Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 июня 2012 14:15

Кинотавр 2012. Призы Гильдии кинокритиков России

Кинотавр 2012. Призы Гильдии кинокритиков России

Проголосовало 39 членов Гильдии, аккредитованных на «Кинотавре». 15 голосов было отдано за фильм Василия Сигарева «Жить». Голосованию предшествовала традиционное обсуждение конкурсной программы «Кинотавра». В конкурсной программе принимали участие 15 фильмов.

Наибольшие споры – голосовать за него или нет – вызвала картина Михаила Сегала «Рассказы». Каждый из выступающих не забывал сказать добрые слова в адрес смешного и умного фильма, но с одной оговоркой: «фильм и так жюри наградит». И как подчеркнула обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова: «На экране доминирует наша современность и потому задача критиков поддержать более радикальные поиски художественного языка, чтобы обратить на них внимание публики».

О радикальном киноискусстве

В эту кинокритическую концепцию прекрасно вписались четыре фильма: «Жить» Василия Сигарева, «Конвой» Алексея Мизгирева, «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева и «За Маркса...» Светланы Басковой. Им досталось больше всего восторженных слов. Например, Зара Абдуллаева («Искусство кино»), объясняя свой выбор в пользу «Жить», сказала: «фильм реабилитировал у нас авторское кино и высокий жанр трагедии». Коллегу поддержали Нина Зархи, Наталья Нусинова, Алена Солнцева, Александр Шпагин, Андрей Плахов и многие другие. Критические голоса в адрес фильма были редкими. Например, обозреватель газеты «Культура» Светлана Хохрякова попыталась напомнить о том, что Василий Сигарев и сам не скрывает источника своего вдохновения – фильм с Николь Кидман «Другие», но первоначальный замысел не удался, и получилось другое кино. Ольга Шакина (телеканал «Дождь») отметила, что «Жить» - фильм состояния, но без выхода. Виктор Матизен и Антон Мазуров напомнили о том, что Василий Сигарев уже получал приз Гильдии за свой кинодебют «Волчок» и нынешняя награда может дезориентировать молодого режиссера. Он должен, подчеркнул господин Мазуров, развиваться, а не становиться «деревенским Триером».

Много комплиментов было высказано в адрес режиссера Алексея Мизгирева. Например, Татьяна Москвина-Ященко (СК России) считает, что его фильм «Конвой»: «эмоционально точная, удивительно достоверная история, снята, к тому же, радикальным художественным киноязыком». К ней присоединился Антон Мазуров («Конвой» - современная картина с прекрасным визуальным решением»), Мария Безрук, Антон Шпагин («Конвой» близок к фильму Балабанова «Груз 200»).

Но так полюбившиеся радикальные поиски художественного языка или открытые политические высказывания, как например, в фильме «За Маркса…» вовсе не означают, что увиденное на экране можно воспринимать как продуманное художественное явление, заслуживающее приза Гильдии, заметил кинокритик Леонид Павлючик. Его поддержала и завотделом культуры «Московское время» Алена Солнцева и привела другой пример честного и яркого высказывания – документальное экспериментальное исследование «Я тебя не люблю».

Одно исключение

Исключением в обсуждении программы стало выступление Елены Стишовой, которая призвала поддержать кинотрадиции на экране: «Это и будет самый радикальный жест нашей Гильдии, если мы приз отдадим глубокой, нравственной и мастерски снятой, что у нас уже становится редкостью, картине «Искупление» Александра Прошкина». Но Елену Михайловну никто не услышал.

Взгляд меньшинства

Попытку отойти от обсуждения достоинств или недостатков тех или иных фильмов, а посмотреть на российское кино в целом, сделали профессоры – слависты университета Питсбурга (США) Владимир Падунов и Нэнси Конди. Правда, муж и жена поспорили друг с другом. Владимир говорил о том, что на качество картин влияют слабые бюджеты, а дробность сюжетов внутри структуры фильма заимствовано из телевидения, а Нэнси в этой дробности увидела желание наших режиссеров как можно полнее охватить и передать на экране сложность окружающего мира. Владимир и Нэнси также сделали попытку включить в список вероятных номинантов на «Белый слон» фильм Авдотьи Смирновой «Кококо», но их предложение было шумно отвергнуто. Прозвучало даже, вроде бы в шутку – «предатели!», но ведь в каждой шутке есть доля шутки…

Лидеры кинокритического сообщества были тверды в своем предпочтении и с таким упорством лоббировали фильм «Жить», что Татьяна Москвина-Ященко сказала: «я устала от давления, чтобы все присоединялись к единому мнению».

Актуальные киногерои

В конкурсной программе «Кинотавра» было несколько фильмов, пытавшихся говорить о глобальной проблеме современного общества. Говорили они с разной художественной силой, но «День учителя» Сергея Мокрицкого, «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Рассказы» Михаила Сегала, «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, «Белый мавр или три истории о моих соседях» объединил весьма критический или насмешливый взгляд на так называемый «креативный класс» и на интеллигенцию. Герои этих картин - слабые, неталантливые, порой, правда, милые и, по меткому выражению Авдотьи Смирновой «готовые задушить своей заботой о народе», никому не нужные люди. Им неведомы ни подлинные чувства, ни эмоции и страсти. Да, они могут подписать письмо в защиту Ходорковского, выйти на митинг, но сделать счастливым ни себя, ни близких они не в состоянии. Новые лишние люди, тем не менее, полагают, что только они знают, как надо правильно жить всем остальным и насильно пытаются внедрять свои порядки – такой диагноз ставят внимательные кинематографисты. И это, на мой взгляд, главное достижение программы «Кинотавра». Жаль только, что те, кому адресованы вышеперечисленные фильмы, их не посмотрят. Смотреть их негде. И горький диагноз не станет темой для публичных дискуссий.

И потому я солидаризуюсь с кинокритиком Леонидом Павлючиком, сказавшем на обсуждении: «сегодня делить фильмы программы на зрительские, то есть «для всех», и на авторские – «не для всех» - бессмысленно. Потому правильно было бы поддержать фильм «Рассказы» Михаила Сегала, в котором есть сочетание и мастерства, и поиска художественного языка, и желание быть доступным зрителю». Картина Михаила Сегала с 12-ю голосами оказалась на втором месте.
Автор:
Вита Рамм
Реклама