Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 июля 2021 12:02

Marché du film 2021: кинопроизводители делают ставки на копродукцию

Marché du film 2021: кинопроизводители делают ставки на копродукцию

13 июля в рамках Каннского кинорынка Marché du film прошла онлайн-конференция  «От кинотеатра до дивана: ускоряет ли covid переход производства с кинотеатрального на некинотеатральный?» / «From cinema to sofa: is covid accelerating a Production shift from theatrical to non-theatrical?», организованная Европейской аудиовизуальной обсерваторией. На встрече, помимо вопросов производства фильмов и влияния на него пандемии, обсуждалась роль кинофестивалей и стриминговых платформ в этом процессе.

Спикерами на встрече выступили профессионалы киноиндустрии – от продюсеров до вещателей и представителей киноинститутов стран ЕС. Они обсудили, каково оказалось реальное влияние коронавируса на кинопроизводство и переход с больших экранов на маленькие (экраны компьютеров), а также каковы риски и дальнейшие шаги развития кинопроизводственных компаний в Европе, учитывая тенденции последних лет, и что дальше будет с кинотеатрами.

«Сдвиг в индустрии наметился еще до пандемии, когда стриминговые плаформы стали нуждаться в большем количестве контента. Я сама как продюсер стала смещать внимание в сторону производства сериалов именно для онлайн-платформ. Так как некоторые истории действительно нуждаются не в одном полном метре, а в нескольких сериях минимум, – рассказала Гудни Хаммельволл, генеральный директор Hummelfilm. – Производство фильмов и сериалов эксклюзивно для стримингов возрастет, но надеюсь, что часть фильмов все-таки будет ориентироваться именно на кинотеатральный прокат, особенно учитывая, что киноплощадки стали постепенно приходить в себя. Перед нами, продюсерами, стоит одна важная задача – вернуть молодую аудиторию, «пересевшую на диван», в кинотеатры, а это можно сделать только качественным контентом».

Нил Пеплоу, директор по международным связям, Британского киноинститута (BFI) продолжил тему кинотеатров и рассказал, что в Великобритании они уже почти вернулись к полноценной работе (напомним, что по заявлению премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, с 19 июля кинотеатры в Англии смогут работать без каких бы то ни было ограничений). «Последний уикенд (9-11 июля) оказался для Великобритании самым удачным с начала пандемии в 2020 году, — отметил Пеплоу. – Исходя из проведенного опроса основной киноходящей аудитории, процентное количество зрителей, утверждающих, что чувствуют себя комфортно в связи с открытием кинотеатров и собираются ходить на сеансы, намного выросло – с 46% в прошлом году до 73% при повторном открытии в этом году. Это очень обнадеживающие цифры».

Беседа очень быстро сместилась к теме сериального производства, переход к которому стал одной из тенденций последних лет. По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, начиная с 2015 года в ЕС наметился сдвиг в сторону производства качественных сериалов, или как их называют — high-end сериалов (в основном это мини-сериалы продолжительностью от 2 до 13 эпизодов), их производство (в часах) за пять лет (с 2015 по 2020 год) увеличилось на 39%, в то время как производство игровых фильмов сократилось на 10%, а телевизионных сериалов на 31%.

За 2020 год, к сожалению, не по всем странам имеются данные, но если судить по предоставленным цифрам по Франции, то производство кинокартин для больших экранов с 2019 по 2020 сократилось на 20%, в то время как производство high-end сериалов продолжает расти, как и их бюджеты. Средний бюджет европейского игрового фильма составляет 3,2 млн евро, в то время как один  эпизод отдельного сериала может стоить больше — речь идет о таких проектах, как, например, «Молодой папа» (4 млн), «Корона» (5 млн) или «Вавилон-Берлин» (3,4 млн).

Все спикеры в один голос заговорили о международном совместном производстве. В 2015-2019 годах доля копродукционных проектов в Европе составляла 23%. Совместное производство снижает риски и потери, которые за последние годы индустрия понесла огромные.

«Это вызов для продюсеров, потому что мы вынуждены все время экспериментировать и рисковать, в большинстве своем финансово. Мы должны постоянно корректировать свою бизнес-модель, искать копродукционных партнеров, а также максимально взаимовыгодные сделки с дистрибьюторами контента, будь то вещательные компании или стриминговые платформы. Нашей компании удается найти баланс между производством и полнометражных фильмов, которые в том числе представляем на кинорынке в Каннах, и сериалов для телеканалов и платформ», – сказала Алехандра Паниги, специалист по стратегическим отношениям, испанской компании MediaPro.

Майя Каппелло, руководитель отдела правовой информации Европейской аудиовизуальной обсерватории, рапссказала, что может сделать отрасль вместе с политиками и государственными органами для защиты своих интересов. Для решения спорных моментов, нужно обращаться к Директиве аудиовизуальных медиауслуг (AVMSD). В отдельных странах ЕС – свои меры поддержки аудиовизуального сектора. Например, в Бельгии введена квота на местные сериалы на французском языке, которые «могут усилить самобытность региона, а также подчеркнуть его наследие».

Ближе к концу встречи все сошлись во мнении, что коронавирус не стал причиной смещения интересов в сторону онлайн-платформ, он просто ускорил их развитие. Однако все спикеры выразили уверенность, что зрители в кинотеатры вернуться, уже сейчас многие фильмы начинают собирать хорошую кассу.

«Я достаточно оптимистичен в своих прогнозах. Могу сказать, что уже этот год был успешным, особенно для независимого европейского кинематографа, перенос американских блокбастеров позволил европейским фильмам собрать хорошую кассу. Хоть посещаемость кинотеатров значительно снизилась в сравнении с 2019 годом, она набирает обороты постепенно», — отметил Кристиан Брауэр, президент Конфедерации Европейских киноакадемий (CICAE).

Брауэр также отметил большую роль кинофестивалей в стимулировании дальнейшего производства фильмов для больших экранов.  Киносмотры — лучшее место, чтобы найти перспективных авторов и новых партнеров для копродукционных проектов.

Буркхард Альтхофф, представитель вещательной компании ZDF, добавил, что сейчас талантливые режиссеры постоянно оказываются перед сложным выбором — для кого снимать, и часто их «переманивают» стриминговые платформы. И привел в пример молодого режиссера Нору Финшелдт, которая взяла несколько призов на Берлинале со своим фильмом «Разрушительница системы», а сейчас готовит проект для Netflix. Он также выразил обеспокоенность тем, что часто стриминги забирают все права на проект, лишая фильмы другой потенциальной аудитории.

Исполнительный директор Европейской аудиовизуальной обсерватории Сюзанна Никольчев в завершении встречи выразила уверенность, что следующая конференция пройдет уже в 2022 году офлайн в Каннах, заключив, что только «коллективные обсуждения актуальных вопросов могут привести к правильным решениям и положительным сдвигам для всей мировой киноиндустрии».

Европейская аудиовизуальная обсерватория занимается исследованием трендов кино- и медиарынка, собирает и анализирует статистические данные, выявляет актуальные тенденции в индустрии. Организация выпускает периодический ежегодный сборник аналитических статей по итогам проделанной работы В материалах обсерватории затрагиваются проблемы финансирования европейского кинопроизводства, гендерного соотношения в индустрии, показателей импорта и экспорта, передела рынка между потоковыми сервисами и традиционными игроками, влияния ковида на медиабизнес...  

С 2018 года портал ПрофиСинема знакомит читателей с ежегодными отчетами Европейской аудиовизуальной обсерватории. Весной 2021 года вышло в свет очередное собрание материалов. Читайте их переводы в специальной подборке на нашем портале.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Кинорынок Marche du Film

Фоторепортажи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама
01