Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 июня 2012 18:02

Жюри 34 ММКФ: "Всегда можно найти какое-то решение"

Жюри 34 ММКФ: "Всегда можно найти какое-то решение"

22 июня 2012 года в пресс-центре кинотеатра «Художественный» состоялась конференция жюри основной конкурсной программы 34-го Московского международного кинофестиваля. На вопросы журналистов отвечали Эктор Бабенко (бразильский режиссер, сценарист, продюсер и актер), Жан-Марк Барр (французский актер, режиссер, сценарист и продюсер), Сергей Лобан (российский режиссер), Явор Гырдев (болгарский театральный и кинорежиссер), Адриана Кьеза ди Пальма (итальянский продюсер и переводчица).

Членов жюри традиционно представлял директор по связям с общественностью 34-го ММКФ – Петр Шепотинник и первый его вопрос, обращенный ко всем собравшимся, звучал так: «Поскольку все, кого мы приглашаем в жюри – люди чрезвычайно занятые, у них очень много проектов, идей и лето, как правило, самый «жаркий месяц» для кинематографистов, от каких дел, проектов отвлекло вас участие в качестве жюри основного конкурса нашего кинофестиваля?». Практически все члены жюри единогласно выразили свою любовь к Московскому кинофестивалю, иностранные гости – к России в частности, что стало для них решающим фактором на время отложить все свои дела и приехать в Москву. Некоторые представители жюри поделились своими творческими планами. Адриана Кьеза Ди Пальма отметила, что своим присутствием на фестивале «совмещает приятное с полезным», так как совместно с иранским режиссером работает над документальным фильмом про известного кинооператора Карло Ди Пальма. Явор Гырдев сказал, что в настоящее время ставит в Национальном театре Софии «Гамлета», возможности реализовать этот проект он дожидался более 14 лет, а к 2013 году режиссер планирует вернуться в кино.

Представитель украинского СМИ задал вопрос председателю жюри Эктору Бабенко, насколько украинские корни важны для Эктора и видел ли он классические фильмы «Тени забытых предков» Сергея Параджанова и «Земля» Сергея Довженко. Режиссер признался, что этот вопрос для него трудный, поскольку он эмигрант во втором поколении, потомок тех украинцев, которые переселились в Латинскую Америку, и те воспоминания, та информация, которую он получил об Украине в детстве – они были очень смутными, туманными и стирались в памяти, потому что эмигранты стараются изгнать из памяти те места, в которых они родились. «Что касается кино, то когда я начинал смотреть советское кино – еще не было разделения на Россию и Украину. Все народы этой огромной страны жили в рамках одного государства, и я тоже как-то не делил их на различные страны, и поэтому мне сложно сказать, есть ли в моем кино корни от советского кинематографа. Думаю, что этот вопрос нужно переадресовать вам».

Следующий вопрос задал Петр Шепотинник: «Жюри – это всегда выработка какого-то общего и объективного мнения. Но ведь любой Художник – человек-индивидуалист, который должен привнести в этот мир свое «я», часто выраженное в резких индивидуалистских формах. Как объединить выработку объективного мнения со своим собственным. Сложно ли вам будет договариваться друг с другом?». Эктор Бабенко пошутил, что в момент озвучивания этого серьезного вопроса так залюбовался своей фотографией в фестивальном каталоге, что прослушал его. После сказал, что кинематографист, в принципе должен обладать счастливой особенностью сидеть на двух стульях, быть объективным и субъективным одновременно. «В Голливуде мне приходилось встречаться с людьми, профессионализм которых доходил до того, что становился безличным. Они потрясающие профессионалы, но только в рамках той задачи, которая им поставлена. Они выполняют свою функцию и не беспокоятся о том, что происходит с фильмом в целом. В Южной Америке все не так – там ты должен сидеть на множестве стульев для того, чтобы суметь снять фильм. Так что лично у меня не возникнет проблемы совместить одно с другим». Сергей Лобан скромно признался, что у него уже был опыт участия в качестве члена жюри на фестивале и «там всегда были люди, которые лучше меня разбираются в кино и совершают выбор в пользу того или иного фильма», а затем сказал, что "всегда можно найти какое-то решение".

В завершении пресс-конференции, Петр Шепотинник поделился воспоминаниями о прошлом фестивале и встречей с Джеральдиной Чаплин, которая с теплотой затем вспоминала ММКФ и разнообразие картин, которые ей удалось посмотреть, а затем пожелал членам жюри нынешнего 34-го ММКФ испытать подобные удовольствия от фильмов, которые, возможно, чем-то даже смогут обогатить их внутренний мир.

После чего состоялась пресс-конференция жюри конкурса «Перспективы» с Мариной Разбежкиной (российский режиссер, сценарист, продюсер), Сильвией Перель (искусствовед, основатель Международного фестиваля латиноамериканского кино в Районе Залива в Сан-Франциско и кинофестиваля в Тодос-Сантос) и Дарежаном Омирбаевым (казахский режиссер и кинодраматург).

Петр Шепотинник отметил, что конкурс «Перспективы» идет вторым по отношению к главному, но в каком-то смысле является более важным. Объяснил он это тем, что в основной конкурс входят уже картины признанных мастеров, режиссеров со сложившейся кинорепутацией. «За фильмы, показываемые нами в «Перспективах», мы несем персональную ответственность, потому что, главным образом мы открываем новые имена, новые стили. Новые подходы к кино. Поэтому все, что вы увидите в этом конкурсе – очень разнопланово, даже порой полярно по стилю, и на всех нас возложена довольно большая ответственность».

Шепотинник также пояснил, почему именно Сильвия Перель была приглашена в состав жюри данного конкурса: «Она прекрасно понимает, что это за работа – организовать фестиваль, насытить его интересными кинопроизведениями. Причем сделать это так, чтобы чувствовать свой собственный авторский подход. Также с ее именем связана пропаганда латиноамериканского кино в Европе и по всему миру. А в этом году у нас есть специальная программа «Anima Latina», посвященная латиноамериканскому кино, благодаря которой можно ознакомиться, каков наш взгляд на это кино».

Первый вопрос от представителя польского СМИ, на который было предложено ответить всем членам жюри, звучал так: «Раньше у кинофестиваля был девиз «За гуманизм», а сейчас на многих фестивалях показывают фильмы против гуманизма, разрушительной энергетики. Вот как вы будете судить? За гуманизм или против?». Марина Разбежкина так ответила на этот неоднозначный вопрос: «Я не понимаю, что такое «фильмы разрушительной энергетики». Слово «энергетика» я произношу только по отношению к электрическому состоянию нашей страны, но ни в коем случае не по отношению к кинематографу. Мне кажется, мы здесь должны найти другие слова, которые более точно определяют состояние кинематографа. Это состояние наше – плохая или хорошая энергетика, и с этой точки зрения мы смотрим кино. А кино бывает хорошим или плохим – вот с этой точки зрения мы его и будем рассматривать, а не с точки зрения гуманизма или энергетики». Сильвия Перель и Дарежан Омирбаев всецело поддержали точку зрения Марины Разбежкиной, которая затем напомнила всем присутствующим «об одном из самых «черных» драматургов мировой истории – Уильяме Шекспире, который прекрасно писал и непонятно, как его обсуждать, ведь там столько убийств, что мы бы растерялись, увидев подобное количество убийств в современном кино».

После чего Петр Шепотинник задал вопрос о том, что представители жюри вкладывают в понятие «современного кино» и станут ли они судить картины, в том числе с точки зрения актуальности. Марина Разбежкина так формулирует для себя это понятие: «Мне кажется, что любой режиссер любого фильма должен «попасть во время», но ощущение времени у всех разное. И, конечно, мы будем смотреть все ленты с точки зрения собственного ощущения времени и «попадания» в него. Вот если режиссер не попадает в реальное время – ни формой, ни смыслами – тогда начинаются проблемы у меня как у зрителя, потому что он тогда разговаривает не со мной, а с кем-то другим из прошлого, а я хочу, чтобы сегодня разговаривали со мной». Сильвия Перель ответила на этот вопрос с точки зрения программного директора: «У каждого фестиваля есть своя специфическая аудитория и организаторы должны найти такие фильмы, которые ответят на запросы этой конкретной аудитории. Допустим, составляя программу своего фестиваля, я обычно достаточно точно представляю себе, какой потребности будет отвечать тот или иной фильм, какие интересы и какие запросы могут быть у моей конкретной аудитории, чтобы фестиваль их удовлетворил. В этом состоит искусство программирования кинофестивалей – отвечать на запросы аудитории данного фестиваля, и такие фильмы кажутся мне современными». Петр Шепотинник пожелал всем членам жюри интересных фильмов и приятной работы.
Реклама