Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 ноября 2013 11:29

Ретроспектива Берлинале 2014: «Эстетика светотени. Свет и стиль в 1915-1950».

Ретроспектива Берлинале 2014: «Эстетика светотени. Свет и стиль в 1915-1950».

Ретроспектива 64 Берлинале, который пройдет с 6 по 16 февраля 2014 года, будет посвящена работе операторов в кино со светом. Зрители смогут познакомиться с разными типами световых композиций в разных жанрах и в разные периоды киноистории на примерах японских, американских и европейских лент. Всего в рамках ретроспективы будет показано 40 немых и звуковых фильмов разных направлений, в том числе военных и японского исторического жанра джидайгеки (Jidaigeki).

«Мы восхищаемся такими фильмами как «Расёмон» Акиры Куросавы, но по большей части имена осветителей и операторов, которые в содружестве с режиссером создают эти невероятные миры из света и тени, нам не известны. В 2014 году мы покажем эти знаковые фильмы публике. Во второй раз Немецкая Синематека будет курировать Ретроспективу Берлинале совместно с Музеем Современного Искусства Нью-Йорка. Мы рады, что программа будет также показана в Америке», - так прокомментировал итоги работы над программой директор Берлинале Дитер Косслик.

Кадр из фильма "Расёмон"

В первой декаде 20 века японские кинематографисты начали применять свет в кино на новом уровне. На них повлияли фильмы немецкого экспрессионизма, классика Голливуда и японская самобытная архитектура. Японцев привели в восторг работы Фридриха Мурнау, фильмы Джозефа фон Штернберга американского периода «Доки Нью-Йорка» (1928) и «Шанхайский экспресс» (1932). Генри Котани, японский оператор, который жил и работал в Голливуде, получил предложение от студии Shochiku вернуться на родину и модернизировать индустрию, обновить техническую базу, обучить специалистов новой эстетике и световым эффектам. В последующие годы операторы научились работать совершенно по-новому, что позволило не привязывать съемки исключительно к остекленным павильонам, дневному свету.

Кадр из фильма "Шанхайский экспресс"

В японском прокате хитами стали приключенческие фильмы с Дугласом Фербенксом и картины со звездой театра Кабуки Кадзуо Хасэгава, свет в которых был экспрессивным и работал на драматургию историй.

В 40-е годы развивается жанр фильмов о войне. Режиссеры стремятся к реализму изображения и повествования, снимают свои картины в подлинных местах сражений, используют хронику. Стилистика фильмов вновь изменилась, что видно на примерах шедевров периода: драмы «Гроздья гнева» Джона Форда (1940), драмы «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса (1941), нуара «Обнаженный город» Жюля Дассена (1948).

Кадр из фильма "Гражданин Кейн"

Отправной точкой данной ретроспективы стала публикация Daisuke Miyao, профессора Университета Орегона, «Эстетика тени. Свет и японское кино» (2013). «Исследование Daisuke Miyao, глубоко заглянувшего в малоизученную историю японского кино, настолько поразило нас, что мы решили курировать программу совместно», - заявила Рейнер Ротер, глава программы и художественный руководитель Немецкой Синематеки. Мы признательны ему за предложение, сделать в рамках фестиваля несколько премьер культовых японских картин. Например, мюзикла Singing Lovebirds режиссера Масахиро Макино 1939 года.

Копии трех фильмов будут отреставрированы непосредственно к фестивалю: Unter der Laterne Герхарда Лампрехта (Германия, 1928), «Маска Зорро» Фреда Нибло (США, 1920), «Железная маска» Аллана Двона (США, 1929). Все показы немых лент на фестивале будут идти с живым музыкальным сопровождением.

Кадр из фильма "Знак зорро"

Концепцию программы совместно разрабатывали Daisuke Miyao (Университет Орегона), Charles Silver, Rajendra Roy (Музей Соверемного Искусства Нью-Йорка), Rainer Rother, Connie Betz (Немецкая Синематека). Исследование Daisuke Miyao, Kevin Brownlow, Karl Prümm будет издано на немецком языке специально к ретроспективе Берлинале.

В рамках программы будут проходить и другие культурные мероприятия непосредственно в Немецкой Синематеке и в Доме Кино на Потсдамер Плац. В январе и апреле 2014 года все фильмы программы будут показаны и в Нью-Йорке.
Реклама