Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 Сентября 2015 11:20

Венеция-72: Звездный десант

Венеция-72: Звездный десант

В программах 72-го Венецианского международного кинофестиваля / 72 Venice International Film Festival (2-12 сентября 2015 года) показали фильмы со звездами. Звезды и сами почтили своим вниманием Мостру – на Лидо побывали в том числе Джонни Депп, Кристен Стюарт, Николас Холт, Эдди Редмэйн. Теперь подробнее о самих фильмах, которые имеют все шансы добраться и до российского проката.

Мужчина и женщина

кадр из фильма "Девушка из Дании"

Действие «Девушки из Дании», конкурсного фильма от обладателя «Оскара» (за «Король говорит!») Тома Хупера, начинается в Копенгагене в середине 20-х, через шесть лет после того, как Эйнар Вегенер (Эдди Редмэйн) женился на Герде (Алисия Викандер). Супруги обожают друг друга. Он – востребованный пейзажист, она – наоборот, безуспешный портретист, пытающийся пробиться на рынок искусства. Все меняется, когда однажды она просит мужа заменить отсутствующую модель-балерину и наряжает его мужскую ногу в чулок и женскую туфельку. Муж, который и раньше походя пробегал пальцами по женским нарядам в театральной гримерке и в спальне собственной жены, обнаруживает, что его странно волнует и приятная гладкость шелка, и собственное отражение в зеркале. И вскоре он уже позирует супруге в женских нарядах. То, что начиналось как игра, быстро стало серьезным. Портреты Эйнара в женском (пара выдавала «модель» за кузину Вегенера) стали невероятно успешными. А в самом художнике проснулась другая личность, Лили, которая в результате победила Эйнара. Герда приняла его решение, помогала ему и поддерживала его в желании привести его тело в соответствие с его самоощущением. Хотя решение проститься с мужем и смириться с Лили, а заодно и считать себя свободной от брачных уз, далось ей не просто.

Сюжет был примерно известен – фильм Хупера основан на реальной истории художника Вегенера, в начале 30-х годов решившегося на экспериментальные операции по смене пола. «Девушку из Дании» можно в чем-то упрекнуть (моментами фильм балансирует на грани банальности – к примеру, в финале в небо взмывает шарфик Лили, и Герда провожает его глазами), но хочется за многое похвалить. И за безупречную стилистику и костюмы. И за выбор актеров - Хупер говорил, что в Редмэйне он уловил столь нужную ему гендерную расплывчатость. Но главное, что режиссер нашел очень верную интонацию для того, чтобы рассказать эту историю. Понятно, что кино не только об Эйнаре, но и о его жене, женщине волевой и чуждой стереотипов. Разумеется, ее героиня в тени мужа – большую трансформацию, чем переживает он, даже как-то трудно себе представить. Но Герда, в сравнении с Эйнаром, обычный человек, сумевший понять и поддержать человека необычного, даже более важна сегодня. Собственно, и название фильма относится к ней – девушкой из Дании в одной из сцен называют именно ее. Хупер вытолкнул вопросы транссексуальности из маргинальной сферы в область интересов широкой аудитории, показал со всей возможной деликатностью, что мужчина может внутри себя быть женщиной и постараться стать ею и снаружи, а другие люди могут и должны это принять.

Ромео и Джульетта

кадр из фильма "Равные"

Еще один фильм в основном конкурсе - «Равные» Дрейка Доримуса. Он снят по сценарию Нэйтана Паркера («Луна 2112»), среди продюсеров числится Ридли Скотт, в ролях Николас Холт и Кристен Стюарт, которая, явившись на Лидо, вызвала тут почти такой же ажиотаж, как Джонни Депп (о нем – позже). Сценарий писался специально под Холта, с которым режиссер хорошо знаком, со Стюарт он познакомился недавно, и она очень хотела попасть в его проект. «Равные» - фантастика о мире будущего, где ради блага человека в жителях подавляются все эмоции, люди одинаково одеваются, живут в одинаковых квартирах, ровны в эмоциональном смысле, ценность каждого определяется его эффективностью. Прикосновения тут запрещены, женщины рожают детей без участия мужчин. Жители называют себя равными – они равно спокойные, вежливые и справедливые. Каждый день они проходят инструктаж, в который включена информация о заболевании, вызывающем эмоции. Заболевшие, как правило, кончают с собой, если же нет – их куда-то уводят. Сайлас (Холт) и Ниа (Стюарт) работают в научном журнале. Однажды тесты Сайласа показывают, что он болен, затем он видит, как Ниа не может справиться со своими чувствами и понимает, что и она не здорова. Вскоре они уже запираются в шкафу в редакции, чтобы сделать запрещенное – прикоснуться друг к другу. А затем оказываются в квартире Сайласа и вообще творят страшное – занимаются любовью. Наконец, они решают бежать из этого мира. И обретают неожиданных помощников.

«Равные», временами кажущиеся затянутыми, вызвали у критики смешанные чувства. Впрочем, отмечали отличную игру Холта и Стюарт, а также холодную красоту фильма – съемки шли в Японии (в частности, в зданиях знаменитого японского архитектора Тадао Андо) и в Сингапуре. Кажущаяся затянутость – это скорее отсутствие интереса Доримуса к социальной составляющей его истории. Его интересовала не революция, а то, как его актеры с первозданным шоком касаются друг друга, любовь в идеальном мире будущего, пробуждение чувств в людях, в которых чувства уже несколько поколений как подавлены. Наконец, что очень важно, было бы неправильным называть это кино исключительно антиутопией. Если это и антиутопия, то самая нежная и чистая из всех, какую можно представить. А создатели подчеркнуто несколько раз называют ее наоборот утопией. Этот мир и впрямь похож на идеальный. Тут нет персонифицированного зла, зрителю не показывают автомат подавления граждан, уводящие заболевших спецслужащие вполне могут показаться заботливыми врачами, а бросившийся с крыши эпизодический персонаж – вообще галлюцинацией. И в этом мире определенно есть своя красота, не восхищаться которой трудно. Так что фильм Доримуса вполне в русле современной арт-фантастики («Ева: Искусственный Разум», «Побудь в моей шкуре», «Она»), берущей знакомые конструкции, актуализирующей их и наделяющей их сильнейшей чувственностью.

Однажды в Америке

кадр из фильма "Черная месса"

Вне конкурса в Венеции состоялась премьера «Черной мессы» Скотта Купера с Джонни Деппом в главной роли. Это криминальная драма, основанная на реальных событиях 70-х годов в Бостоне: агент ФБР Конноли (Джоэл Эдгертон) уговаривает ирландского гангстера Уайти Булджера (Депп) сотрудничать с ФБР в деле устранения общего врага, местных итальянских боссов. Так уж случилось, что Уайти и Конноли - еще и приятели со школьных времен. Кроме того, брат Уайти Билл (Бенедикт Камбербэтч) занимает высокий пост в сенате штата. Со временем этот альянс окреп, ФБР перестало контролировать ситуацию, а Булджер на долгие годы получил возможность скрываться от правоохранительных органов и превратился в одну из самых важных криминальных фигур в истории Бостона. Его куратор Коннели постепенно стал очень похож на тех бандитов, с которыми он якобы боролся. Фильм основан на одноименной книге двух репортеров The Boston Globe (они, кстати, появляются в небольших ролях в фильме).

Булджер был хладнокровным убийцей, но при этом почтительно помогал пожилой соседке доносить сумки до дома. «В какой-то момент в ходе работы над фильмом я понял, что мне есть смысл сравнивать проект «Черная месса» не с выдающимися криминальными фильмами, повлиявшими на меня, а с выдающимися человеческими драмами, которые оказали на меня влияние, - отмечал в своем комментарии на сайте Мостры Скотт Купер. – Я не планировал рассказать о мире, в котором преступникам случалось быть людьми, интереснее было поразмышлять о мире, в котором людям случалось становиться преступниками».

Джонни Депп лично прибыл на премьеру в Венеции и на пресс-конференции сказал в частности, что пытался до съемок встретиться со своим персонажем, но этого знакомства, к сожалению, так и не состоялось. Зато адвокат Булджера несколько раз посещал съемки и оценил визуальную точность образа своего подзащитного. С помощью гримеров актер невероятно преобразился для этой роли, приобрел залысины, огромный лоб, странные брови, плохие зубы и в целом зловещий вид.

Фестивальная критика очень хвалит Деппа за эту роль. Актер долгое время играл персонажей чувствительных и оригинальных, а здесь изобразил почти непроницаемого монстра. Сам же фильм чрезвычайно плотный и щедрый на детали, очень подробно рассказывающий о самом городе того времени и о местной обстановке.

В программах нынешнего фестиваля есть и другой фильм, посвященный криминальному и коррумпированному Бостону. Речь о драме «В центре внимания» Тома Маккарти, о которой ProfiCinema уже писала. В сравнении с «Черной мессой» и невзирая на всю шумиху вокруг Деппа, «В центре внимания» кажется произведением более свежим и волнующим. Может быть, потому что тема священников-педофилов и кризиса журналистики сегодня актуальнее, чем воспоминания о знаменитом гангстере. Или потому, что Маккарти просто снял гораздо более энергичный фильм.

72-й Венецианский кинофестиваль закроется 12 сентября исторической драмой китайского режиссера Ху Гуаня Mr. Six. Имена победителей фестиваля на церемонии закрытия огласит международное жюри под руководством мексиканского режиссера Альфонсо Куарона.

Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильмах

10.02.2019 «Божьей милостью» Франсуа Озона на Берлинале 2019: католические священники вновь в центре внимания 19.01.2018 Названы 100 самых лучших фильмов всех времен 29.02.2016 88-я премия «Оскар»: Фильмом года стала лента «В центре внимания» Тома МакКарти 29.02.2016 88-я премия «Оскар»: Первые награды 22.01.2016 Оскаровский бокс-офис: Статистика кассовых сборов номинантов на «Лучший фильм» 12.01.2016 В Катаре запрещен фильм «Девушка из Дании» 21.12.2015 Сборы в США и Канаде за уикенд с 18 по 20 декабря 2015 года: «Звездные войны: Пробуждение силы» – абсолютный лидер 14.12.2015 Сборы в США и Канаде за уикенд с 11 по 13 декабря 2015 года: «Сойка-пересмешница» удерживает лидерство уже четыре недели 07.12.2015 Сборы в США и Канаде за уикенд с 4 по 6 декабря 2015 года: «Крампус» не смог одолеть Сойку-пересмешницу 30.11.2015 Сборы в США и Канаде за уикенд с 27 по 29 ноября 2015 года: «Хороший динозавр» и «Крид» не угнались за Сойкой-пересмешницей

Другие статьи по теме Венецианский международный кинофестиваль/Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica

Фоторепортажи по теме Венецианский международный кинофестиваль/Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама