20 июня 2014 08:15
36 ММКФ: Slava, Украина и братская ненависть
Очередной Московский международный кинофестиваль (19-28 июня 2014 года) в этот раз открылся картиной совершенно неожиданной – документальной работой американца Гейба Польски «Красная армия». Двусмысленное название (речь в фильме идет о легендарном хоккейном клубе ЦСКА) вполне отражает суть этой незатейливой ленты не только и не столько про хоккей, сколько про политику холодной войны, железный занавес и вседозволенность КГБ.
Удивительно только, что и режиссер этого фильма, и главный его герой Вячеслав Фетисов, и отборщики фестиваля, и даже президент ММКФ Никита Михалков делают вид, что не замечают (или и впрямь не заметили) политического контекста «Красной армии», который, конечно, совершенно иначе звучит на открытии Московского международного кинофестиваля, нежели в программе специальных показов фестиваля Каннского, где и прошла премьера «Красной армии».
Главным действующим лицом картины стал хоккеист Вячеслав Фетисов (в фильме его, правда, чаще называют Slava – как принято за океаном), который после долгих переговоров все-таки согласился дать Польски интервью. Сначала на 5 часов, потом – еще на 8. То есть материала у автора фильма было предостаточно и иногда у режиссера даже получается выстраивать из откровений Фетисова некую драматическую линию. Правда, получается это довольно редко. В начале фильма Фетисов вообще выглядит как умственно отсталый российский чиновник или бизнесмен средней руки. Постоянно пялится в мобильный телефон (причем показывается это на крупных планах) и не может связно озвучить какие-то важные для него мысли. В течение фильма, конечно, проскальзывают и трагическая потеря Фетисовым младшего брата, и сначала необыкновенно близкие отношения внутри «великолепной пятерки», а затем полный разлад друзей, и уважение в тренеру Анатолию Тарасову и, наоборот, совершенное неприятие следующего тренера ЦСКА – Виктора Тихонова. Последний, кстати, отказался давать Польски интервью для этой картины. С учетом того, что самый большой материал был взят от Фетисова, соответственно, и других участников «пятерки», а также вратаря Владислава Третьяка в фильме немного.
В «Красной армии», конечно, рассказывается об отличии советской хоккейной школы (где хоккеистов готовили к виртуозной игре, в том числе, и на занятиях танцами, акробатикой и т.д.) от американской или канадской, где важнее сила в подавлении противника. Но все эти линии проходят на самом деле пунктиром. Политическая ситуация в СССР времен главной хоккейной державы в картине дается более густыми и настойчивыми мазками.
Все это, конечно, вполне понятно. Режиссер Гейб Польски сам признался на пресс-конференции, что хоть с детства и был увлечен хоккеем, затем перешел к продюсированию, а теперь уже и к режиссуре документальных фильмов, образование имеет в области политических наук. Тем не менее, для Польски – сына советских граждан, эмигрировавших в США в 1970-х годах – хоккей, особенно советский, остается главной страстью и предметом для изучения, поэтому он и решил сделать этот фильм. Фетисов, впрочем, тоже остался доволен результатом. «Изюминка всего кино в том, что Гейб хотел показать нашу историю, так как мы были его кумирами, – историю того, как в несвободной стране за железным занавесом сложился самый красивый артистичный стиль работы в этой игре», - отметил Фетисов, подчеркнув, что для него это фильм, прежде всего, про конкретных ребят.
Конечно, также – вне политического контекста – можно было бы воспринимать и первый конкурсный фильм 36-го ММКФ «Братья. Последняя исповедь» украинского режиссера Виктории Трофименко. Картина рассказывает о двух братьях-гуцулах Войтко и Станиславе, не поделивших еще на заре молодости одну женщину и оттого переставших разговаривать друг с другом. Единственная цель их жизни – пережить другого. Большую часть картины братья представлены уже глубокими стариками: у Войтко – рак, у Станислава – больное сердце. Такими их встречает внезапно оказавшаяся в заброшенной горной деревне женщина. Она старается ухаживать за обоими стариками и как-то примирить их, но любые уговоры оказываются безрезультатными. История эта выглядит, конечно, в свете последних событий довольно актуально, хотя режиссер Виктория Трофименко призналась, что фильм снимался на протяжении пяти лет, а полностью был готов еще в сентябре прошлого года, когда никто и не мог предположить, какая «братская ненависть» может разгореться между русскими и украинцами. Но при политической актуальности картины, она имеет, конечно, художественные недостатки: не до конца проработанные диалоги, порой просто странные монтажные склейки и общая затянутость повествования. Зато с актерами Трофименко, безусловно, нашла общий язык. С учетом того, что «Братья. Последняя исповедь» - это полнометражный дебют режиссера, Трофименко вполне может успешно продолжить традиции украинского поэтического кино. Главное, чтобы отношения между нашими странами наконец наладились и в России можно было увидеть новые работы украинских кинематографистов.
Удивительно только, что и режиссер этого фильма, и главный его герой Вячеслав Фетисов, и отборщики фестиваля, и даже президент ММКФ Никита Михалков делают вид, что не замечают (или и впрямь не заметили) политического контекста «Красной армии», который, конечно, совершенно иначе звучит на открытии Московского международного кинофестиваля, нежели в программе специальных показов фестиваля Каннского, где и прошла премьера «Красной армии».
Главным действующим лицом картины стал хоккеист Вячеслав Фетисов (в фильме его, правда, чаще называют Slava – как принято за океаном), который после долгих переговоров все-таки согласился дать Польски интервью. Сначала на 5 часов, потом – еще на 8. То есть материала у автора фильма было предостаточно и иногда у режиссера даже получается выстраивать из откровений Фетисова некую драматическую линию. Правда, получается это довольно редко. В начале фильма Фетисов вообще выглядит как умственно отсталый российский чиновник или бизнесмен средней руки. Постоянно пялится в мобильный телефон (причем показывается это на крупных планах) и не может связно озвучить какие-то важные для него мысли. В течение фильма, конечно, проскальзывают и трагическая потеря Фетисовым младшего брата, и сначала необыкновенно близкие отношения внутри «великолепной пятерки», а затем полный разлад друзей, и уважение в тренеру Анатолию Тарасову и, наоборот, совершенное неприятие следующего тренера ЦСКА – Виктора Тихонова. Последний, кстати, отказался давать Польски интервью для этой картины. С учетом того, что самый большой материал был взят от Фетисова, соответственно, и других участников «пятерки», а также вратаря Владислава Третьяка в фильме немного.
В «Красной армии», конечно, рассказывается об отличии советской хоккейной школы (где хоккеистов готовили к виртуозной игре, в том числе, и на занятиях танцами, акробатикой и т.д.) от американской или канадской, где важнее сила в подавлении противника. Но все эти линии проходят на самом деле пунктиром. Политическая ситуация в СССР времен главной хоккейной державы в картине дается более густыми и настойчивыми мазками.
Все это, конечно, вполне понятно. Режиссер Гейб Польски сам признался на пресс-конференции, что хоть с детства и был увлечен хоккеем, затем перешел к продюсированию, а теперь уже и к режиссуре документальных фильмов, образование имеет в области политических наук. Тем не менее, для Польски – сына советских граждан, эмигрировавших в США в 1970-х годах – хоккей, особенно советский, остается главной страстью и предметом для изучения, поэтому он и решил сделать этот фильм. Фетисов, впрочем, тоже остался доволен результатом. «Изюминка всего кино в том, что Гейб хотел показать нашу историю, так как мы были его кумирами, – историю того, как в несвободной стране за железным занавесом сложился самый красивый артистичный стиль работы в этой игре», - отметил Фетисов, подчеркнув, что для него это фильм, прежде всего, про конкретных ребят.
Конечно, также – вне политического контекста – можно было бы воспринимать и первый конкурсный фильм 36-го ММКФ «Братья. Последняя исповедь» украинского режиссера Виктории Трофименко. Картина рассказывает о двух братьях-гуцулах Войтко и Станиславе, не поделивших еще на заре молодости одну женщину и оттого переставших разговаривать друг с другом. Единственная цель их жизни – пережить другого. Большую часть картины братья представлены уже глубокими стариками: у Войтко – рак, у Станислава – больное сердце. Такими их встречает внезапно оказавшаяся в заброшенной горной деревне женщина. Она старается ухаживать за обоими стариками и как-то примирить их, но любые уговоры оказываются безрезультатными. История эта выглядит, конечно, в свете последних событий довольно актуально, хотя режиссер Виктория Трофименко призналась, что фильм снимался на протяжении пяти лет, а полностью был готов еще в сентябре прошлого года, когда никто и не мог предположить, какая «братская ненависть» может разгореться между русскими и украинцами. Но при политической актуальности картины, она имеет, конечно, художественные недостатки: не до конца проработанные диалоги, порой просто странные монтажные склейки и общая затянутость повествования. Зато с актерами Трофименко, безусловно, нашла общий язык. С учетом того, что «Братья. Последняя исповедь» - это полнометражный дебют режиссера, Трофименко вполне может успешно продолжить традиции украинского поэтического кино. Главное, чтобы отношения между нашими странами наконец наладились и в России можно было увидеть новые работы украинских кинематографистов.
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
21.02.2024
Официальный киарт 46 Московского международного кинофестиваля
27.12.2023
Объявлены даты проведения 46 ММКФ
28.04.2023
45 ММКФ: главный приз у чилийско-аргентинской ленты «Три брата»
28.04.2023
45 ММКФ: фоторепортаж с церемонии закрытия
27.04.2023
45 ММКФ, программа Трудный возраст: взрослей, борись, не горюй!
Реклама