21 мая 2012 11:33
Канны 2012: Экватор
Ну вот и минула ровно половина 65-го Каннского кинофестиваля (16-27 мая 2012). Время, как это любят делать дисциплинированные журналисты, подводить промежуточные итоги. Словно зная об этой дурной привычке критиков, Каннский фестиваль начал вторую половину с фильма Михаэля Ханеке «Любовь», ставшего мгновенно фаворитом среди пишущей части участников и наблюдающих.
Обо всем остальном – потом, а сейчас – Ханеке. Только этому угрюмому австрийцу с лицом состарившегося Христа и взором профессионального мизантропа могло прийти в голову назвать фильм о смерти «Любовь». То, что он знает толк и в том, и в другом, мы были уверены и раньше. То, что он знает, как философски привести эти понятия к общему знаменателю, он блестяще показал нам в новой картине «Любовь». Пожилая, за 80, супружеская пара – Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анна (Эмманюэль Рива), бывшие преподаватели музыки, живут в красивой парижской квартире, наслаждаются покоем и друг другом, ходят на концерты, принимают семейство живущей за границей дочери Евы (Изабель Юппер). Анну разбивает частичный паралич, и Жорж, который когда-то пообещал не отдавать ее в больницу ни при каких обстоятельствах, становится, по сути, сиделкой. В фильме Ханеке нет ни слова о любви, зато полно физиологических подробностей, мельтешащих сиделок, и запах беды вперемешку с запахом лекарств становится неизбывен.
Но у этого запаха есть другое название – это запах жизни, которую ежесекундно пытается вдохнуть в свою уходящую жену Жорж. И пока Анна способна ловить это запах, дышать им, он равносилен любви, они дышат им вместе, он – только для двоих. Но жизнь постепенно уходит, и, не дав себе ни секунды на размышления, Жорж делает то единственное, что подсказывает ему любовь, - отправляет спутницу жизни на тот свет. Ханеке словно не делает различия между понятиями «любовь» и «смерть», «любовь» и «жизнь», «жизнь» и «смерть». Жесткость и камерность фильма лишь подчеркивают ту степень интимности, что заложена в каждом из этих понятий.
Два секс-символа 60-х – Трентиньян и Рива – в фильме строги и не сентиментальны. И оттого еще естественнее, еще гармоничнее выглядит финал фильма. Не надо пугаться того, что вы тут узнали сюжет, - фильм начинается с приезда в опустевшую квартиру супругов пожарной команды и вида разлагающегося трупа, утопающего в цветах на супружеском ложе…
Не менее жесткую драму снял еще один любимчик Каннского фестиваля – датчанин Томас Винтерберг, один из основателей знаменитой «Догмы». «Охота» - о 40-летнем воспитателе детского сада в крохотном городке, пропавшем под страшное подозрение. В результате случайно брошенного слова, плода смешной фантазии маленькой девочки, герой фильма Лукас превращается в изгоя. Постепенное нагнетание липкого страха и жуткой обиды – это то, что обычно Винтербергу удается блистательно. Словно рвутся невидимые ниточки, связывающие человека с жизнью, - одна, другая, третья, десятая, сотая…
Но это, пожалуй, и все. Остальное пока бултыхается где-то на уровне среднего, крепкого, но огорчительно не выдающегося кино и непостижимым образом напоминает проблемы российского кинематографа. Скажем, проблемы с драматургией. Оказалось, что даже такие блистательные режиссеры, как Жак Одиар или Кристаин Мунджу не всегда способны создать шедевр из собственной истории. Первый приехал с новым фильмом «Ржавчина и кость» явно брать реванш за проигрыш в 2009 году «Белой ленте» Ханеке, довольствовавшись «лишь» Гран-при, который хоть и хорош, но все же – вторая по значимости награда.
Другой был едва ли не самым ожидаемым режиссером на Лазурном берегу – все хорошо помнят его триумф фильмом «4 месяцы, 3 недели и 2 дня» в 2008. И вот – триумфальное возвращение румына с фильмом «За холмами». Фильм рассказывает о жизни женского православного монастыря, чьи порядки входят в буквальном смысле в смертельные противоречия с жизнью – взявшись изгонять дьявола из мирской девушки, монахини под предводительством местного священника умудрились изгнать из девушки не только дьявола, но и жизнь – не выдержав мучений, 25-летняя девушка умирает. Но режиссер (он же – и автор сценария), желая объяснить нам опасность возвращения в дремучее средневековье, берет за основу ситуацию настолько изначально ложную – привязывание больной девушки к кресту цепями, помещение ее связанной в холодную часовню на всю ночь, - что все его дальнейшие старания не имеют смысла. Триумфального возвращения не получилось.
И тот же горький вопрос к Одиару: на что потрачены актерские достижения (оскароносная Марион Котияр великолепна), режиссерская мощь и множество талантов, если в основе – история, которой не веришь ни на грош? Не будем раскрывать сюжет (фильм куплен к прокату в России), но заметим лишь, что если бы все, кому отрезали ноги, с такой легкостью, как героиня Котияр, возвращались к жизни, приобретая к тому же массу моральных выгод от своей безногости – жизнь наша напоминала бы рай.
Из приятного: на презентации новых российских фильмов, что прошла в Российском павильоне, были замечены представители нескольких очень солидных американских дистрибьюторских компаний. Они внимательно смотрели и слушали – отслушали все десять выступлений продюсеров и отсмотрели все десять отрывков из грядущих фильмов. Значит, все-таки есть надежда, что российский павильон – он не только для русских тусовок.
Обо всем остальном – потом, а сейчас – Ханеке. Только этому угрюмому австрийцу с лицом состарившегося Христа и взором профессионального мизантропа могло прийти в голову назвать фильм о смерти «Любовь». То, что он знает толк и в том, и в другом, мы были уверены и раньше. То, что он знает, как философски привести эти понятия к общему знаменателю, он блестяще показал нам в новой картине «Любовь». Пожилая, за 80, супружеская пара – Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анна (Эмманюэль Рива), бывшие преподаватели музыки, живут в красивой парижской квартире, наслаждаются покоем и друг другом, ходят на концерты, принимают семейство живущей за границей дочери Евы (Изабель Юппер). Анну разбивает частичный паралич, и Жорж, который когда-то пообещал не отдавать ее в больницу ни при каких обстоятельствах, становится, по сути, сиделкой. В фильме Ханеке нет ни слова о любви, зато полно физиологических подробностей, мельтешащих сиделок, и запах беды вперемешку с запахом лекарств становится неизбывен.
Но у этого запаха есть другое название – это запах жизни, которую ежесекундно пытается вдохнуть в свою уходящую жену Жорж. И пока Анна способна ловить это запах, дышать им, он равносилен любви, они дышат им вместе, он – только для двоих. Но жизнь постепенно уходит, и, не дав себе ни секунды на размышления, Жорж делает то единственное, что подсказывает ему любовь, - отправляет спутницу жизни на тот свет. Ханеке словно не делает различия между понятиями «любовь» и «смерть», «любовь» и «жизнь», «жизнь» и «смерть». Жесткость и камерность фильма лишь подчеркивают ту степень интимности, что заложена в каждом из этих понятий.
Два секс-символа 60-х – Трентиньян и Рива – в фильме строги и не сентиментальны. И оттого еще естественнее, еще гармоничнее выглядит финал фильма. Не надо пугаться того, что вы тут узнали сюжет, - фильм начинается с приезда в опустевшую квартиру супругов пожарной команды и вида разлагающегося трупа, утопающего в цветах на супружеском ложе…
Не менее жесткую драму снял еще один любимчик Каннского фестиваля – датчанин Томас Винтерберг, один из основателей знаменитой «Догмы». «Охота» - о 40-летнем воспитателе детского сада в крохотном городке, пропавшем под страшное подозрение. В результате случайно брошенного слова, плода смешной фантазии маленькой девочки, герой фильма Лукас превращается в изгоя. Постепенное нагнетание липкого страха и жуткой обиды – это то, что обычно Винтербергу удается блистательно. Словно рвутся невидимые ниточки, связывающие человека с жизнью, - одна, другая, третья, десятая, сотая…
Но это, пожалуй, и все. Остальное пока бултыхается где-то на уровне среднего, крепкого, но огорчительно не выдающегося кино и непостижимым образом напоминает проблемы российского кинематографа. Скажем, проблемы с драматургией. Оказалось, что даже такие блистательные режиссеры, как Жак Одиар или Кристаин Мунджу не всегда способны создать шедевр из собственной истории. Первый приехал с новым фильмом «Ржавчина и кость» явно брать реванш за проигрыш в 2009 году «Белой ленте» Ханеке, довольствовавшись «лишь» Гран-при, который хоть и хорош, но все же – вторая по значимости награда.
Другой был едва ли не самым ожидаемым режиссером на Лазурном берегу – все хорошо помнят его триумф фильмом «4 месяцы, 3 недели и 2 дня» в 2008. И вот – триумфальное возвращение румына с фильмом «За холмами». Фильм рассказывает о жизни женского православного монастыря, чьи порядки входят в буквальном смысле в смертельные противоречия с жизнью – взявшись изгонять дьявола из мирской девушки, монахини под предводительством местного священника умудрились изгнать из девушки не только дьявола, но и жизнь – не выдержав мучений, 25-летняя девушка умирает. Но режиссер (он же – и автор сценария), желая объяснить нам опасность возвращения в дремучее средневековье, берет за основу ситуацию настолько изначально ложную – привязывание больной девушки к кресту цепями, помещение ее связанной в холодную часовню на всю ночь, - что все его дальнейшие старания не имеют смысла. Триумфального возвращения не получилось.
И тот же горький вопрос к Одиару: на что потрачены актерские достижения (оскароносная Марион Котияр великолепна), режиссерская мощь и множество талантов, если в основе – история, которой не веришь ни на грош? Не будем раскрывать сюжет (фильм куплен к прокату в России), но заметим лишь, что если бы все, кому отрезали ноги, с такой легкостью, как героиня Котияр, возвращались к жизни, приобретая к тому же массу моральных выгод от своей безногости – жизнь наша напоминала бы рай.
Из приятного: на презентации новых российских фильмов, что прошла в Российском павильоне, были замечены представители нескольких очень солидных американских дистрибьюторских компаний. Они внимательно смотрели и слушали – отслушали все десять выступлений продюсеров и отсмотрели все десять отрывков из грядущих фильмов. Значит, все-таки есть надежда, что российский павильон – он не только для русских тусовок.
Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes
21.03.2024
Премьера «Фуриосы: Хроники Безумного Макса» состоится на 77 Каннском кинофестивале
21.03.2024
77 Каннский кинофестиваль назвал имена шести молодых резидентов
19.03.2024
Автором киарта Двухнедельника режиссеров 77 Каннского кинофестиваля стал Такеши Катано
08.03.2024
Главная героиня в кино и в жизни: с 8 Марта!
05.03.2024
Фильмы, которые могут попасть на предстоящий Каннский кинофестиваль
Реклама