Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 ноября 2013 17:47

Настоящее кино снова в Пензе

Настоящее кино снова в Пензе

С 5 по 9 ноября 2013 года в Пензенской области в шестой раз прошел кинофестиваль «Мужская роль» имени великого русского киноактера Ивана Мозжухина. В программу основного показа фестиваля вошли отечественные фильмы 2012-13 годов: «В ожидании моря», «В тумане», «Географ глобус пропил», «Долгая счастливая жизнь», «Жажда», «Иуда», «Легенда №17», «Майор», «Метро», «Роль». Любителям неигрового кино была представлена программа «Герои документального экрана». Впервые в рамках фестиваля были показаны игровые короткометражные фильмы.

Впервые на фестивале работало жюри, в состав которого вошли известные и уважаемые женщины Пензы, постоянные зрительницы фестиваля «Мужская роль»: историк культуры Лариса Рассказова, заслуженная артистка России Наталья Старовойт, журналистка Светлана Февралева, актриса и режиссер Марина Михайлова, правозащитница Татьяна Алфертьева и другие. По их решению Главный приз фестиваля «За лучший фильм», учрежденный общественностью Пензы, был присужден фильму «Географ глобус пропил» с формулировкой «За исследование души нашего современника».

кадр из фильма "Географ глобус пропил"

На кинофестивале были также вручены традиционные призы, учрежденные управлением культуры и архива Пензенской области:
- приз Надежды имени Ивана Мозжухина – актеру Михаилу Грубову за главную роль в фильме «Жажда»;
- Большой приз имени Ивана Мозжухина – народному артисту России Михаилу Каплану за вклад в развитие актерского мастерства в России.
Большой приз имени Ивана Мозжухина решено также вручить народному артисту России Игорю Костолевскому.
Кроме того, Пензенское отделение Российского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» выразило благодарность создателям фильмов «В тумане» и «Роль» за глубокое исследование темы «Человек и власть», гуманизм и серьезное отношение к судьбе человека.
Впервые на всех конкурсных просмотрах кинофестиваля проводился зрительский опрос. По его результатам, в тройку лидеров фестиваля вошли фильмы: «Роль» (97,9 баллов), «Жажда» (96,6) и «Географ глобус пропил» (96,2).

Всего на трех основных площадках кинофестиваля (кинозалы «Молодежный», «Высшая лига», «Роликс») было показано десять полнометражных и четыре короткометражных игровых, шесть документальных кинофильмов. За пять дней на сеансах кинофестиваля побывало более четырех тысяч зрителей.

на съемках фильма "Жажда"

По традиции фестиваль открылся на родине Ивана Ильича Мозжухина в селе Кондоль, куда в первый день отправились гости фестиваля: режиссёр Вячеслав Кириллов, киновед-кинокритик Сергей Кудрявцев и молодой актёр-дебютант Михаил Грубов. Там их ожидала встреча со зрителями после показа картины «Жажда» и посещение музея имени Мозжухина. Окунуться в атмосферу того времени помогла не только экспозиция музея, но и представление в старорусском стиле, а также небольшой обед с блюдами по рецепту семьи Мозжухиных.

«Жажда» - картина, в которой рассказывается история о молодых парнях, боевых товарищах, которые после чеченской войны так и не нашли своё место в обществе. Слегка замыленная телевизионным оттенком, далеко не новая история интересна, прежде всего, работой молодого актёра-дебютанта Михаила Грубова. Про него можно действительно сказать – человек профессии. Михаил рассказал: «Придя домой после долгого дня съемок, я совершенно не находил себе места, не спал всю ночь, понимая, что завалил одну из ключевых сцен фильма. Я позвонил продюсеру, узнал, сколько стоит переснять эту сцену, деньги немалые, но я готов был найти их любым путём, не забирать гонорар, взять кредит и т.д., но я не мог позволить фильму выйти с таким вариантом этой сцены. В итоге, нашлись деньги, сцену мы пересняли и, вроде, всё хорошо». Когда его спросили, о какой сцене идет речь, он ответил: «Разговор в машине про красоту».

Работая без дублёров и каскадёров (включая сцену с огнём), с полной самоотдачей, вкладывая душу, Михаил, можно сказать, вытягивает картину, поддерживая тончайшую нить атмосферности и успешно создавая истинный образ отрешённого, потерявшегося между двух огней героя, когда пути назад уже нет, а дорога вперёд кажется невозможной.

кадр из фильма "Долгая счастливая жизнь"

Сильное впечатление от игры молодого актёра не смогла убрать даже картина, побывавшая на международном кинофестивале в Берлине в этом году, от известного, опытного и популярного российского автора Бориса Хлебникова. Его последняя работа «Долгая счастливая жизнь» (стоит заметить, что она не имеет ничего общего с одноимённым шедевром Геннадия Шпаликова), рассказывает историю молодого фермера и рейдерского захвата его земли, раскрывая характеры общества. В глаза бросается не столько сюжет о трусости и слабости общества, о всевластии «сильных мира сего», о душевной доброте и открытости, о наивной вере в людей, в свои цели и ценности главного героя, сколько безэмоциональная, сухая, неестественная актёрская игра. В последние годы в российском кино есть твёрдая и, по их мнению, оправданная позиция о «непрофессиональных» актёрах, но, я думаю, не стоит далеко углубляться в историю кино, чтобы привести примеры великолепной игры «актёров с улицы» вдали от рук Хлебникова.

Второй день кинофестиваля начался с творческой встречи «40 лет в кинокритике» с Сергеем Валентиновичем Кудрявцевым. Разговоры о проблемах отечественного кинематографа и вариантах их решения, краткий экскурс в историю кино и советского проката, блиц «вопрос-ответ», презентация авторской книги – эти и многие другие темы получили более подробное и глубокое развитие на круглом столе, проходившем чуть позднее в «Доме губернатора», совместно с упомянутыми выше Вячеславом Кирилловым, Михаилом Грубовым и Светланой Старостиной. Общими усилиями журналистов и кинематографистов была выстроена цепочка из основных проблем: «экономическая цензура», продюсерская и режиссёрская некомпетентность, недисциплинированность, отсутствие рабочей системы проката и, своего рода, «высказанность» кинематографа в целом. Кстати, последний пункт можно считать одним из пояснений постоянно растущей популярности азиатского и ближневосточного кино на международном фестивальном рынке.

Значимым событием в секции короткометражного кино стал показ работы Вячеслава Кириллова «Зомбокалипсис». Картина рассказывает историю режиссёра-дебютанта, который готовится к старту своего важнейшего в жизни первого проекта. Невыносимо сатирическая форма являет собой, по словам самого режиссёра, рефлексию на реальные события из жизни Вячеслава, только, к радости, без летальных подробностей, но от этого, к сожалению, идущую со слегка «пере» финалом. Хотя, если смотреть глобальнее, то у автора получилась история не о самом себе, а некий шарж на ситуацию со всем российским кинематографом, ну или почти со всем, что перекрашивает личностную сторону картины в окрас более глобальной «гоголевской иронии». И если разобраться, то «Зомбокалипсис» - это скорее название эпохи или того, что происходит с культурой, искусством, творчеством и обществом в целом. Как сказал сам автор: «Это смешно до тех пор, пока не случится с вами».

кадр из фильма "Географ глобус пропил"

Этим же вечером кинотеатр «Высшая лига» и организаторы кинофестиваля «Мужская роль» морально пострадали от наплыва зрителей на предпремьерном показе картины «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского. Каждый, кто ходил на фестиваль и следил за новостями, знал, что вход на сеанс только по пригласительным, а вот остальные, так называемые «халявщики», готовы были брать зал штурмом, выражая своё недовольство в крайне неуважительной форме и ясно давая понять, что это не фестивальный зритель. Да и сам «Географ» оказался весьма предсказуемой картиной. Обладая сильными «зрительскими» свойствами, а следовательно, высоким коммерческим потенциалом, он соткан по Голливудской системе «независимого кино» в стиле фестивальной продукции с «Сандэнса», то, что киноманы называют «арт-поп». Яркий, именитый исполнитель главной роли, отвлекающий от происходящего и затмевающий остальных, отсутствие целостности, а в связи с этим идейная пустота, затянутость, сверхслабая, «фарфоровая» игра молодой актрисы (и т.д.) – всё это оставляет весьма посредственные впечатления, несмотря на налёт некой смысловой или даже иделогическо-ценностной стороны картины.

кадр из фильма "Легенда №17"

Две другие «зрительские» картины («Метро» и «Легенда №17») уже успели побывать в городских кинотеатрах, к тому же, «Легенда №17» была показана по телевидению в преддверии фестиваля, поэтому вызвали гораздо меньше ожидаемого интереса. Но не стоит забывать, что «Легенда №17» обладает рекордом по кассовым сборам среди российских фильмов последних лет, а «Метро» является первым фильмом-катастрофой отечественного производства.

кадр из фильма "Метро"

Следующий день был «крайностным» - от самой скандальной и жёсткой картины фестиваля до самой сильной, духовной и глубокой. «В тумане» (Сергей Лозница) – одна из самых сильных и уверенных работ российского кинематографа последних лет. Имеет множество наград, включая ФИПРЕССИ с Каннского фестиваля, и именно на ней хотелось бы заострить внимание читателей. Сергей Лозница – режиссёр-документалист, не так давно, как и многие другие, «пересевший» на художественные фильмы. Кстати, для общества Сергей является антисоветчиком и «антироссиянином».

на съемках фильма "В тумане"

Сама картина напоминает некую упрощенную, аскетичную вариацию на тему, поднятую в «Восхождении» Ларисы Шепитько, снятой всё по тому же Быкову. Экзистенциализм военного времени, передаваемый через тему партизан, полицаев, о морали, нравственности, патриотизме, душевной чистоте, вере и человечности. Всё тот же отрешенный, верный себе герой, преданный обществом. Уважаемый многими добродушный человек в одночасье становится изгоем, оставшись наедине со своей правдой, душевной чистотой и высокой духовностью, в которые никто не верит, проецируя свои страхи, эгоизм и низменность на героя, что для него страшнее смерти. Владимир Свирский показывает невероятную игру, отдалённо напоминающую классическую школу. Взгляды, монотонность и отрешенность монологов, поведение, да и вся игра в целом полноценно передают потерю веры, душевные терзания и опустошение героя. Несмотря на то, что в своей второй художественной работе Сергей таки доказал особую любовь к пафосным, молчаливым, европейским финалам, фильм получился пусть менее самобытным, но гораздо сильнее и качественнее его художественного старта – скандальной картины «Счастье моё» (2010).

кадр из фильма "Майор"

Что касается «Майора» Юрия Быкова, то тут ситуация весьма стандартна. В разговоре с Сергеем Кудрявцевым мы поднимали тему о том, что многие российские (и не только российские) фильмы страдают от сюжетной затянутости, «притянутой за уши» в целях хронометражной «добивки» (или каких-то других) - именно в эту категорию и попадает «Майор». Слегка чернушная (с некоторыми «пере») история, которая передаёт фабулу на примере «полицейской тематики» в виде весов, на одной чаше которых «совесть», на другой - «эгоизм». В день долгожданных родов своей жены майор полиции Сергей Соболев мчится в роддом вне себя от счастья. На скользкой зимней дороге он насмерть сбивает семилетнего мальчика на глазах у несчастной матери. Превышение скорости, неосторожность и пешеходный переход — доказательства очевидны, как и нежелание молодого отца угодить за решетку. Майор использует свое служебное положение, чтобы смягчить вину. Сам того не желая, он запускает целую череду смертей, остановить которую решится слишком поздно. Одним из минусов, который сразу бросается в глаза, является художественная стилизация под российский криминальный хит «Бумер», но который легко перекрывается относительно точной актёрской игрой Дениса Шведова и самого Юрия Быкова. Трудно представать, какой резонансный эффект оставил бы фильм, останови его режиссёр, к примеру, на выходе героя из полицейского участка, добавляя к чёрному предтитровому фону звуки выстрелов в след…

кадр из фильма "Роль"

День закрытия или самый неожиданный день фестиваля, стал настоящим душевным праздником. Начался он с удивительной, неожиданной ленты, с высокими художественными показателями. «Роль» Константина Лопушанского – эстетическая, экзистенциальная, основанная на крупных планах, снятая в ныне популярном «винтажном» формате. Картина рассказывает историю актёра, вынуждено иммигрировавшего в Финляндию. Но прежде герой попадает в плен к красным и выясняется, что он как две капли воды похож на их командира, который собирается его расстрелять. После смерти командира артист решает сыграть роль погибшего, согласно новому театральному веянию — когда часть театральной общественности считала, что театр необходимо вовлекать в жизнь, на улицы, что театр должен слиться с жизнью. Эту картину можно поставить в один ряд с фильмом «В тумане», ибо они обе являют собой продолжение традиций классической школы кинематографа и более точно, чем остальные, отвечают на поставленный фестивалем вопрос - «что же есть современная мужская роль и кто есть современный герой?» (на который я попытаюсь ответить чуть позже). Кстати, невероятная, двойственная игра Максима Суханова, на которой строится вся картина, по непонятным причинам так и не была награждена ни одним из призов прошедших кинофестивалей.

Далее режиссёр Татьяна Малова представила свою документальную работу о величайшем танцоре, в прямом смысле «сбежавшего» во Францию - «Рудольф Нуриев: мятежный демон». Тут всё по стандартам: самый известный человек планеты – предатель и изменник родины, «так навсегда оставайся изгоем!»

Вторым и немаловажным сюрпризом стала встреча с иконой Пензенского драматического театра Михаилом Капланом, посетившим показ фильма Светланы Старостиной «Актёр России», где Михаил Яковлевич играет самого себя. Данный фильм – олицетворение всех положительных сторон документалистики. Лаконичный и в тоже время максимально информативный, эмоциональный, искренний, светлый, живой, многослойный фильм, кратко освещающий биографию и характер известного театрала. В нём можно увидеть не только интересную историю гениального актёра, проработавшего («прослужившего») в провинциальном театре 42 года, но и задуматься о скоротечности времени, задаться вопросом, кто же этот актёр России и какими качествами он должен обладать. Но самое главное – это история, в первую очередь, о доброте, преданности, верности и вере в самого себя, в своё дело и в окружающих. Светлана как бы сама отвечает на поставленный фестивалем вопрос.

Ведь если связать все мужские роли в представленных картинах, то можно обнаружить относительно идентичные характеры и судьбы, окруженные схожими проблемами и переживаниями, много раз преданные обществом (или обстоятельствами), при этом не потерявшие веру в себя и свои идеалы, моральные принципы и надежды. Это необычайно волевые люди, при этом затерянные где-то в межвременье, между добром и злом, оставленные и кем-то брошенные, высоко-духовные, но внешне отрешённые, одинокие, и несущие в мир на своём примере просветление, доброту и человечность. Говоря словами героя из «Географ глобус пропил» - «я, своего рода, современный русский святой». Все эти роли будто духовно связаны с судьбой Ивана Мозжухина, вынужденно покинувшего родину, разделяя его нелёгкую судьбу. Словно часть его души есть теперь в каждой мужской актёрской работе.

К сожалению, у форума по-прежнему нет постоянного финансирования, а соответственно, и устойчивой организационной базы. Но шестой пензенский кинофестиваль «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина закончился бурными, непрекращающимися овациями полного зала зрителей, аплодировавших стоя в знак благодарности, признания и, в неугасающей надежде встретиться вновь в следующем году.
Автор:
Александр Савенков
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама