Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 сентября 2012 15:22

Конкурсная программа фильмов кинофестиваля «Амурская осень»: Еще раз про любовь и про людей

Конкурсная программа фильмов кинофестиваля «Амурская осень»: Еще раз про любовь и про людей

Юбилейный 10-й Открытый российский фестиваль кино и театра «Амурская осень» в Благовещенске (15-23 сентября 2012), начался, как известно, с театрализованной дорожки длинной в 24 метра, выступлением Дмитрия Нагиева, открывавшего торжественную церемонию, и вручением приза в виде статуэтки журавля «За вклад в российский кинематограф и театр» Народному артисту России Вениамину Смехову. Организаторы превзошли многих своих коллег, устроив незабываемое кинотеатральное открытие, смысл которого заключался в том, что всех присутствующих «как бы пересадили в машину времени и отправили на первый кинофестиваль».

открытие 10-й фестиваля кино и театра «Амурская осень» 

Таким образом, элементы фантастики с самого начала задали тон смотру, о котором смело можно сказать следующее: «Как фестиваль откроешь — так его и проведешь». К счастью, представленные в конкурсной программе фильмы не содержали в себе словно обернутых в фольгу из-под шоколадки людей, изображающих гостей из будущего; пришельцев, исполняющих футуристический танец в светящихся костюмах; персонажа, на которого организаторы, по их собственным словам, «копили 8 лет».

открытие 10-й фестиваля кино и театра «Амурская осень»

Напомним, что театральное жюри «Амурской осени» возглавляет Людмила Чурсина и данная программа представляет собой 12 антрепризных спектаклей. А 13 полнометражных игровых конкурсных фильмов оказались в этом году под председательством Владимира Грамматикова. К счастью, кинопрограмма не подверглась творческим интенциям, царившим на открытии и духу фестиваля с его футуристически настроенными авторами не соответствовала. Все фильмы представляли собой нечто «из настоящего», а те, что оказались «из прошлого» — тоже выглядели интересными. Практически во всех картинах разговор строился на одной из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве — феномене любви. И непростых человеческих отношениях. Поговорим более подробно о нескольких фильмах и послушаем, что думают о них сами авторы и участники.

открытие 10-й фестиваля кино и театра «Амурская осень»

Картина «Кококо» — настоящий мейнстрим от известной телеведущей, филолога, драматурга и журналиста Авдотьи Смирновой. Эта ее третья режиссерская работа после драмы о супружеских изменах «Связь» (2006) и комедии «Два дня» (2011) про неравную любовь. «Кококо» — трагикомедия на тему встречи интеллигенции с народом, разыгранная двумя контрастными персонажами (Анна Михалкова, Яна Троянова), представляет собой вкусную и редкую шоколадную конфету из коробочки с новогодним подарком, которую каждый разыскивает в первую очередь, минуя груду неаппетитной карамели. «Социальное противостояние отражено как раз в утрате единого языка. Но главное в картине — взаимодействие двух разных женских энергий. То, что переживают героини, это, вообще-то, история любви, правда, начисто лишенная эротического подтекста. Притяжение, влюбленность, любовь, отторжение, почти ненависть и при этом ощущение прочной связи» — признается режиссер в одном из своих интервью.

кадр из фильма "Кококо", Анна Михалкова и Яна Троянова  

Сама Авдотья Смирнова не смогла приехать на кинофестиваль, и картину представлял «непрофессиональный актер из актерской семьи», известный ТВ-журналист, исполнивший в фильме одну из ролей — Евгений Муравич. Присутствие в кадре таких типажных героев — излюбленный режиссерский прием и, надо сказать, очень продуктивный для ее картин. «Дуня — думающий и ответственный русский интеллигент: не хныкающий, а делающий. Ее манера быть резкой связана с желанием достучаться... Суть конфликта «Кококо»» — не эстетическая, а культурологическая, и его нельзя свести к проблеме «провинция-город». Перед нами конфликт языков, культур внутри гигантской страны. Причем каждый из них имеет право на существование. Ведь провинциализм — это внутреннее состояние «маленького человека», желание которого «быть похожим на столицу» и делает его провинциальным» — прокомментировал Евгений. Также, по мнению актера, картина представляется ему «шире, чем социалка», поскольку «задевает метафизическое». С последним утверждением соглашаться пока рано, но, скорее всего, Авдотья Смирнова когда-нибудь сможет создать нечто подобное.

кадр из фильма "Кококо", Евгений Муравич

Художественный фильм «О нем» Вячеслава Криштофовича рассказывает об отношениях людей и трагических испытаниях, приготовленных им судьбой. Тема выбора становится главной в этой картине, а действие происходит в координатах безвременья. Выступая перед зрителями, режиссер сказал, что очень волнуется, поскольку последнее время создавал только телевизионные проекты. А затем признался, что представляемый фильм — «самый простой» из тех, что он снимал («Одинокая женщина желает познакомиться», «Ребро Адама», «Седьмое небо»).

кадр из фильма "О нем"

Исполнителем главной роли в ленте и ее продюсером стал популярный актер Сергей Жигунов. Известно, что именно он нашел сценарий и в течение пяти лет искал деньги на реализацию этого проекта. Играть главную роль в будущем фильме Жигунов совсем не предполагал и, по словам режиссера, это было всецело его решение и желание. В итоге актер настолько прекрасно справился с задачей, создав образ бизнесмена Дениса, готового пожертвовать собственной жизнью ради генетически неродного ребенка, что некоторым его коллегам по этой картине явно осталось «повесить нос». Включая исполнительницу роли дочери и священника (родного ее отца), передвигающихся по экрану как механические роботы и произносящих написанный в сценарии текст.

кадр из фильма "О нем", Сергей Жигунов

Самым ярким событием фестиваля, несмотря на официальные сводки, можно считать присутствие в конкурсной программе картины «Я буду рядом» Павла Руминова. И самого Павла Руминова — человека, который много всего знает, понимает и умеет формулировать не только словесно, но и средствами кино. Многие думают, что это фильм про рак, но Павел во всех интервью подчеркивает, что нет, не было у него цели «выжать слезу», как это делают или сделали бы многие другие, и говорит, что это, скорее, история реального отношения к жизни. «Я делал историю, кино, которое демонстрирует отношение к болезни главной героини, ее принятие сложившейся ситуации. Такого мало на экране. Я снимал не по правилам мэйнстрима или артхауса. Как Чайковский нарушал правила — так и мой фильм построен на эмоциональной структуре» — сказал Павел на пресс-конференции. Кстати, совсем скоро на одном из центральных телеканалов выйдет 6-серийный мини-сериал «Я буду рядом»: «Существовала история, и она была как некая абстракция. Структурно это был «Крестный отец». Затем получился сериал, так как тема объемная и материала много» — комментирует режиссер. Главный месседж фильма Руминов формулирует так: «Вселенная никого из нас не оставляет в одиночестве».

 кадр из фильма "Я буду рядом"

Слушая Павла Руминова, стало понятно, в чем заключается одна из серьезных проблем современного российского кино — часто маловменяемого и столь непопулярного у зрителей: «Когда высыпаешься — мир намного интереснее. Высыпаешься и возвращаешься к той же теме. Ты более счастлив. Моя съемочная группа приходила на площадку к 12.00». Суть названия картины режиссер объясняет так: «Это очень простые слова, которые ты произносишь, чтобы успокоить кого-то, даже если он сидит рядом с тобой». Американские фильмы, по мнению Павла, предлагают оружие против хаоса, поскольку отражают позитивную модель реакции. Что бы ни случилось — есть ответы: «В наших фильмах должна быть исключена жалоба» — мудро резюмируют Павел. И предлагает всем следующее: «Давайте играть. Играть правильно — невозможно. Не надо просто делать вещи, которые приносят страдания, а для этого у нас достаточно ума и возможностей».

режиссер Павел Руминов 

Фильм «Искупление» Александра Прошкина (по одноименному роману Фридриха Горенштейна), представленный в конкурсной программе Амурского фестиваля, к настоящему моменту получил Приз за лучший художественный вклад на прошедшем Монреальском всемирном кинофестивале. Действие в картине происходит в сталинскую эпоху, а внимание всецело сосредоточено на взаимоотношениях разных людей в это непростое время. «Война как глобальное человеческое несчастье» несет в себе много трагедий и грехов — как внешних, так и внутренних. Искупление — это часть спасения, и в этой картине оно происходит не только в сюжетном плане, но должно считываться и на метафорическом уровне.

кадр из фильма "Искупление" 

На пресс-конференции продюсер Татьяна Яковенко (Продюсерская кинокомпания «Киномир») говорила о том, что роман Горенштейна поразил ее «философской глубиной с большим количеством философских диалогов. Но современный зритель вряд ли воспринял бы такое, поэтому пришлось оставить только сюжетные линии». И, разумеется, «скользкую и волнующую» тему предательства «Павлика Морозова в юбке». Продолжая размышлять на тему зрительской аудитории, Татьяна отметила, что «нашему зрителю картина должна быть понятна, а профессионалы уже встретили ее хорошо. Ведь у нас получилось не просто кино, а произведение искусства». Вообще, «Киномир» — молодая компания и кредо ее генерального продюсера Татьяны Яковенко, по ее собственным словам, заключается в том, чтобы «открывать талантливых людей, помогать им и давать шанс». Следующий проект студии — комедия режиссера-дебютанта Петра Гладилина — более известного как театрального драматурга и режиссера.

продюсер Татьяна Яковенко 

Александр Касаткин и Наталья Назарова — режиссеры кинофильма «Дочь». Действие картины происходит в провинциальном городе, где серийный маньяк убивает несовершеннолетних девочек. При кажущейся спекулятивности выбранной темы, в самых разных диапазонах обласканной не одним поколением студентов ВГИКовцев, эта картина выбивается из общего ряда «слезодобывательных» лент. Страшных историй про убийц у нас в стране можно отведать ежедневно почти на каждом телеканале. «У нас не было задачи «нагнать мрачняка». Скорее — провести героев через страдания. На мой взгляд, света в картине достаточно», — комментирует Наталья Назарова.

кадр из фильма "Дочь" 

Авторы картины явно рассчитывают на самую разную зрительскую аудиторию: «живая камера» оператора Андрея Найденого, простой сюжет, шепоты и крики провинциального городка... Ассоциации во время просмотра этой картины возникают в диапазоне от фильм Валерии Гай Германикиов  до картин Алексея БалабановаГруз 200» — в частности). «Все главные роли в фильме исполняют актёры-дебютанты, выпусники ГИТИСа. Мария Смольникова, Яна Осипова и Игорь Мазепа — талантливые актёры, которые позволили сделать картину о любви, прощении и покаянии. То есть такой, какой мы и задумывали», — признался Касаткин.

режиссер Александр Касаткин

Фестиваль близится к своему завершению, зрители в огромных количествах посещают киносеансы и театральные постановки, а к тем, кто живет далеко — актеры приезжают с творческими вечерами. Также все ждут появления знаменитого французского актера-комика Пьера Ришара, который привезет новую картину «Если бы мы жили вместе». В рамках фестиваля показывают ретроспективу фильмов с его участием.

актер Пьер Ришар 

После закрытия «Амурской осени» представители прессы отправятся в городской округ провинциальной части КНР под названием Хэйхэ — подарочная экскурсия от организаторов кинофестиваля. К сожалению или к счастью, машина времени для этого путешествия не понадобится — городок расположен на противоположной стороне Амура, а его немногочисленные достопримечательности в виде колеса обозрения и пары торговых центров видны невооруженным взглядом. Некоторые гости и участники доедут до самого Харбина — крупного города в северо-восточном Китае, где планируется взаимная с принимающей стороной и веселая культурная программа.
Автор:
Настя Ласточкина
Реклама