Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 мая 2015 09:56

Канны 2015: «Иван Грозный» на пляже

Канны 2015: «Иван Грозный» на пляже

В программе «Каннская классика» 68-го Каннского международного кинофестиваля (13-24 мая 2015 года) публике была представлена отреставрированная версия картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси, об одной из самых сложных, мощных и противоречивых личностей, - о царе Иоанне Васильевиче, вошедшем в историю под именем Грозный.

Стоит отметить, что показ ленты прошел на пляже. Посетить его смогли все желающие – в отличие от других программ смотра, доступ сюда свободный и не требует ни билетов, ни фестивальной аккредитации.

кадр из фильма "Иван Грозный"

Секция «Каннская классика» начала свою работу больше десяти лет назад, когда новые цифровые технологии полностью изменили отношение современного кино к своему прошлому. Это подборка фильмов прошлых лет, которая позволяет оценить колоссальную работу по сохранению и восстановлению наследия кино, проводимую продюсерскими фирмами, правообладателями, синематеками и киноархивами всего мира.

Каннский кинофестиваль уделяет этой программе особое внимание, отбор картин для нее осуществляет программный директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо. Сегодня «Каннская классика» стала неотъемлемой частью фестиваля. В этой секции демонстрируются шедевры мирового кино в восстановленных цифровых копиях.

костюмы к фильму Иван Грозный 1945 реж. С.Эйзенштейн, шубы боярские

«Иван Грозный» - советский фильм 1944 года, последняя работа кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна. Фильм состоит из двух серий (сохранились фрагменты незаконченной третьей серии - после запрета второй части работы над фильмом были прекращены, и третья серия фильма существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах). Картина является черно-белой, за исключением одной сцены второй серии («Пляска опричников») и финального эпизода – за тридцать минут до конца фильма изображение становится цветным. Причина тому – исторический факт: после поражения немецких войск под Сталинградом русские войска возвращают завод «Агфаколор».

Идею о необходимости создания фильма об Иване Грозном высказал И. В. Сталин и предложил подобрать для этой работы крупного мастера-режиссёра. Выбор пал на С. М. Эйзенштейна. Сценарий фильма, написанный С. М. Эйзенштейном, утверждал лично И. В. Сталин. Кинокритики отмечали, что в картинах «Иван Грозный» и «Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор» Сергей Эйзенштейн изображает Сталина во всем его могуществе и со всеми его пороками.

кадр из фильма "Иван Грозный"

Первая серия вышла в прокат в январе 1945 года. За неё режиссёр и съёмочная группа получили Сталинскую премию I степени. В сентябре 1946 г. Центральный Комитет ВКП(б) осудил вторую серию. В оставшемся черновом варианте эта серия вышла на экраны только в 1958 году. Съёмки третьей части, которая должна была по мысли режиссёра символизировать триумф русских над Западом, были прекращены также по причине смерти режиссера. Небольшой фрагмент третьей серии «Рыцарь Штаден на опричном дворе» и другие были представлены зрителю в 1988 году. Но даже в незавершенном виде «Иван Грозный» стал кульминацией творческой деятельности режиссера.

Также в программу Cannes Classics 2015 отобрана лента Элема Климова «Добро пожаловать  или посторонним вход воспрещен» в новой цифровой реставрации «Мосфильма».

Генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров рассказал об участии картин киноконцерна в программе Cannes Classics:
«Сейчас  стало модно выпускать заново на экран старые фильмы в хорошей реставрации. То есть они стали пользоваться успехом у широкой публики, но, именно отреставрированные, которые выглядят в определенной степени технически более современно. Так что для нас достаточно почетно то, что картины отобрали в программу Cannes Classics. В данном случае это может говорить о поощрении и признании технических возможностей "Мосфильма". На мой взгляд, это очень правильно. Потому что это возвращает старые картины, дает им новую жизнь, стимулирует кинокомпании делать такие реставрационные работы. А это дело  дорогостоящее,  надо обладать техническими возможностями, иметь классных специалистов. Это возвращает картины не просто в область критиков и студентов, а широкому зрителю».
Автор:
Фаина Фардо
Реклама