Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 сентября 2012 09:21

И в Дагестане, и в Кыргызстане, и в Турции в центре внимания - человек

И в Дагестане, и в Кыргызстане, и в Турции в центре внимания - человек

Фестиваль мусульманского кино в Казани призван охватывать широкий круг тем, волнующий представителей разных народов и культур. Вот и в этом году на фестиваль приехали фильмы, посредством которых режиссеры со всего мира стараются найти ответы на волнующие их вопросы и рассказать ценные, порой невероятные истории.

8 сентября 2012 года в пресс-центре VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино прошла объединенная пресс-конференция режиссера фильма «Колыбель счастья» Асель Журавлевой, представленного в категории «Короткометражное документальное кино», а так же режиссеров фильмов «Вне зоны ответственности» Азнаура Аджиева и режиссера «Турецкого паспорта» Бахадира Арлиела, представленных в номинации «Полнометражное документальное кино» фестиваля.

Объединенная пресс-конференция документалистов

Все три истории отличаются друг от друга и сюжетом, и декорациями, и главной мыслью, которую они несут зрителю. Однако есть нечто такое, что объединяет все эти фильмы – в каждом из них поднимаются интернациональные проблемы, близкие и родные всем людям вне зависимости от территориальной или культурной принадлежности.

Асель Жураева – автор документального фильма о счастье материнства. Герои ее картины – это братья-двойняшки, живущие в очень дружной религиозной семье. «Колыбель счастья» - первая студенческая работа режиссера. Асель признается, что долго выбирала тему для съемки, и проблема абортов появилась сама собой. Почти что сами собой нашлись и двойняшки. «Первое время мальчики нервничали при виде камеры, но потом привыкли. Я впервые снимала фильм в формате документального кино, поэтому мне было непросто. Но результат работы мне нравится».

По словам Асель Жураевой, сначала отец мальчиков запретил показывать фильм в кинотеатрах и на телевидении. Лишь когда ее стали приглашать на фестивали и появились первые награды, родители перестали препятствовать показу фильма. Кстати, после показа фильма в Казани к режиссеру подошел зритель и спросил, будет ли продолжение. «Мне раньше эта идея в голову не приходила», - призналась Асель, пообещавшая подумать об этом.

Азнаур АджиевАзнаур Аджиев рассказал о фильме «Вне зоны ответственности» о путешествии главного героя Магомеда Хадулаева в прошлом солдата войны в Афганистане. Во время путешествия герой ищет ответы на вопросы, которые не могут не возникнуть, когда война вмешалась в твою жизнь. Сколько времени необходимо, чтобы стало возможным вчерашних врагов встречать как друзей? Кто и зачем позволил себе казнить человеческую историю? Почему у Дагестана и Афганистана с каждым годом появляется так много общего для сравнения? Главный герой картины ищет ответы на непростые, но необходимые для дальнейшей жизни.

«Наравне с достаточно известными людьми, «звездами», мы принимаем участие в этом фестивале, это для нас новый опыт и большая радость», - говорит Азнаур Аджиев. «Я призываю и своих коллег, и простых граждан приходить на фестиваль и смотреть представленные фильмы. В широком прокате их нет, их нигде больше не увидеть». И добавляет: «Дагестан сейчас известен своим негативом, хотелось бы показать его с другой стороны. Это красивый горный край с прекрасными людьми».

Третий участник пресс-конференции - Бахадир Арлиел – приоткрыл тайну длившегося пять лет процесса создания фильма «Турецкий паспорт». В этом фильме рассказывается по крупицам собранная история о дипломатах, работающих в турецких консульствах и посольствах в нескольких европейских странах. Во время Второй Мировой Войны эти люди спасли большое количество евреев - кого-то вытаскивали из тюрем, кого-то удалось высадить прямо с поезда, который направлялся в концентрационный лагерь. Основанный на показаниях свидетелей, мигрировавших в Стамбул для безопасности, фильм «Турецкий Паспорт» (2011) также опирается на исторические документы и использует архивные видеосъёмки, чтобы достоверно и полно рассказать нам историю спасения и осветить события того времени.

Дипломаты спасали жизни не только турецких евреев, они также спасали иностранных евреев, обреченных на неизбежную смерть, давая им турецкий паспорт. Изначально фильм должен был основываться на беседе с одним дипломатом-участником описываемых событий. Но после выяснилось, что есть еще 18 дипломатов, что значительно растянуло съемочный процесс. По словам режиссера, первые три года фильм снимался на личные средства. «Нам не то, чтобы мешали или запрещали снимать фильм на такую тему, но долгое время никто и не помогал. Снимать было трудно. Но в последние три года государство пошло на встречу, нам открыли архивы», - рассказывает Бахадир Арлиел.

Через многочисленные интервью, проведённые с выжившими евреями и мигрировавшими поездом из Франции в Турцию, а также через беседы с дипломатами и их семьями, спасавшими жизни, фильм демонстрирует нам, что «до тех пор, пока существуют добрые люди, зло не победит». «Для нас большой радостью и удачей был тот факт, что люди, выжившие таким образом во время Второй Мировой, согласились участвовать в съемках. Во время записи они погружались в свое прошлое и рассказывали свои истории, из-за которых плакала вся съемочная группа», - добавляет режиссер.

Реклама