Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 июня 2014 08:15

36 ММКФ: Slava, Украина и братская ненависть

36 ММКФ: Slava, Украина и братская ненависть

Очередной Московский международный кинофестиваль (19-28 июня 2014 года) в этот раз открылся картиной совершенно неожиданной – документальной работой американца Гейба Польски «Красная армия». Двусмысленное название (речь в фильме идет о легендарном хоккейном клубе ЦСКА) вполне отражает суть этой незатейливой ленты не только и не столько про хоккей, сколько про политику холодной войны, железный занавес и вседозволенность КГБ.

Удивительно только, что и режиссер этого фильма, и главный его герой Вячеслав Фетисов, и отборщики фестиваля, и даже президент ММКФ Никита Михалков делают вид, что не замечают (или и впрямь не заметили) политического контекста «Красной армии», который, конечно, совершенно иначе звучит на открытии Московского международного кинофестиваля, нежели в программе специальных показов фестиваля Каннского, где и прошла премьера «Красной армии».

кадр из фильма "Красная армия"

Главным действующим лицом картины стал хоккеист Вячеслав Фетисов (в фильме его, правда, чаще называют Slava – как принято за океаном), который после долгих переговоров все-таки согласился дать Польски интервью. Сначала на 5 часов, потом – еще на 8. То есть материала у автора фильма было предостаточно и иногда у режиссера даже получается выстраивать из откровений Фетисова некую драматическую линию. Правда, получается это довольно редко. В начале фильма Фетисов вообще выглядит как умственно отсталый российский чиновник или бизнесмен средней руки. Постоянно пялится в мобильный телефон (причем показывается это на крупных планах) и не может связно озвучить какие-то важные для него мысли. В течение фильма, конечно, проскальзывают и трагическая потеря Фетисовым младшего брата, и сначала необыкновенно близкие отношения внутри «великолепной пятерки», а затем полный разлад друзей, и уважение в тренеру Анатолию Тарасову и, наоборот, совершенное неприятие следующего тренера ЦСКА – Виктора Тихонова. Последний, кстати, отказался давать Польски интервью для этой картины. С учетом того, что самый большой материал был взят от Фетисова, соответственно, и других участников «пятерки», а также вратаря Владислава Третьяка в фильме немного.

кадр из фильма "Красная армия"

В «Красной армии», конечно, рассказывается об отличии советской хоккейной школы (где хоккеистов готовили к виртуозной игре, в том числе, и на занятиях танцами, акробатикой и т.д.) от американской или канадской, где важнее сила в подавлении противника. Но все эти линии проходят на самом деле пунктиром. Политическая ситуация в СССР времен главной хоккейной державы в картине дается более густыми и настойчивыми мазками.

Все это, конечно, вполне понятно. Режиссер Гейб Польски сам признался на пресс-конференции, что хоть с детства и был увлечен хоккеем, затем перешел к продюсированию, а теперь уже и к режиссуре документальных фильмов, образование имеет в области политических наук. Тем не менее, для Польски – сына советских граждан, эмигрировавших в США в 1970-х годах – хоккей, особенно советский, остается главной страстью и предметом для изучения, поэтому он и решил сделать этот фильм. Фетисов, впрочем, тоже остался доволен результатом. «Изюминка всего кино в том, что Гейб хотел показать нашу историю, так как мы были его кумирами, – историю того, как в несвободной стране за железным занавесом сложился самый красивый артистичный стиль работы в этой игре», - отметил Фетисов, подчеркнув, что для него это фильм, прежде всего, про конкретных ребят.

кадр из фильма "Братья. Последняя исповедь"

Конечно, также – вне политического контекста – можно было бы воспринимать и первый конкурсный фильм 36-го ММКФ «Братья. Последняя исповедь» украинского режиссера Виктории Трофименко. Картина рассказывает о двух братьях-гуцулах Войтко и Станиславе, не поделивших еще на заре молодости одну женщину и оттого переставших разговаривать друг с другом. Единственная цель их жизни – пережить другого. Большую часть картины братья представлены уже глубокими стариками: у Войтко – рак, у Станислава – больное сердце. Такими их встречает внезапно оказавшаяся в заброшенной горной деревне женщина. Она старается ухаживать за обоими стариками и как-то примирить их, но любые уговоры оказываются безрезультатными. История эта выглядит, конечно, в свете последних событий довольно актуально, хотя режиссер Виктория Трофименко призналась, что фильм снимался на протяжении пяти лет, а полностью был готов еще в сентябре прошлого года, когда никто и не мог предположить, какая «братская ненависть» может разгореться между русскими и украинцами. Но при политической актуальности картины, она имеет, конечно, художественные недостатки: не до конца проработанные диалоги, порой просто странные монтажные склейки и общая затянутость повествования. Зато с актерами Трофименко, безусловно, нашла общий язык. С учетом того, что  «Братья. Последняя исповедь» - это полнометражный дебют режиссера, Трофименко вполне может успешно продолжить традиции украинского поэтического кино. Главное, чтобы отношения между нашими странами наконец наладились и в России можно было увидеть новые работы украинских кинематографистов.

Автор:
Мария Токмашева
Реклама