Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 октября 2010 10:40

«Кино Экспо»-2010: От прямой конкуренции к компромиссному сотрудничеству

«Кино Экспо»-2010: От прямой конкуренции к компромиссному сотрудничеству

С 20 по 24 сентября в Санкт-Петербурге прошел 12-й международный форум и выставка «Кино Экспо», в рамках которого состоялись не только традиционные презентации российских дистрибьюторов и иностранных кинокомпаний, но и несколько важных деловых мероприятий, затрагивающих наиболее актуальные проблемы киноиндустрии. Причем форма проведения этих мероприятий имела нестандартную схему, даже с элементами игры и шоу, что сделало форум по-настоящему незабываемым.

Прежде всего, речь идет о 1-ом российском интерактивном чемпионате по кинобизнесу «Кино Экспо Интерактив 2010». С подзаголовком «Дискуссия лидеров отечественной киноиндустрии по наиболее острым вопросам с непосредственным участием аудитории при помощи интерактивных технологий». Проще говоря, всем на входе раздали электронные пульты, с помощи которых каждый в зале (а это преимущественно владельцы кинотеатров) мог выражать свое мнение, и решить исход «битвы титанов». Ведущим и автором этого подчас очень даже веселого действа стал Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм».

В чемпионате приняли участие две команды. В Команду А вошли: Андрей Терешок, генеральный директор сети кинотеатров «Формула кино»; Алексей Рязанцев, директор кинокомпании «Каро Премьер»; Евгений Болеско, директор сети кинотеатров «Метелица-Байкал»; Эдуард Пичугин, председатель совета директоров ГК «Кино Сити». А участниками Команды В стали: Игорь Ильчук, генеральный директор сети кинотеатров «Каро Фильм»; Марина Бодягина, руководитель проката компании «Двадцатый век Фокс СНГ»; Мирза Алиев, директор ГУП «Леноблкинопрокат»; Геворг Нерсисян, президент компании «Парадиз».

Конкурсные задания осуществлялись двумя способами. В первом случае команды поочередно отвечали, а присутствующие в зале с помощью пультов определяли, чье мнение им ближе. А во втором – сперва зрители выбирали из предложенных вариантов ответ на вопрос, а участники команд пытались определить, как же ответит большинство. Так как в командах и зале присутствовали и прокатчики, и владельцы кинотеатров, то интересным было наблюдать, найдут ли они общий язык, и как смотрят на одну и ту же проблему?

Например, самый наболевший вопрос: «Каким образом должны делиться кассовые сборы между кинотеатром и прокатчиком?» Команда В решила соригинальничать и ответила «Справедливо», а вот Команда А проголосовала за дружбу и оставила все как есть: «50% на 50%». В этом вопросе зал поддержал Команду А. Надо признать, что обе команды оказались очень подготовленными к встрече, и борьба за лидерство оказалась напряженной. Зачастую верные ответы противников совпадали, и счет чемпионата колебался в районе ничьи. Но в самом финале Команде А все же удалось вырваться вперед с итоговым табло 8:6.

Все участники команд получили памятные призы, а зрители-участники хорошее настроение и бесценный опыт живого общения, где в непринужденной обстановке удалось достичь компромиссов по многим наболевшим вопросам. В итоге общим голосованием было решено сделать Интерактивный чемпионат – ежегодной традицией форума.

Не в менее дружеской атмосфере прошла и панельная дискуссия «Привлечение и удержание аудитории кинотеатров». Представители региональных, федеральных и столичных кинотеатров и сетей делились своими секретами развития бизнеса. Ведь то или иное маркетинговое решение может напрямую зависеть от региона, города, или даже района, в котором расположен кинотеатр.

Например, Елена Полянская (директор компании «Монитор-Прокат» (г. Краснодар, 13 кинотеатров, 45 экранов) рассказала о сентябрьской «Дьявольской» акции, проводимой в ее сети. Не секрет, что в сентябре в прокат вышли сразу три фильма на тему Люцифера: «Последние изгнание дьявола», «Цветок дьявола» и «Дьявол». Зрители, купив билет на первый релиз, получаю скидку на второй мистический проект, а если купят билет и на третий – то и скидка будет еще больше.

Тему скидок и введения клубных карт поддержали многие региональные сети и кинотеатры, а вот некоторые их столичные коллеги ответили, что подобные акции – не их профиль. Алина Сигачева, директор департамента сети кинотеатров «Синема Парк», отметила, что в столице лучше не понижать цену на билеты – даже в рамках акций и клубных карт. Жители столичных регионов – обеспеченнее, чем в целом по России, и достаточно активно посещают кинотеатры (и, несмотря на высокую конкуренцию, зрителей хватает на всех).

Но дело не только в этом. Покупая билет со скидкой, например, за 50 рублей во время акции, зритель подсознательно «привыкает» к этой цене, и когда приходит в следующий раз, а билет стоит уже 150 рублей – у зрителя возникнет невольное ощущение, что его обманывают. Ведь он же покупал за 50 рублей, значит и на этот раз билет стоит 50 рублей, а «дополнительные» 100 рублей – обман!

Ольга Проскурякова, заместитель гендиректора по маркетингу и рекламе сети «Формула кино» поделилась опытом создания VIP-залов. Как шутливо заметил модератор Олег Березин, один из таких кинотеатров недавно прославился тем, что с его стоянки угнали новенький «Майбах». Если в кино приезжают гости на таких машинах, значит у них (и у гостей, и у владельцев залов) все в порядке! Такие залы работают по принципу «Любой каприз за ваши деньги». Можно выбрать фильм, время сеанса, не говоря уже о спец.меню и винной карте. Но в такие залы, по словам Ольги, приезжают не только золотая молодежь и олигархи, а также государственные деятели на самом высоком уровне. Как правило, выкупается весь зал целиком, чтобы вип-персону ничто и никто не отвлекал от происходящего на экране.

В целом, все участники сошлись на том, что никогда не нужно останавливаться на достигнутом, и постоянно искать что-то новое, не боятся рисковать. Экспериментировать и с пространством кинотеатра, и с различными маркетинговыми акциями, учитывая при этом специфику своего региона и конкретного зрителя. И обязательно необходимо проводить подобные встречи, на которых можно поделиться полученным опытом – как удачным, так и не очень.

Более подробно о конференции «Бизнес кинотеатров и современный кинозритель» читайте в статье «Скажи мне, кто твой зритель, и я скажу, кто ты».

Отдельного упоминания заслуживает презентация компании «Гоблин Энтертормент». Переводы от Гоблина стали культовыми в среде киноманов и синефилов, и хотя шутливые версии «Бумера», «Властелина колец» и «Матрицы» обижают некоторых фанатов этих проектов, сам Дмитрий Пучков (настоящее имя Гоблина) отзывается об оригиналах с большим почтением. К тому же на рынок вышло масса подделок под фирменный стиль Гоблина – сам он сделал все 6 шутливых переводов, остальное – фикция плагиаторов.

Но на «Кино Экспо» Дмитрий Пучков - Гоблин приехал не ради шутки. Он предложил серьезные варианты новых возможностей для продвижения проектов для дистрибьюторов и кинотеатров. Уже многие московские зрители знают, что в некоторых залах (например, кинотеатр «Ударник») можно попасть на эксклюзивный, «живой» перевод фильма от Гоблина. Разумеется, перевод осуществляется по смыслу картины, а не в шутливой версии. Но Гоблин не смущается ни крепкого словца, когда это надо (не все ругательства могут трансформироваться в банальное «Черт!» и «Вот дерьмо!»), ни оригинальных интонаций, делающих просмотр в такой версии – незабываемым.

Специально для презентации Дмитрий Пучков подготовил видеообращение, в котором рассказал, что его компания выходит на федеральный уровень. Теперь, по обоюдной договоренности, возможны и выпуск дублированных копий с его версией перевода в прокат, и дополнительная дорожка на лицензионных DVD. А также специальные туры по России – в конкретные кинотеатры, желающие прорекламировать свой контент оригинальным способом. Ведь Гоблин – это некий бренд, уже претендующий на свою нишу в российской киноиндустрии. Этому можно поучиться – как человек, имея живой ум, талант и креативную жилку, сумел интегрироваться в легальную среду кинобизнеса.

Свое умение креативного перевода Гоблин в очередной раз продемонстрировал на деле – переведя для всех участников форума вживую проект от Каро Премьер – «Город воров». Также в планах «Гоблин Энтертормент» работа с проектом «Такер и Дейл спешат на помощь» (Вольга) и некоторыми другими.

А классические презентации российских дистрибьюторов также преподнесли всем участникам форума несколько приятных сюрпризов. Начиная уже с формы их проведения. Почти все прокатчики окончательно (тенденции к этому наметились на последних Кинорынках) перешли от запинающихся речей и пошловатых шуток к европейской видеопрезентации, когда весь материал комплектуется в один ролик, и дикторский текст или (при необходимости) комментарии ведущего сопровождают его.

В этом году, похоже, новогодней битвы за кассу удастся избежать без обильных денежных потерь в наработке на каждую копию. Гласно или негласно, но прокатчики грамотно развели все сильные проекты, дав возможность заработать всем. Так, Каропрокат перенесли выход «Волшебного кубка Роримма Бо» на весенние каникулы, а ЦПШ выпускают «Щелкунчика и крысиного короля» 1 января, перенеся и второй новогодний хит «Знакомство с Факерами 2» («Маленькие Факеры») с 30 декабря на 23.

23 декабря выходит и «Трон. Наследие» от «WDSSPR», но у этого релиза своя публика, и с сиквелом популярной комедии они должны в прокате разойтись мирно. «Фокс» также убрал с 30 декабря блокбастер «Путешествия Гулливера» на 6 января, где им «хватит места» с WDSSPR-м триллером «Турист», потому что 30 декабря выходят анимационный хит от «Наше Кино» – «Три богатыря и Шамаханская царица», а для самых маленьких зрителей на новогодние праздники стартует «Медведь Йоги» от Каро Премьер. Ну а продолжение франшизы «Самый лучший фильм ТриДэ» «WDSSPR» изначально планировал на студенческие каникулы – старт 20 января – там у него уже нет конкурентов.

Что ж, такой переход от прямой конкуренции к компромиссному сотрудничеству похвален, посмотрим, принесет ли он свои плоды, и все ли (прокатчики и кинотеатры) останутся довольны.

Отдельные слова благодарности и уважения нужно сказать всем организаторам «Кино Экспо»-2010. Грамотно составленная программа (лишь день деловой секции оказался слегка перенасыщенным, и всем, желающим посетить все конференции, пришлось нелегко), современные залы конференций и просмотров, оперативно организованные кофе-брейки и выезды с трансферами за пределы ЛенЭкспо (где проходило большинство мероприятий) - все это было сделано на самом высоком профессиональном уровне. Похоже, российская индустрия и впрямь принимает очертания цивилизованного, заинтересованного в содружестве во имя общих интересов сообщества, а не теневого бизнеса прошлых рвачей, бандюганов и малиновых пиджаков.
Автор:
Андрей Гаврилов
Реклама
01