Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 мая 2011 19:01

Единый кинобилет: что делать?

Единый кинобилет: что делать?

24 мая 2011 года в Российском агентстве международной информации «РИА Новости» состоялся круглый стол на тему "В чем проблема внедрения системы единого электронного билета?" Проанализировать причины этой проблемы и нащупать пути ее разрешения попытались чиновники Министерства Культуры, ведающие делами ЕАИС, известные кинопродюсеры, прокатчики и представители кинопоказа.

За круглым столом встретились Заместитель директора Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Игорь Каллистов, начальник управления статистики и аналитики ГИВЦ Министерства культуры РФ Сергей Мокров, кинопродюсеры Сергей Сельянов, Дмитрий Рудовский и Рауф Атамалибеков, генеральный директор кинотеатральной сети Каро премьер Алексей Рязанцев, исполнительный директор Фонда поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков, член организации «Киноальянс», объединяющей ведущие федеральные кино сети Дмитрий Казуто и главный редактор журнала «Искусство кино» и представитель КиноСоюза Даниил Дондурей.

Закон есть закон!

Напомним, что 11 мая 2011 года в Министерстве Юстиции РФ прошел регистрацию приказ «Об утверждении Порядка обмена информацией между демонстратором фильма и оператором единой федеральной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах» (ЕАИС), обязавший кинотеатры регистрироваться в системе единого кинобилета. Однако количество зарегистрированных демонстраторов фильма за минувшие дни заметно не увеличилось. По словам Сергея Мокрова, на данный момент в системе зарегистрировано 1738 демонстраторов фильма, а регулярно передают информацию лишь 180 кинотеатров (около 1000 залов), что не отражает и 50% реального рынка. В чем же дело? Почему кинотеатры не считают нужным исполнять законодательство?

Продюсеры и прокатчики склонны винить в этой ситуации само законодательство, предусматривающее штрафы лишь в размере 300-500 рублей, что не может быть серьезным инструментом давления на кинотеатры. Все попытки увеличить штраф по этой статье, пока не увенчались успехом. «Но есть также статья о нарушении авторских и смежных прав, влекущая за собой более серьезные последствия, начиная от штрафа в размере 30-50 тысяч рублей, и заканчивая конфискацией имущества, самого кинотеатра и даже земли, на которой он расположен», - подчеркнул Игорь Каллистов, не уточнив, тем не менее, в каких конкретно случаях эта статья может быть применена.

«Воруют и воруют много»

Особое оживление на круглом столе вызвал больной вопрос об утаивании кинотеатрами реальных доходов. Сергей Сельянов посетовал на то, что за 3 с половиной года, потраченных на разработку и введение системы единого кинобилета, он до сих пор не имеет представления, в каком кинотеатре и сколько воруют. Продюсера поддержал Алексей Рязанцев, заявивший, что кинотеатры скрывают до 50% (!) кассовых сборов. А Даниил Дондурей, суммируя оценки экспертов, предположил, что кинотеатры в 2010 году утаили до $200 миллионов.

К сожалению, в зале не присутствовали кинопоказчики, которые наверное смогли бы поспорить со спикерами. Удар пришлось держать одному Дмитрию Казуто, представляющему интересы киносетей. “Предположение о том, что кинотеатры утаивают 15-20% прибыли, взято с потолка, - сказал Казуто. – Крупные киносети дают большую часть кассовых сборов и не заинтересованы в сокрытии информации о доходах. Мы приветствуем систему ЕАИС и призываем кинотеатры подключаться к ней”.

«Если мы все за, то кто против?»

Собравшиеся за круглым столом были единодушны, пожалуй, лишь в одном – что систему единого кинобилета надо вводить любыми средствами. Однако нельзя ни учитывать того, что против системы ЕАИС выступают многочисленные независимые кинотеатры. Игорь Каллистов напомнил, что на всех встречах с представителями кинопоказа он сталкивается с их яростным сопротивлением: «ЕАИС – это инструмент государственного насилия над волей кинопоказчиков. Независимые кинотеатры считают, что государство итак слишком много от них хочет, и придумывают множество отговорок, чтобы только не подключаться». Следующим шагом в борьбе Минкульта с кинопоказчиками будет циркулярное письмо в регионы, цель которого – заставить кинотеатры подключаться к ЕАИС, иначе они будут закрываться. А затем уже к делу подключиться и Прокуратура.

Слова чиновника поддержал продюсер Дмитрий Рудовский, предложивший закрываться тем кинотеатрам, которые не в состоянии приобрести и установить модули по передаче информации о проданных билетах в систему ЕАИС. «Устаревшие кинотеатры должны закрываться, и в этом нет ничего страшного. Надо предоставить возможность укрупнения существующим киносетям. К примеру, в США всего 5 сетей, которые охватывают 70% рынка» - сказал Рудовский.

Ваши предложения, господа.

В заключении встречи спикеры выдвинули свои предложения по решению проблемы введения системы единого кинобилета.

Алексей Рязанцев предложил построить систему штрафов по примеру недавно принятого закона о коррупции, согласно которому штраф увеличивается до стократного размера взятки.

Сергей Сельянов уверен, что пока в залах не будут установлены веб-камеры, а в сидениях датчики, продюсеры все равно будут терять свои деньги.

Дмитрий Казуто предложил сделать систему единого кинобилета более интересной для кинопоказчиков посредством введения электронного билета, чтобы ЕАИС также позволяла покупать билеты через платежные терминалы и интеренет, по примеру авиабилетов. Эта мера по мнению представителя «Киноальянса» должна не только расширить рынок продажи билетов, но и уйти от наличного оборота в кинотеатрах.

Ну а Даниил Дондурей, наиболее пессимистично оценивающий ситуацию, считает, что с кинотеатрами вести диалог можно лишь с позиции профессионализма и силы, а в России сила может быть только политической. «В противном случае через 3 с половиной года мы с вами продолжим этот разговор», - подчеркнул Дондурей.

В ответ на предложения спикеров и на вопрос Сергея Толстикова, когда же ЕАИС будет отражать 90% рынка кинопоказа, Игорь Каллистов пообещал сделать все возможное, чтобы до конца лета кинотеатры подключились к системе, а  к концу 2011 года стали регулярно  и в полном объеме передавать информацию.
Автор:
Ксения Сахарнова

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС)

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама