Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 июня 2012 16:17

Ирина Павлова: «Конкурсные фестивали предпочитают весенние экзистенциальные драмы»

Ирина Павлова: «Конкурсные фестивали предпочитают весенние экзистенциальные драмы»

26 июня 2012 года в рамках Российских программ 34 Московского международного кинофестиваля состоялся круглый стол на актуальную тему «Отечественное кино в фестивальном контексте». Инициатором выступила директор российских программ ММКФ Ирина Павлова, которая полемически заострила проблему конкурсных фестивалей.

Зачем нужны кинофестивали и конкурсы

Инициатор фестивального круглого стола, директор российских программ ММКФ Ирина Павлова полемически правильно заострила проблему конкурсных фестивалей: «Хорошие фильмы, сделанные хорошими продюсерами и прокатываемые хорошими прокатчиками, как правило, выходят на экраны в правильное время. То есть – в конце осени, зимой, весной... Это автоматически закрывает им дорогу на внутренние фестивали. Фильмы, которые прошли на международных фестивалях, или приглашены на международные фестивали, и, спаси, Господи, получили там призы, от внутрироссийских конкурсов тоже автоматически отсекаются. В российских фестивалях почти не участвовала «Елена». У нас отсутствовали в этих конкурсах «Борис Годунов» и «Фауст». Практически закрыл себе дорогу на какие-либо конкурсы, выпустив в прокат к 9 мая картину «Белый тигр», Карен Шахназаров…Словом, получаются конкурсы экзистенциальных драм, законченных к производству летом!».

Региональные фестивали

О том, сколько еще нерешенных проблем у фестивалей регионального масштаба говорили практики. Сергей Землянухин и Вера Мусатова представляли интересы фестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок», от «Амурской осени» в Благовещенске - президент Сергей Новожилов. Схожими оказались проблемы у отборщика фестиваля мусульманского кино в Казани Василия Антипова, отборщика фестиваля «Меридианы Тихого» во Владивостоке Натальи Шахназаровой и Вячеслава Шмырова – организатора фестивалей нового отечественного кино в Челябинске и в Тбилиси.

Проблема из проблем - взаимоотношения с местными властями, которые, как правило, вкладывая некие материальные ресурсы в организацию фестивалей, требуют кинопраздника и звезд на «красную дорожку» для широких масс. Что часто входит в противоречие с концепцией самого кинофестиваля.

Например, фестивали в Казани или во Владивостоке являются уникальной площадкой для представления кино разных стран, но их режиссеры или актеры мало известны широкой публике. А губернатор и население с большей радостью будут принимать, условно говоря, «алена делона», нежели никому неизвестного гения, которого только предстоит открыть.

Фестивальные критерии

Кстати сказать, в Министерстве культуры при прошлом его составе была сделана попытка выработки неких критериев фестивалей. В декабре прошлого года министр подписал распоряжение о введении рейтинга фестивалей. Тогда было много споров, но кинематографисты согласились, что статистические данные – самый сильный аргумент. Рейтинги исчислялись по количеству программ, залов, фильмов, российских премьер, мировых премьер, участников и так далее. Учитывалось наличие трансляции открытия и закрытия, а также количество упоминаний в прессе. То есть абсолютно формальные признаки, чтобы, по словам Виталия Манского, президента фестиваля документального кино «Артдокфест» «можно каждый фестиваль в папочку сложить и выстроить наше внутренне понимание, где фестиваль, а где, допустим, культурная инициатива, которой нужно развиваться, помогать, но не более того. Потому важно правильно провести разделение на кинофестивали и на зрительский клубный прокат в виде фестивалей. И там должны быть разные схемы и финансирования, и участия…».

И все согласились с предложением господина Манского: «Фестивали – часть киноиндустрии, и очень важно, чтобы государство это понимало и поддерживало. И следует собираться и, может быть, еще более узким квадратным столом обсуждать насущные проблемы, коих слишком много. Иначе, мы не только остановимся на месте, но и будем скатываться куда-то ниже и глубже».

Отсутствие информации

О том, как можно «скатываться ниже», красноречивой иллюстрацией служит информационный сборник о кинофестивалях России, который в эти дни раздавался в Доме кино. Сборник поразительно тоненький, да еще с устаревшими данными. Причину столь несолидного объема пояснил Сергей Новожилов: «Инициатор сборника – Гильдия кинорежиссеров России размещает информацию на коммерческой основе. Кто заплатил, тот и получил свою страницу». «Кинотавр», например, платить не захотел и о крупнейшем российском кинофестивале в сборнике ни строчки! Чувствовалось, что всем даже стало неловко от такого бизнес проекта.

И Виталий Манский сказал, что Киносоюз подготовит всеобъемлющий сборник российских кинофестивалей на безвозмездной основе.

Инициативу можно только приветствовать, но подобные информационные сборники (по режиссерам, проектам, актерам и так далее) прямое дело Департамента по кинематографии Министерства культуры России.

Но департамент, как показывает практика, совсем не занимается информационной деятельностью.

Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама