Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 декабря 2014 11:30

Триумф российского кино во французских Альпах

Триумф российского кино во французских Альпах

Во французских Альпах на горнолыжном курорте Лез Арк триумфом российского кино завершился очередной кинофестиваль европейского кино (13-20 декабря 2014). Гран-При форума получила картина «Дурак» Юрия Быкова, завоевавшая также Приз за лучшую операторскую работу (Кирилл Клепалов). В профессиональной секции «Work In Progress» лучшим из ещё не законченных европейских фильмов из десяти представленных был признан режиссёрский дебют актрисы Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои».

Фестиваль в Лез Арк за те 6 лет, что он проходит, сумел завоевать своё место в непростой и конкурентной сетке смотров кино в Европе. Сюда теперь стремятся попасть, здесь обязательно хотят побывать хотя бы 2-3 дня, что длятся Индустриальные дни, многие профессионалы кино. Ибо с первого фестиваля, его организаторы поняли одну важную вещь, необходимую сегодня для успеха на фестивальном поприще — хочешь успешного фестиваля для широкой публики, с приездом авторов фильмов и прессы, то постарайся придумать какую-то составляющую для кинопрофессионалов. Понятно, что настоящий кинорынок в Европе могут себе позволить только гранды — Канны и Берлин, и попытки других (Венеция и Рим) войти на эту территорию, пока не увенчались значимыми успехами.

кинофестиваль европейского кино в Лез Арк

В Лез Арк с первого фестиваля решили создать новые зоны встреч профессионалов, это Кампус европейских киношкол, Рынок европейских ко-продукций и пожалуй секция, вызывающая самый большой интерес и ажиотаж - «Work In Progress». Если родиться фестивалю помогла смелость компании Pierre & Vacances, владеющей инфраструктурой и отелями в Лез Арк (в первые годы бесплатно выделявшей гостям номера в отелях), то видя успех мероприятия, поддержать его решили европейская программа Медиа, различные европейские фонды и французские институции. Но важно отметить, что финансовая поддержка от европейских фондов, направленная, в первую очередь, на пестование творцов и профессионалов из стран Европейского Союза, не закрывает двери в мир европейского кинодома авторам из России, чему свидетелями мы стали в этом году, когда Россия была представлена практически во всех главных секциях фестиваля в Лез Арк.

В этом году в конкурсе фестиваля состязались 12 лент. В Лез Арк не боятся жанра, жанр здесь скорее уважают. Поэтому идя на просмотр любого конкурсного фильма, можно было смело доверять краткому описанию в каталоге, отсылавшему то к триллеру/детективу, то к социальным драмам, то к неопознанным кинообъектам, полных синефилии и эстетических наворотов. К первой группе, фильмов действия и расследования, можно было смело отнести четыре картины, из которых выделялись «Миниатюрный остров» Албьерто Родригеса, мастерски закрученная в духе Финчера и Линча история про серийного убийцу в глухой провинции в постфранкисткой Испании и английская бескомпромиссно-чернушечная лента «Гиена» Жерарда Джонсона, про отдел борьбы с наркотиками и его начальника в Лондоне конца 90-ых, самого сидящего по уши в наркотиках и сделках с мафией (Приз за лучшую роль Питеру Фердинандо).

кинофестиваль европейского кино в Лез Арк

За эстетические изыски и подковырки отвечали две ленты из Великобритании и Ирландии. Ирландская картина (с английским участием!) «Франк» Леонарда Абрахамсона уже вышедшая в прокат в России, ещё только начинает свой робкий меланхолический набег на европейские экраны (приз за лучшую музыку композитору Стивену Ренниксу). И здесь на фестивале представляла собой этакую посылку счастья из Ирландии, которая в этом году стала в Лез Арк приглашённой страной, представившей здесь около 15 наиболее ярких своих фильмов последних лет. Неразрешимой головоломкой для зрителей и, видимо, для жюри стала четвёртая в биографии Питера Стриклэнда картина «Герцог Бургундский» (автор прославился своими предыдущими картинами «Каталин Варга», «Студия звукозаписи «Берберян» по только что записанному концерту Бьорк «Биофилия»). В нереально изящно снятом фильме Стриклэнд на этот раз скрещивает итальянский «джалло» (форма) и роман воспитания в стиле «Истории О», не упуская из вида, достижения эротического кинематографа 70-ых. В мире матриархата и тотального отсутствия мужчин, пара подруг живёт насыщенной чувственной жизнью, построенной на выполнении строгих ритуалов подчинения, свободное время отдавая изучению мира бабочек. Фильм, о котором ещё будут немало спорить в Лез Арк вызвал скорее недоумение, чем оживление.

кинофестиваль европейского кино в Лез Арк

Внимание жюри и публики вызвали фильмы-драмы, социально ангажированные, точно расставляющие акценты политические и исторические. Именно в эту группу лидеров попал и фильм Юрия Быкова «Дурак», получив в конкуренты две достойные и сильные картины. Немецкая историческая драма дебютанта Джулио Риччиарелли «В лабиринте молчания» рассказывает о молодом прокуроре, который волею случая в 1958 году узнаёт об Освенциме и о том, что тысячи преступников, сеявших смерть, спокойно живут в послевоенной Западной Германии. Максималист и борец за правду, он потратит 5 лет, чтобы добиться проведения в Германии первого процесса над людьми, лишь «выполнявшими приказы», убивших и замучивших в Освенциме десятки тысяч людей. Закономерный Приз зрительский симпатий и Специальное упоминание жюри.

Фестивальный градус повысился после показа хорватской картины «Таковы правила» Огньена Свиличича. Несколько дней из жизни семейной пары среднего достатка, живущей в пригороде Загреба, позволяет Свиличичу сказать с одной стороны про здесь и сейчас в Хорватии, а с другой стороны, вывести конфликт в горние выси, невысокопарно поразмыслить о человеческом в человеке сегодня. Иво и Майя оказываются бессильными перед обстоятельствами: сын умирает в госпитале после избиения его хулиганами и хотя главный виновный известен, административная машина не имеет формальных поводов осудить виновного. По минимализму и точности режиссуры картина напомнила работу Кеслевского в «Декалоге». Иво должен сам пройти путь от жажды мести и наказания для виновника к пониманию того, что человек не может убить.

кинофестиваль европейского кино в Лез Арк

Моментом истины фестиваля стал показ российской картины «Дурак». История сантехника из русской глубинки не оставила равнодушными ни жюри, ни зрителей. Герой картины отказывается быть винтиком большой государственно-общественной машины и хочет вопреки всему спасти людей, над которыми нависла угроза обрушения дома. Такой образ человека-праведника, готового пойти буквально на смерть ради других, оказался очень близок и понятен жюри во главе с французским режиссёром Седриком Каном. Также важно заметить, что кроме гуманистического посыла фильма, жюри заметило и профессиональные достоинства ленты, чему стал оправданный Приз оператору картины Кириллу Клепалову.

Возросшее значение индустриальной составляющей фестиваля в Лез Арк в этом году заметили наши продюсеры. На Рынке копродукции продюсер Юлия Мишкинене (компания Vita Aktiva) вместе с режиссёром Ангелиной Никоновой представили проект нового фильма «Тринадцатая любовь», сценарий которого написан по мотивам рассказа Владимира Сорокина, а главную роль должна сыграть Ольга Дыховичная.

В секции «Work In Progress» продюсер Наталья Дрозд познакомила профессионалов с отрывками из новой ленты компании СТВ (совместно с Мастерской «Сеанса») «Пионеры-герои», режиссёром которой выступила Наталья Кудряшова. Наталья известна как актриса: в 2010 году она была номинирована на театральную премию Золотая маска за лучшую женскую роль в спектакле «Обрыв» (режиссёр Адольф Шапиро, МХТ им. Чехова), отучившись перед этим в театральном училище и режиссерской лаборатории Анатолия Васильева в «Школе драматического искусства» в Москве. Сейчас после нескольких успешных короткометражек пришёл черёд полнометражного дебюта по собственному сценарию. Действие фильма разворачивается в двух временах – в 1987 году и в наше время, происходит диалог между двумя мирами - миром советского детства и больших сверхидей, и нынешним безыдейным пространством. Три главных героя, Ольга, Катя и Андрей, тогда в детстве мечтали стать пионерами-героями, а сейчас оказались один на один с современной жизнью и временем, полным совсем других идеалов.

кинофестиваль европейского кино в Лез Арк

Фредерик Буайе, арт-директор Фестиваля европейского кино в Лез Арк:

Расскажите о концепции фестиваля европейского кино в Лез Арк.


С самого начала, а фестиваль в этом году прошёл уже в 6 раз, у нас была чёткая идея: показать европейский фильм от зарождения до его финальной готовности. У нас получилась своеобразная линейка: от кинокампуса (Village des Ecoles), куда мы приглашаем студентов из европейских киношкол, до Рынка копродукции, где к уже разработанным проектам могут подключиться заинтересованные компании из Европы.
Своё место в производственной цепочке заняла секция Work In Progress. Показ небольших фрагментов (не более 10 мин) в этой секции не только не мешает незаконченным картинам, часто находящимся в пост-продакшене, а наоборот, становится для них трамплином в счастливое будущее. Исландская картина «Paris of The North» Хафштайна Гуннара Сигурдсона (автора ленты 2011 года «Так или иначе», ставшей основой для американского ремейка Дэвида Гордона Грина «Властелин разметки») после показа в этой секции в прошлом году попала, например, в конкурс в Карловых Варах-2014.

Здесь же в Лез Арк теперь по традиции собираются и французские компании-дистрибьюторы, которые присматриваются к новым фильмам на Рынке копродукции и в Work In Progress.
Но в первую очередь, фестиваль проводится для показа широкой панорамы актуального европейского кино, а зрителями становятся жители этого региона и гости высокогорного курорта — фестиваль заканчивается в день официального открытия горнолыжного сезона.

-Приятно видеть, что селекция европейских фильмов и проектов не ограничивается у вас границами Европейского Союза.

Мы и в прошлые годы приглашали русские фильмы. Так несколько лет назад в конкурсе с успехом был представлен фильм Алексея Учителя «Край», а Юрий Клименко получил Приз как лучший оператор. В этом году русские фильмы представлены практически во всех программах. И достаточно успешно выступили.

-Понятно, что каждый раз решение жюри носит единичный и уникальный характер. Но тем не менее, может бы вы можете как-то обозначить факторы, которые привели к победе фильм «Пионеры-герои» в профессиональной секции Work In Progress? Чем или как этот фильм на ваш взгляд смог поразить сердца членов профессионального жюри и выделиться на фоне других очень сильных представленных здесь картин?

Последнее слово всегда остаётся за жюри, а в этой секции оно было высокопрофессиональным: Сиа Эдстрём (Нордик Фильм Маркет фестиваля в Гётеборге), Карел Ош (директор фестиваля в Карловых Варах) и Конор Барри (продюсер из Ирландии). Но надо заметить, что это особая секция и в ней жюри оценивает не только сам фильм, но и его будущий потенциал. Перед фестивалем мы работаем с продюсерами каждого отобранного фильма, что-то подсказываем, на что-то особо обращаем их внимание. Им надо отобрать 2 — 3 сцены, общей длительностью до 10 минут. Так вот Наталья Дрозд, которая впервые приехала сюда в Лез Арк представить картину, очень внимательно отнеслась уже к этому этапу и предложила 3 совершенно разных по психологическому рисунку сцены, которые возбудили у присутствующих желание посмотреть фильм и узнать про него побольше. На представлении фильма перед аудиторией, Наталья также оказалась сильнее всех остальных. Она смогла очень точно и эмоционально представить картину, над которой в основном работали женщины. В итоге решение жюри было единогласным и фильм «Пионеры-герои» стал победителем.

-Ваши пожелания и напутствия профессионалам из России?

Мы нуждаемся в более широком представительстве российских продюсеров и авторов здесь в Лез Арк. Наш Рынок копродукции открыт, как самым малобюджетным проектам, так и фильмам с большими бюджетами (до 10 миллионов евро). У нас нет ограничений по жанрам. Единственное требование - не менее 20% от будущего бюджета уже должны быть подтверждены частной компанией или государственным органом. Наша секция Work In Progress, как мы увидели в этом году, только выигрывает, если в неё попадают новые сильные фильмы из России.


Ваня Калуджерчич, директор профессиональной программы Фестиваля европейского кино в Лез Арк

-Важной частью вашего фестиваля стало традиционное приглашение сюда, в Лез Арк, студентов европейских киношкол.


Со дня основания фестиваля мы решили приглашать студентов и выпускников киношкол. Эту часть программы, которая, наверное, не бросается в глаза и не совсем заметна, но важна для функционирования всей профессиональной программы фестиваля в будущем, мы назвали Деревней киношкол (Village des Ecoles). Задача кинокампуса — искать новые молодые таланты и одновременно налаживать связи и сотрудничество между европейскими киношколами. Поддерживает эту инициативу европейская программа Media, а координирует работу Лондонская киношкола, проводящая до фестиваля в течение года в разных киношколах 2 — 3 воркшопа, в ходе которых отобранным студентам помогают оформить и подготовить проекты фильмов, которые они могут представить на нашем Рынке копродукции наравне с 25-ю «взрослыми» проектами. Для студентов — это настоящая проверка боем.

Работа кинокампуса с этого года длится весь срок фестиваля. Это мастер-классы, семинары, разборы условий съёмок и бюджетирования уже снятых трёх известных европейских фильмов с их продюсерами, а в этом году для 8 студентов из 50-ти приглашённых и встречи на Рынке копродукции с заинтересовавшимися их проектами профессионалами.
Интересно, что у нас теперь есть фраза «ребёнок Лез Арк» - когда проект развивается до готового фильма, переходя их секции в секцию, доходя до программы фестиваля.
В программе фестиваля этого года, например, представлен немецкий фильм Тилля Кляйнерта «Самурай». Два года назад Кляйнерт, тогда ещё студент, представлял проект фильма «Самурай», который стал его дипломным фильмом в киношколе в Берлине, прошёл мировой премьерой на Берлинале-2014 в секции «Немецкие перспективы» и международной в Трайбеке в Нью-Йорке в этом году. А теперь мы показываем «Самурай» у нас, в том месте, где он можно сказать, зарождался.

-Как вы выбираете киношколы, с которыми работаете?

Есть несколько постоянных участников программы, таких как Лондонская и Берлинская киношколы и ФЕМИС в Париже. К ним каждый год добавляются другие. В прошлом году было много школ из балканских стран. В этом году приехали киношколы из Румынии и Ирландии. Зная о славной истории и традициях профессионального кинообразования в России, мы мечтаем принять студентов, например из ВГИКа и с Высших режиссёрских и сценарных курсов.

-Расскажите о русском участнике Рынка копродукции этого года.

Среди 25-ти отобранных для Рынка копродукции проектов оказался новый фильм режиссера Ангелины Никоновой «Тринадцатая любовь», в котором Ольга Дыховичная сыграет главную героиню Марину, мятущуюся тридцатилетнюю преподавательницу фортепиано в Москве 83-го года.
Фильмом заинтересовалась знаменитый продюсер Мариан Слот, которая уже более 25 лет работает на всех фильмах Ларса фон Триера. Приехать сюда и сразу получить такую поддержку — это очень важно для молодого режиссёра. Свою заинтересованность в партнёрстве высказали известные продюсеры из Германии, Бельгии и других стран. С ними постарались встретиться практически все сейл-компании (около 15), представленные здесь в Лез Арк. Надеюсь, что Ангелина и Юлия получили заряд оптимизма и надежды, а также укрепились в мысли, что их фильм на верном пути, и они смогут снять картину как и намечают в 2015 году.
Автор:
Игорь Гуськов, Лез Арк, Франция

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Международный кинофестиваль в Лез Арк/Les Arcs Film Festival

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама