Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 декабря 2011 06:55

Польская академия кинодокумента: Время объединять усилия!

Польская академия кинодокумента: Время объединять усилия!

С 6 по 10 декабря 2011 года в Москве в рамках кинофестиваля АРТДОКФЕСТ впервые состоялась Польская академия кинодокумента – комплекс мероприятий, предоставивший уникальную возможность молодым российским документалистам разработать проекты своих будущих фильмов под руководством ведущих польских документалистов и увидеть лучшие образцы польской школы документального кино, высоко почитаемой во всем мире.

Польская академия кинодокумента стала частью международных мастерских «Драгон форум» - одного из ведущих событий в области европейского документального кино, на протяжении семи лет предоставляющего возможность документалистам из разных стран мира встретить единомышленников, проложить дорогу от идеи фильма к ее реализации, найти зарубежных продюсеров и инвесторов и разобраться в том, что представляет собой рынок документального кино. Для участия в Академии были отобраны 15 проектов документальных фильмов из России и стран бывшего СССР. Программа мастерских состояла из трех основных этапов: общая и индивидуальная работа над проектами, лекции по документальному кино польских специалистов и просмотры лучших польских неигровых фильмов – участников международного кинофестиваля «Искусство документа», который ежегодно проходит в Варшаве в конце ноября.

Дорота Рошковска и Виталий Манский

Со стороны Польши в качестве преподавателей были приглашены режиссер-документалист Мария Змарч-Кочанович - автор известных документальных фильмов «Я люблю Польшу» и «Поколение 89», Ежи Сьлядковски – режиссер и продюсер более 40-ка документальных фильмов, Кристиан Матысек – оператор и режиссер фильмов о природе «Клювом и когтем» и «Песок-хищник», режиссер монтажа Гражина Градонь, специалист по ко-продукции Польского института кино Кароль Маковски, директор программ Краковского Международного кинофестиваля Барбара Орлич-Щипула. Со стороны России – режиссер, продюсер и директор фестиваля АРТДОКФЕСТ Виталий Манский, программный директор АРТДОКФЕСТа кинокритик Виктория Белопольская, режиссер-документалист и преподаватель ВГИКа Дмитрий Кабаков.

Обычно мастерские, будь то «Драгон форум» или любой другой европейский питчинг, проходят на английском языке, что позволяет участникам усовершенствовать владение международным языком, а организаторам существенно сократить время, требующееся на перевод. Но для России было сделано исключение, так как уровень знания английского языка у нас в стране по-прежнему не высокий. Впрочем, находились энтузиасты, которые пробовали питчинговаться на английском. На протяжении трех дней участники Академии разрабатывали проекты вместе с преподавателями, усваивали мастерство публичной презентации, смотрели польские документальные фильмы и обсуждали их с авторами картин.

Ежи Сьлядковски: «Будьте готовы продать свой проект»

В последний день молодые документалисты участвовали в питчинге, защищая свои проекты перед профессионалами. Жюри оценивало их по всей строгости, но в то же время хваля выступающих за прогресс, которого им удалось достичь в течение четырех дней. Увы, не все участники смогли должным образом подготовиться к презентации. В минусе оказывались те их них, которые не предоставили никакого видео-материала к будущему проекту (обязательным условием участия в международном питчинге является наличие 3-5-ти минутного трейлера, дающего визуальное представление о картине). Распространенной ошибкой являлось и то, что многие обсуждали исключительно тему фильма, а не способ ее экранного воплощения.

Ежи Сьлядковски

Ежи Сьлядковски, в мастерстве которого участники Академии и зрители АРТДОКФЕСТа смогли убедиться, посмотрев его замечательную документальную картину «Последнее искушение Гаврилы», акцентировал внимание на том, что, пожалуй, основным рецептом успеха на питчинге должна быть готовность продать свой проект. Не менее важно и то, чтобы режиссер и продюсер могли ответить самим себе, а заодно и будущим партнерам, на вопрос: о чем мой фильм, и что он во мне как в зрителе изменит, - считает документалист Дмитрий Кабаков. Автор непременно должен держать в уме послание к зрителю или, говоря современным языком, месседж своего фильма.

Особый подход следует искать к фильмам на темы, которые уже не раз поднимались в документальном кино, но по-прежнему актуальны. Обращаясь к таким темам, нужно пытаться поставить своих героев в непривычные для них ситуации, чтобы преподнести их с неожиданной стороны. Нельзя забывать о том, что документальное кино любит контрасты и провокации. Не следует и браться за рассказ о герое – выдающемся художнике, если сам пока являешься новичком. «Ты должен доказать, что достоин снимать о своем герое», - убежден Виталий Манский.

Питчинг Польской академии документа

В результате питчинга решением жюри были выбраны два наиболее перспективных проекта, отмеченные дипломами и получившие возможность принять участие в Международной академии «Драгон форум» в 2012 году, которая пройдет в три этапа в Варшаве (февраль), Берлине (апрель) и Кракове (начало июня), где состоится финальный питчинг в рамках Краковского фестиваля. Директор «Драгон форум» Дорота Рошковска на церемонии закрытия фестиваля АРТДОКФЕСТ вручила дипломы режиссеру проекта «Петь» Ольге Короткой и продюсеру Анне Бычковой и режиссеру Евдокии Москвиной, представившим проект «Помогайка или шелковый путь».


Виталий Манский: «Делая свой первый фильм, думай не о призах, а о том, как изменить мир»

Польская академия кинодокумента окончилась 9 декабря 2011 года на мажорной ноте. К началу конференции с участием польских и российских документалистов – последнего мероприятия Академии – никто не мог предположить, что она выльется в жаркую дискуссию со спорами на повышенных тонах. На конференции прозвучали доклады о программе поддержки документального кино, разработанной Польским институтом кино, финансирующим в том числе и ко-продукции, о Краковском кинофестивале – старейшем польском смотре документальных фильмов, на участие в котором ежегодно претендуют около 3-х тысяч картин со всего мира, и лишь 30-35 из России.

Дорота Рошковская вручает дипломы

Режиссер Ежи Сьлядковски озвучил основные с его точки зрения принципы работы в документальном кино. Выбор харизматичного героя, по его словам, является самой важной задачей, стоящей перед документалистом. Так как именно герой является проводником, транслятором замысла режиссера зрителю. Необходимо находить свою интригу в каждой теме, создавать особый стиль для ее воплощения. И, конечно, четко понимать, о чем ты делаешь фильм, ясно видеть цель, потому что нельзя «ехать одновременно в Одессу и Петербург». Распространенной ошибкой начинающих документалистов, по мнению польского мастера, также является стремление в первую минуту раскрыть весь замысел фильма. Такая поспешность в неигровом кино недопустима.

Когда микрофон перешел к Виктории Белопольской, дискуссия начала обретать более эмоциональную окраску. Программный директор АРТДОКФЕСТа заявила, что документальное кино в России перестало выполнять свою главную миссию – быть совестью общества и нести ответственность за судьбы мира. «Нам необходимо сегодня политически активное кино, которое вместо наших соотечественников в России снимают иностранцы», - подчеркнула Белопольская. «Наши документалисты отрезаны от общества, добровольно отказавшись от своей миссии, - поддержал возмущение коллеги Виталий Манский. – Они идут на компромисс, потому что хотят комфортно жить». «А кто и на какие деньги будет снимать сегодня такое кино?» – вмешался в разговор режиссер-документалист Валерий Балаян. Ни для кого не секрет, что государство – единственный в России «спонсор» неигрового кино – остерегается поддержки фильмов на оппозиционную власти тематику. Автор нашумевшего фильма «Любите меня, пожалуйста» о журналистке «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, застреленной в Москве вместе с известным адвокатом Станиславом Маркеловым в январе 2009 года, Балаян на своем примере столкнулся и с проблемой цензуры на российских фестивалях, так как его картину отвергли все российские киносмотры, кроме АРТДОКФЕСТа, дорожащего репутацией независимого фестиваля, тогда как за рубежом лента активно демонстрируется на фестивалях на протяжении двух лет.

участники Академии

Документалисты сошлись на том, что необходимы реформы и омоложение во всех организациях, связанных с неигровым кино (речь шла, прежде всего, о Гильдии документального кино, где, по словам спикеров, заседают одни пенсионеры и маргиналы).
Однако не трезвый расчет должен руководить молодыми режиссерами, снимающими свои первые фильмы, не мечты о фестивальных «лаврах», а желание в своем фильме сказать что-то важное и хотя бы попытаться изменить мир в лучшую сторону.
Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама