на всех этапах производства и показа. Вместе с тем, эксперты единогласно высказались за создание аналога ЕАИС для ОТТ сервисов.

Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации. Ольга Филипук

Еще одна особенность платформ – готовность к смелым экспериментам: в качестве примера Филипук привела онлайн-релиз картины «Сера» одновременно с ее победой на Кинотавре 2020.

Общая обеспокоенность вокруг цифровизации связана с вопросом авторских прав: все представители индустрии ждут обновления антипиратских законов. Стриминговые сервисы вносят значительный вклад в ускорение этого процесса: с 1 ноября 2018 года более 4.3 млн ссылок добавлено Кинопоиском в реестр пиратских страниц в соответствии с положениями антипиратского меморандума.

Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации. Презентация Владислава Ряшина

Глава StarMedia Влад Ряшин увидел множество глобальных рисков в общей тенденции – таких как существенное снижение рентабельности бизнеса для кинопроизводителей и сокращение независимых продюсерских компаний. По его мнению, следует обратить внимание на опыт иностранных коллег: European Producers Club выступает за то, чтобы обязать иностранных стимеров инвестировать процент от оборота в производство локального контента. Важнейшей особенностью взаимодействия со стриминговыми сервисам он указал появление «индустриального соглашения с имплментированием  основных пунктов в законодательном поле». Подробно принципы регулирования деятельности онлайн-платформ в Европе представлены в презентации, подготовленной Владом Ряшиным.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Автор:
Марина Озеренчук

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Стриминговые сервисы, OTT, VOD

Другие статьи по теме Коронавирус и индустрия

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама
Тизер фильма "Выйти из группы"