Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 июля 2012 10:20

Felicita Italiana: Смех по-итальянски

Felicita Italiana: Смех по-итальянски

С 1 по 7 августа 2012 года в Москве пройдет фестиваль итальянских комедий Felicita Italiana. Вы вряд ли вспомните хоть один итальянский анекдот (это не армянское радио или шутки болгарского города Габрово), но точно улыбнетесь, услышав словосочетание «комедия по-итальянски». Это почтенный, но вечно молодой жанр, процветавший и во времена неореализма 1940-50-х годов, и в протестные 1960-е, и в эпоху политического кино 1970-х: никакие «Красные бригады» или всесильная мафия не смогли его уничтожить. Итальянская комедия так сильна потому, что ведет свое происхождение от фривольных новелл Возрождения; хулиганские призраки «Декамерона» Бокаччо мелькают и в современных веселых любовных историях. А итальянская комедия всегда о любви – вот несколько новых кинокартин для хорошего любовного настроения.

Расписание
1 августа Среда

19:30
Промах
Режиссёр: Маттео Ровере
В ролях: Андреа Боска, Мириам Джованелли, Клаудио Сантамария, Микеле Риондино, Массимо Пополицио, Аитана Санчес-Гихон, Азия Ардженто
Самый декадентско-соблазнительный участник программы – комедия о молодых римских гедонистах. Главный герой – 30-летний графолог Мете, зачарованный тайнами, которые может раскрыть человеческий почерк. За неделю до свадьбы отца с новой пассией сводная сестра Мете, 17-летняя подросток-озорница Белинда, переезжает в его римскую квартиру – и новое соседство становится началом совсем не дружеских отношений. Впрочем, тема инцеста затрагивается в фильме легко, без роковых страстей античной трагедии – молодость оправдывает всё. Особенно если всё происходит в Риме, всегда бурлящем, не стареющем вечном городе.
«Промах» – экранизация романа Сандро Веронези, одного из ведущих итальянских беллетристов, известного и в переводах на русский: у нас издавались «Спокойный хаос» и «Сила прошлого». Это – ранний роман Веронези, изданный еще в 1990-м и с тех пор ставший на родине современной классикой.

2 августа Четверг
19:00
Незрелые

Режиссёр: Паоло Дженовезе
В ролях: Изабель Адриани, Амбра Анджолини, Лука Биццари, Барбора Бобулова, Рауль Бова
Пролог этого фильма ничем не предвещает уютной комедии о крепких узах школьной дружбы: хорошо организованная преступная группа 30-с-чем-то-летних мужчин и женщин проворачивает ограбление века. Предмет кражи – пакет пончиков! Так отмечают традиционную встречу выпускников уроженцы 1972-го года – формально взрослые люди с взрослыми проблемами: кто-то до сих пор живёт с родителями (и убеждён, что «любовь – это наказание, которое посылается тем, кто хочет бросить папу и маму»), а кто-то вынужден ходить на занятия анонимных сексоголиков («я уже 85 дней не занималась сексом!»). Впрочем, повод для очередного воссоединения героев оказывается не традиционным, а фантастическим: каждый одноклассник получает письмо из министерства образования – в силу формально-бюрократических оплошностей результаты старых экзаменов аннулированы, и теперь дядям и тётям необходимо вновь вернуться за парты и подтвердить свою выпускную степень, иначе – прощай, дипломы...

Ход, до блеска отшлифованный голливудскими комедиями в формате «Снова в школу», подбрасывает в жанровый костёр комических дров. Однако «Незрелые» ценны в первую очередь не гэгами, а отлично выверенной, ностальгической, но без сентиментальных соплей, интонацией. Один из героев работает ди-джеем на радио, переносит слушателей на «машине времени» в прекрасное прошлое: «Хотите в 1999-й? Пожалуйста. Роберто Бениньи получил три «Оскара», Макао возвращен Китаю, Morcheeba впервые спели «Rome Wasn’t Built In A Day». И фильм тонко играет на универсальном человеческом желании – вновь попасть в годы своей юности, вернуть неслучившиеся поцелуи, договорить оборванные на полуслове признания. И как можно дольше не взрослеть.

3 августа Пятница
19:00

Берегись! Криптонит!
Режиссёр: Иван Котронео
В ролях: Валерия Голино, Кристиана Капотонди, Лука Цингаретти, Либеро Де Риенцо, Луиджи Катании
Малыш Пеппино – десятилетний очкарик, школьный изгой (в футбольных состязаниях он «работает» штангой), окруженный выводком эксцентричных родственников. Фору всем даёт кузен Дженнаро, блаженный, воображающий себя Суперменом и подозревающий прохожих в наличии опасной радиоактивной руды – криптонита. В один ужасный день Дженнаро гибнет под колесами автобуса (по причине, о которой маленьким мальчикам лучше не знать), но на этом его встречи с Пеппино не заканчиваются. Кто знает, что тому виной – то ли буйное детское воображение, то ли пропитанное галлюциногенами время – 1970-е, то ли причудливая наследственность – как и было сказано, семья у Пеппино та ещё: мама впала в молчаливую депрессию из-за папиной измены, дедушка швыряется проигрывателем – песня Игги Попа Lust for Life мешает смотреть матч, а кузен и кузина, любезно согласившиеся присмотреть за ребёнком, погружают его в хипповый мир свободной любви, феминистстких оргий и наркотических танцев...
Очаровательный и ненавязчиво сказочный фильм – блаженное путешествие в сложносоставной мир Италии 1970-х: лето, солнце, ЛСД, рок-н-ролл и перемешанные в одном культурном котле патриархальные традиции и анархический беспредел.

21:00
Секс бесплатно, любовь – за деньги
Режиссёр: Массимилиано Бруно
В ролях: Паола Кортеллези, Паоло Бова, Рокко Папалео, Анна Фолиетта, Джованни Бруно, Хассани Шапи
Алиса (или, если следовать итальянскому произношению, Аличе) жила в настоящей стране чудес, замужем за антрепренером – как у Христа за пазухой: шикарный дом с бассейном, филиппино-пакистанская команда слуг, высший римский свет на вечеринках, сын в закрытой спецшколе за 1380 евро в месяц. Но похотливый муж погиб в глупейшей автокатастрофе, и – о, ужас – оказалось, что всё счастье держалось на глиняных ногах: в одночасье из беззаботной домохозяйки Алиса оказалась нищей безработной. Переезд в трущобы она пережила, но социальные службы грозят отобрать и отправить в приют сына – если не расплатиться с долгами. Заминка в том, что Алиса не приспособлена ни к какому труду – кроме, возможно, особых услуг состоятельным господам с эротическими причудами...
В англоязычном прокате фильм назывался «Эскорт по любви», в оригинале же его название звучит как титул страстного социального манифеста – «Никто не смеет меня судить». Немного перебор – для манифеста «Любовь – за деньги...» выглядит слишком легкомысленно и нарядно, но социальная сторона в нём имеет не меньшее значение, чем сторона эротическая. В легкой и фривольной форме эта комедия говорит о вполне серьёзных вещах – солидарности, взаимовыручке и достоинстве любого – включая проституцию – честного частного предпринимательства.

4 августа Суббота
19:00
Первые в списке

Режиссёр: Роан Джонсон
В ролях: Клаудио Сантамария, Франческо Турбанти, Паоло Чиони, Серджио Фьераттини, Даниэла Мороцци, Фабрицио Бранди
1 июня 1970 года на окраине Пизы встретились три стихийных революционера: певец Пино Мази – гитара как винтовка, борода подпольщика и огонь в глазах – и его чуть менее решительные юные товарищи Фабио Гисмонди и Ренцо Лулли – маменькины сынки, робко бредящие переустройством буржуазного мира. Ренцо милее музыка, и на студенческие ассамблеи, посвященные противостоянию молодежи и полиции, он ходит неохотно, да и недавним военным переворотом в Греции озабочен постольку-поскольку. Но Пино не отделяет творчество от политики («Мы поём не для того, чтобы попасть на ТВ, мы работаем на сопротивление!»), параноидально верит, что с часу на час путч случится и в Риме, и что первыми в списке на уничтожение окажутся их имена – поэтов, музыкантов и интеллектуалов. И вот трио собирается удрать из страны, чтобы в евротуре концертов поведать всю правду об Италии. Но, напуганное блокпостом на границе с Югославией, мчит в Австрию, чтобы запросить там политического убежища (и неважно, что эта подозрительная страна подарила миру Гитлера и «Марш Радецкого»)...
Кажется, ничего святого нет у авторов этой основанной на подлинных событиях картины. Над кем смеются? Над романтиками левых взглядов! Песня Мази «Баллада о Пинелли» вошла в инициированный Пазолини фильм «12 декабря», посвященный анархисту, подозревавшемуся в миланском теракте и убитому полицейскими. Духовные наследники итальянских юнцов цепляют сегодня белые ленты и оккупируют Уолл-стрит. А тут – комедия. Но это очень правильная комедия. Конечно, ей свойственна некоторая реакционность – мол, лучше всё-таки думать о девушках и марихуане, чем о бунте и хунте. Но и смешное бегство героев (в финале мы увидим их настоящих, сегодняшних старичков, сталкивающихся с актёрами лицом к лицу) оказывается пусть не подвигом, но полноценным, ненапрасным уроком мужества.    

5 августа Воскресенье
19:00
Ништяк

Режиссёр: Франческо Бруни
В ролях: Фабрицио Бентоволио, Барбора Бобулова, Стефано Брунори, Франко Капити
Бруно – несостоявшийся писатель, помятый лев с седой бородой, зарабатывающий репетиторством да трудом литературного негра; последний, впрочем, мучительным не назовёшь – Бруно пишет биографию словацкой порнозвезды Тины, переквалифицировавшейся в порнопродюсеры. В остальном – обычный пенсионер, в меру ворчун с размеренным ритмом жизни – утренняя гимнастика с гримасой страдания, свежая газета в забегаловке по соседству. Один из его учеников – 15-летний Лука, балбес в худи, не снимающий наушники даже на уроках. Занимается боксом, дружит, увы, с сомнительными ребятами, в остальном – обычный, даже не слишком трудный подросток. История усложняется, когда Бруно узнаёт о том, что Лука – его сын...
Простой и обаятельный фильм немного напоминает лучшие образцы детско-юношеского кино советской поры: ненавязчивая лирика, мягкий юмор, узнаваемые человеческие эмоции. Одним словом, ништяк.

6 августа Понедельник
19:00
Женщина моей жизни

Режиссёр: Лука Лучини
В ролях: Лука Арджентеро, Алессандро Гассман, Стефания Сандрелли, Валентина Лодовини, Джорджо Коланджели
Альба – дама пенсионного возраста, но в отличной форме; хорошо поставленным голосом бывшей телеведущей она рассказывает о своих взрослых сыновьях – старшего, уважаемого доктора-гинеколога, зовут Джорджо, ему 42 («пока 41», поправил бы он), младшего – маминого любимчика и вечного домашнего «щеночка» – Леонардо, ему 32 («только в конце года!», поправил бы и он). Джорджо – мачо, легко помогающий пациенткам забеременеть, однако боящийся заводить собственных детей, Леонардо – напротив, натура чувственная, из-за несчастной любви готов на суицид: после попытки самоубийства мамиными таблетками от симптомов менопазуы старший дразнит его «недоделанным Вертером». Кажется, младший залечил душевные раны: в его жизни появилась Сара, «вторая виолончель» в оркестре и самая главная для него девушка. Но есть одно «но». «Мы можем разговаривать с ней часами», – хвастает влюбленный Леонардо брату. «Интересно, о чём?» – скептически интересуется Джорджо. «Ну, в основном, о том ублюдке, что бросил её». Проблема в том, что ублюдок – это Джорджо и есть...
Эта эффектная комедия о превратностях любви временами перерастает в настоящий триллер, что, кстати, отличает многие легендарные комедии из Италии, хоть «Брак...», хоть «Развод по-итальянски». С последним «Женщину моей жизни» роднит и участие великой Стефании Сандрелли в роли мамы Альбы. Особого упоминания достоин Джорджо Коланджели – он играет мужа Альбы, забавного старикана-кондитера, помешанного на ожирении и нашествии «азиатских муравьёв». Молодые артисты соответствуют высокой планке мастерства и играют свои любовные приключения на грани между фарсовым гротеском и щемящей достоверностью.

7 августа Вторник
19:00
Промах

Реклама