Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 декабря 2011 10:24

«Волоколамский рубеж»... победил на фестивале с тем же названием

«Волоколамский рубеж»... победил на фестивале с тем же названием

В игровом конкурсе VIII Международного фестиваля военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» интриги не было изначально. Только глянув на список картин, можно было догадаться, кто получит главный приз. Он, то есть Никита Сергеевич Михалков с «Утомленными солнцем 2: Цитаделью», его и получил. Мало того, «Утомлённые...» получили и приз зрительских симпатий. Военная эпопея Михалкова не порадовала большими кассовыми сборами в общероссийских масштабах, а вот волоколамцев, видимо, наконец-то прошибло. Счастливый Никита Сергеевич на церемонии закрытия не преминул напомнить симпатизирующим ему зрителям о том, чтобы они не забыли посмотреть   одноимённый телесериал.

Таким же благостно определённым в своих решениях было и жюри неигрового кино во главе с ветераном отечественного телевидения, режиссером-документалистом Игорем Беляевым.  Главный приз, как говорится, сам просился в руки: уж коли есть такой фильм под красноречивым названием «Волоколамский рубеж», да ещё снятый волоколамцем Романом Волковым с привлечением местного административного и человеческого ресурса – так почему не поощрить энтузиастов на дальнейшие подвиги? Отличается ли «Волоколамский рубеж» какими-либо особенными художественными достоинствами? Да нет, кино добротное, «датское» (к 70-летию начала контрнаступления советских войск под Москвой), эмоционально прошибающее только к финалу, когда на титрах звучит народная песня «Вдовушка». А так – в ряду других неигровых картин, где, если воспользоваться известной цитатой из «Войны и мира» Толстого, «erste Kolonne marschiert... zweite Kolonne marschiert” (“первая колонна марширует... вторая колонна марширует...»). Может быть, фильмы, снятые в жанре «военной сводки», и могут заинтересовать, но лично мне, вашему покорному слуге, не хватало простого, грамотно использованного «человеческого фактора».

Впрочем, в некоторых лентах он даже зашкаливал. «Тайфун под Москвой» Вахтанга Микеладзе, также посвящённый памятной дате, снят в привычной для этого режиссера манере – энергичный монтаж; как бы это потактичнее сказать –  «взвихренная» интонация, патриотическая риторика, куда ж без неё... Огорчает другое: оказывается, чтобы понравиться, надо вывести на экран изображение ребенка, покрытого мухами и бог знает чем ещё и возопить срывающимся от волнения голосом: «Мы хотим, чтобы это врезалось в вашу память!» Что это, как не откровенная манипуляция зрительским сознанием, не давление на зрительские эмоции? Однако, вот вам результат — приз администрации Волоколамского муниципального района за воплощение героической истории Отечества и приз Фонда поддержки неигрового кино имени Романа Кармена.

В «Партизанских детях» Игоря Григорьева, снятого на две трети крупными и средними планами, «человеческий фактор» бьёт не в бровь, а в глаз, да так сильно, что впору защищаться. Поскольку тем самым партизанским детям cейчас всем больше восьмидесяти лет, и мы видим их в основной массе немощными стариками — слепыми, глухими, с дрожащими — уж извините за  жестокий реализм — руками и головами. Что мы должны к ним испытывать? Если рассуждать чисто по-человечески, наверное, жалость, сострадание к их сегодняшнему состоянию. Потому то, что происходило тогда, около семидесяти лет, волей-неволей ушло на второй план.

Бесспорно, прямое авторское вмешательство или излишнее доверие фактуре «перекашивает» иногда не только композицию фильма, но искажает и зрительское восприятие. Единственная картина, в которой удачно совместились и жестковатый авторский взгляд, и реалистическая, пряная, живая фактура — это «Осуждённый свободой» пермяка Рашида Давлетшина. История мужичка, бывшего афганца, который из «девочек» делает «настоящих мужчин» (попросту говоря, готовит сельских пацанов к армейской службе), к тематике «Волоколамского рубежа» отношение имеет несколько опосредованное; «Осуждённый...», с размышлениями о том, где заканчивается свобода и начинается уже что-то совсем противоположное, органичнее смотрелся бы на «Сталкере». Гости и участники семнадцатого «Сталкера» cмогут убедиться в нашей правоте, времени до фестиваля осталось совсем немного.

Восьмого «Волоколамского рубежа» коснулось наступление «докудрамы», соединяющей элементы игрового и неигрового кино. И здесь мы не нашли идеальный образец популярного на российском телевидении жанра. Если в «Генералах против генералов» (режиссер Юрий Кузавков; специальный приз жюри) это соединение не раздражает из-за небольшого количества игровых сцен, поданных довольно тактично, то в «Солдатском долге маршала Рокоссовского» остаётся только удивляться, как в одном флаконе может уместиться безупречно подобранная хроника и откровенно слабая, плохо срежиссированная «художественная правда».

Как бы то ни было, понятно одно: cколько ни спрашивай, «что такое хорошее военно-патриотическое кино», вопрос ещё долгое время останется открытым. Несмотря на «возвышенное» состояние некоторых кинематографистов (Беляев о фильме «Волоколамский рубеж»: «На этой картине хочется молиться») и бодрые улыбки фестивальных организаторов.

Призы VIII военно-патриотического фестиваля «ВОЛОКОЛАМСКИЙ РУБЕЖ» имени С.Ф. Бондарчука

Общественные призы

Приз Губернатора Московской области за воплощение на экране образа защитника Отечества – актеру Владимиру Гостюхину
Приз Администрации Волоколамского муниципального района за воплощение на экране героической истории Отечества – документальному фильму «Тайфун под Москвой», реж. Вахтанг Микеладзе (Россия)
Приз Госфильмофонда Российской Федерации – фильму «Земля людей», реж. Сергей Говорухин (Россия)

Неигровое кино
Главный приз – фильму «Волоколамский рубеж», реж. Роман Волков (Россия)
Специальный приз жюри – фильму «Генералы против генералов», реж. Юрий Кузавков (Россия)
Приз прессы «за правдивый и честный рассказ о войне» – фильму «Виктор Астафьев. Веселый солдат», реж. Андрей Зайцев (Россия)
Диплом Фонда поддержки неигрового кино Романа Кармена – фильму «Тайфун под Москвой», реж. Вахтанг Микеладзе (Россия)

Игровое кино
Гран-При – фильму «Утомленные солнцем 2: Цитадель», реж. Никита Михалков (Россия/ Германия/ Франция)
Приз зрительских симпатий – фильму «Утомленные солнцем 2: Цитадель», реж. Никита Михалков (Россия/ Германия/ Франция)
Специальный приз жюри – фильму «Брестская крепость», реж. Александр Котт (Беларусь/ Россия)
Приз за лучшую мужскую роль – Алексею Гуськову, за роль в фильме «4 дня в мае», реж. Ахим фон Боррис (Германия/ Россия/ Украина)
Приз за лучшую женскую роль – Минь Хьонг, за роль в фильме «Не сжигай это», реж. Данг Нят Мин (Вьетнам)
Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама