Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 июня 2013 13:57

СНГ, Балтия и Грузия на Moscow Business Square: опыт копродукции

СНГ, Балтия и Грузия на Moscow Business Square: опыт копродукции

25 июня 2013 года в рамках Moscow Business Square состоялся круглый стол «Кинорынки стран СНГ, Балтии и Грузии», на котором продюсеры из Украины, Балтии, Армении, Грузии и Кыргызстана поделились своим опытом сотрудничества с Россией и другими странами по созданию международной копродукции и рассказали о последних проектах. Модератором мероприятия стал Ник Холдсворт из Hollywood Reporter.

Первой выступала Анна Паленчук – продюсер украинской компании 435 FILMS, которая была основана в 2009 году. Компания, в частности, занималась производством копродукционной ленты «Истальгия» (режиссер Дарья Онищенко), сделанной при участии Украины, Сербии и Германии. Продюсерам ленты удалось получить поддержку от Агентства Украины по вопросам кино, а также поддержку Минкульта Сербии и Баварского фонда. «Истальгия», действие которой охватывает три разные страны, уже побывала на нескольких кинофестивалях, 30 мая 2013 года вышла в украинский прокат, а осенью планируется начать международный прокат ленты.

Виктория Лупик из Еревана выступала продюсером копродукционной ленты «Это не я» Марии Саакян (напомним, что новый проект Саакян «Флорист» был представлен на Moscow Business Squarе в секции Московского форума копродукции). Для начала Лупик прояснила неразбериху с названием картины: некоторое время она называлась «Алаверди», по названию города, в котором разворачивается действие фильма, но потом название поменяли: в международном прокате фильм будет именоваться «I'm going to change my name», в Армении и России – «Это не я».

Работа над фильмом началась в 2008-м, и в тоже году Саакян и Лупик основали компанию «Anniko Film». Авторы картины с самого начала решили, что хотят ее делать как независимый проект без участия больших продюсерских компаний, и, по словам Лупик, копродукция была единственным выходом найти средства.

На стадии сценария проект получил несколько грантов и наград: в том числе, грант на развитие проекта B2B Industry Meetings (Сербия), грант Script Consultancy от компании East-West Distribution (Австрия) и Golden Apricot Award на DAB Project Meetings «Golden Apricot» (Армения). Затем производство картины поддержали Goteborg International Film Festival Fund, Berlinale World Cinema Fund и кинокомпания «Парадиз», после чего у проекта появилось два европейских копродюсера – из Дании и Германии. Поддержку на завершение продакшена Саакян и Лупик получили от Датского института кино и российского Министерства культуры. На ММКФ фильм «Это не я» был показан в программе «Гала-премьеры».

Садык Шер-Нияз, председатель Союза кинематографистов Кыргызстана, – один из основателей студии «Айтыш Фильм», направленной на производство игровых, анимационных и документальных картин. В данный момент студия занимается производством исторической игровой ленты Kurmanjan Datka про известную военную деятельницу и правительницу киргизов с 1832 по 1836 годы. Бюджет картины небольшой – порядка $1.5 млн. По словам  Шер-Нияза, государственная поддержка была выбита на фильм с большим трудом, сейчас продюсер ведет переговоры по копродукции с Россией и будет рад международному сотрудничеству.

Dagnė Vildžiūnaitė представила литовскую кинокомпанию «Just a moment», которая ориентирована главным образом на производство документальных и короткометражных картин. В послужном списке компании – четыре документальные копродукции: с Францией, с Россией, с Германией и сейчас в производстве – с Италией. В этом году «Just a moment» запустила также игровой копродукционный проект, в котором участвуют Франция и Голландия.

Поддержку литовскому кинопроизводству оказывает Национальный кинофонд. Денег выделяется немного (в этом году киноиндустрия получила от государства порядка 2 млн евро), зато в Литве с недавнего времени действует закон о налоговых льготах и хорошо развита инфраструктура кинопроизводства, поэтому в Литве работает немало зарубежных съемочных групп – в частности, из Испании и США.

Продюсер Игорь Савиченко из Украины (компания Pronto Film) имеет большой опыт международного сотрудничества – начать хотя бы с того, что Pronto Film участвовала в производстве картины «Импорт/Экспорт» Ульриха Зайдля.

Большим препятствием для украинского (в том числе – совместного) кинопроизводства долгое время была плохо отлаженная система государственной поддержки, но с 2011 года, по словам Савиченко, Фонд развития кинематографии Украины стал работать более менее стабильно. Теперь осталось лишь гармонизировать украинское и европейское законодательство, которое по некоторым вопросам пока что расходится. В качестве примера Савиченко привел неудачный опыт шведско-украинской копродукции. В какой-то момент правила подачи в Шведский фонд изменились и их не успели переоформить, в то же время Украинский фонд требовал, чтобы его деньги были потрачены в течение ближайшего полугода – в такой ситуации время сильно поджимало и пришлось отказаться от сотрудничества со шведской стороной.

Один из текущих продюсерских проектов Савиченко – «Степное» Марины Вроды (фильм был представлен днем ранее на Московском форуме копродукции). И хотя по сюжету «Степное» абсолютно локальная картина, действие которой происходит на Украине, Савиченко считает, что у проекта есть копродукционный потенциал, поскольку сюжет достаточно интернационален. Проект участвовал в рынке Cinemart в Роттердаме и Каннском кинорынке, и теперь продюсеры ведут переговоры по копродукции: картиной заинтересовалась французская компания Les Films Poisson и польская Message Film.

Пот опыту Савиченко зарубежные продюсеры, оценивая проект на предмет копродукции, в первую очередь смотрят на портфолио режиссера, затем на профайл компании, и уже только потом изучают сценарий. При этом огромное значение имеет качество сценарного перевода: продюсер советует нанимать для этого профессиональных писателей и сценаристов.

Глава эстонской Baltic Film Production Марианна Каат не стала рассказывать о проектах своей компании. Вместо этого продюсер и режиссер кратко изложила особенности устройства системы кинопроизводства в Эстонии. Два основных эстонских фонда – это Фонд «Капитал культуры» и Киноинститут. Для того, чтобы производить с Эстонией копродукцию, требуется обзавестись эстонским сопродюсером. Также эстонская сторона обязательно должна внести в проект часть, так называемого, «creative input» (например, эстонские специалисты занимают важные позиции в съемочной группе или на территории Эстонии осуществляется постпродакшн картины). Кроме того, деньги, выделенные на производство эстонской стороной, должны быть потрачены в Эстонии. А вот система налоговых льгот на территории страны эстонским законодательством пока не предусмотрена.

Нана Джанелидзе представляла на круглом столе Национальный киноцентр Грузии. С 2010 года в Грузии утверждена Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве, с 2011 года Грузия вошла в Eurimage. Правила копродукции с Грузией стандартные: нужен копродюсер с грузинской стороны и грузинский творческий вклад, тот самый «creative input». Среди грузинской копродукции последних лет Джанелидзе отметила франко-грузинско-немецкий «Grzeli nateli dgeebi» и эстонско-грузинский «Mandariinid».

Присутствовавшего на круглом столе Жоэля Шапрона из UNIFRANCE заинтересовало, с какими сложностями сталкиваются продюсеры постсоветского пространства при съемках международной копродукции. Оказалось, что часть продюсеров имела дело с таможенными придирками и двойным налогообложением. Эти проблемы удается так или иначе обходить, но, скорее, хитростью, чем апеллированием к законодательству, которое в области кинопроизводства в некоторых странах СНГ очевидно недоработано.

На вопрос о том, с какими странами легче всего сотрудничать, продюсеры не смогли дать однозначного ответа: успех в большей степени зависит от проекта, продюсеров и бюджета, нежели от страны. Лупик особо отметила Данию, Савиченко — Францию, и неспроста: страна давно держит курс на развитие копродукционного направления. По статистике Шапрона, Франция за последние одиннадцать лет произвела 2772 картины, из них 42% – это копродукция.
Автор:
Дарья Горячева
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама