Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2595
на печать
21 Мая 2016 09:52

Канны 2016: Возвращение блудных детей

Канны 2016: Возвращение блудных детей

На 69-м Каннском международном фестивале, проходящем в эти дни (11-22 мая 2016 года), в рамках основного конкурса представили свои картины испанец Педро Альмодовар и канадец Ксавье Долан. Тема семьи, преобладающая в конкурсных фильмах, в их режиссерских работах получает особую остроту, поскольку сосредоточена на очень больном вопросе, почему дети уходят из семьи, не давая о себе знать по 12 лет.

Испанский режиссер Педро Альмодовар частый гость на Лазурном берегу. Фестиваль берет его фильмы в конкурс и внеконкурсные программы с большой охотой практически каждый раз. Два раза Альмодовар получал в Каннах награды: в 1999 году как Лучший режиссер за фильм «Все о моей матери» и в 2006 году за сценарий фильма «Возвращение» плюс награды получил женский актерский состав во главе с Пенелопой Крус.

69 Каннский кинофестиваль, премьера фильма Джульетта, съемочная группа картины

Новая работа режиссера «Джульетта» более спокойная, без эксцентрики и членовредительства, но от этого ставшая не менее пронзительной, психологическая драма, исследующая самые главные чувства, свойственные человеку и человеческим взаимоотношениям. Можно ли разорвать кровные узы детей и родителей просто перестав общаться в течение долгого времени, или эта связь навсегда, что бы ни делали, куда бы ни убегали и как бы ни протестовали дети. Альмодовар отвечает - нельзя. Кровные узы нерушимы. 

Режиссер адаптировал в своем сценарии три рассказа Элис Манро, канадской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе за 2013 год, по мнению литературных критиков, лучшего в мире автора коротких рассказов — «Шанс», «Скоро» и «Тишина» из сборника «Беглянка».

Трагическая история матери, долгие годы разыскивающей свою дочь, которая в уехала из дома в 18 лет, неожиданно прервав все контакты, отсылает к лучшим работам мастера о женщинах, перед которыми он преклоняется.

69 Каннский кинофестиваль, премьера фильма Джульетта, режиссер Педро Альмодовар

История начинается в настоящее время со случайной встречи Джульетты с бывшей лучшей подругой дочери. И эта встреча переворачивает ее жизнь. Двенадцать лет мать ничего не слышала про Антиа, которая ушла в религиозную секту. Джульетта нанимала частных детективов, чтобы найти дочь, но безуспешно, потом долго пыталась забыть ее. Теперь, узнав, что ее Антиа жива и здорова, и имеет троих детей, Джульетта внезапно отказывается от переезда из Мадрида в Португалию с партнером Лоренцо, а вместо этого арендует квартиру в здании, в котором она жила с дочерью, и начинает писать письма Антиа, пытаясь склеить, как когда-то в сердцах разорванную фотографию, свою жизнь.

И тут повествование в фильме перестает быть линейным, зритель начинает вслед за героиней блуждать по ее воспоминаниям, которые перемежаются с ее безрадостным настоящим. Описывая встречу с отцом дочери, Джульетта вспоминает оленя, бегущего параллельно с поездом по снежной испанской равнине в поисках самки, запах которой влечет его. И этот образ не случаен. Героев фильма также непреодолимо влечет друг к другу. И как это всегда бывает в фильмах Альмодовара, любовь и смерть неразделимы. После трагедии на рельсах, Джульетта и брутальный рыбак занимаются любовью в купе поезда. Влюбленные поселяются у моря, воспитывают дочь, пока черный змей ревности не заползает в душу героини и не разрушает их жизнь. В этом образе предстала экономка, блестяще сыгранная комедийной испанской актрисой Росси де Пальма.

Конечно же нельзя не отметить визуальный ряд картины. Нарядность и декоративность, и, вместе с тем, символизм цвета делают картину привлекательной для поклонников искусствоведческих шарад мастера.

69 Каннский кинофестиваль, премьера фильма Джульетта

Если Педро Альмодовар, хоть и не без некоторых оговорок, был достаточно благосклонно принят каннской публикой и прессой, то Ксавье Долан с его новой работой «Это всего лишь конец света», показанной в конкурсе, стал разочарованием даже для большинства поклонников режиссера.

Ксавье Долана называют вундеркиндом в кино, молодой (27 лет) канадец из Квебека начал покорять Канны в 2009 году. И с тех пор считается «каннским» режиссером, только один раз изменив ему с Венецией (четвертая работа «Том на ферме» вошла в конкурсную программу 70 Венецианского кинофестиваля в 2013 году). Три из четырех, участвующих в разных конкурсных программах фестиваля фильмов, были удостоены призов.

69 Каннский кинофестиваль, фотокол фильма Это всего лишь конец света, съемочная группа картины

В последнем шестом фильме Долана «Это всего лишь конец света», снятом во Франции, сыграли французские звёзды первого эшелона — Марион Котийяр, Леа Сейду, Натали Бэй и Венсан Кассель. На актерской игре в основном и держится фильм.

Режиссер адаптировал пьесу 1990 года Жана-Люка Лагарса, французского актера, режиссера и драматурга, который сформировал свою собственную театральную труппу в 21 год и поставил 25 пьес к 38 годам, когда умер от СПИДа в 1995 году.

Герой пьесы, кстати, тоже умирает от СПИДа, но в фильме Долан опускает эту подробность, так как сейчас эта болезнь уже не смертельна.

69 Каннский кинофестиваль, пресс-конференция фильма Это всего лишь конец света, съемочная группа картины

Пьесу когда-то порекомендовала режиссеру поставить актриса Энн Дорваль, с которой он неоднократно работал. Но вспомнил Долан о ней только когда эмоционально «дорос». Вообще, Долан считает свой новый фильм первой взрослой зрелой работой, в которой подвергаются анализу не только взаимоотношения с матерью, но отношения в семье.

Это история молодого человека, возвращающегося домой к семье, чтобы рассказать, что он умирает. Фильм начинается с того, что 34-летний гей драматург Луи летит в самолете во Францию после 12-летнего отсутствия. И закадровый голос долго объясняет цель этой поездки Луи – примирение с семьей, но есть масса сомнений, и это действительно не простая задача, учитывая какая у него семья. Мама Мартин — истеричка в черном парике с синим макияжем глаз и маникюром; старший брат Антуан — недовольный всем и вся брюзга, постоянно ругающий свою милую, неловкую в общении жену Катрин, младшая сестренка Сюзанн — болтливая, татуированная любительница травки, ужасно нервничающая, так как обретает еще одного родственника, что само по себе пугающе. Всё персонажи представляют гамму чувств от радости до открытой агрессии, это делает кино несколько неестественным. И хотя режиссер не принимает претензии в театральщине его нового произведения, это несомненный минус. Также как и Кирилл Серебренников в «Ученике», Ксавье Долан «наступил на грабли» адаптации пьесы и не смог снизить градус театральных страстей, не свойственных современному кинематографу.

69 Каннский кинофестиваль, премьера фильма Это всего лишь конец света, режиссер Ксавье Долан

Практически все персонажи слишком однозначны и плоски, за исключением нескольких сцен. Главный герой, сыгранный Гаспаром Ульелем, вялый, мягко улыбчивый, нежный, немногословный, практически без эмоций, он никак не реагирует на едкие замечания брата и не искренен с матерью. Даже когда брат сообщает ему о недавней смерти его первой любви – Пьера, он проваливается в воспоминания, которые туманны, размыты и тоже не эмоциональны.

Вновь работая с оператором Андре ТюрпеномМамочка» и «Том на ферме»), Долан опять эксплуатирует все те же приемы - крупный план лиц и малую глубину резкости так, что только один человек находится в фокусе, чтобы подчеркнуть одиночество персонажа.

Но, как ни странно, в целом, несмотря на все, фильм оставляет приятное впечатление и послевкусие. Талант режиссера сплавляет в единое целое пьесу, навязчивую музыку, типажи и крупные планы актеров и создает произведение, которое и называется чудом кинематографа. И Ксавье Долан в этих чудесах несомненный мастер.

69 Каннский кинофестиваль, премьера фильма Это всего лишь конец света, съемочная группа картины

Автор:
Нина Ромодановская

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Фоторепортажи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама