Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 сентября 2021 14:19

Диалог онлайн-сервисов на 32 Кинотавре: не враги, но и не друзья

Диалог онлайн-сервисов на 32 Кинотавре: не враги, но и не друзья

20 сентября в рамках деловой программы 32 Кинотавра во второй раз прошел public talk с топ-менеджерами главных российских онлайн-сервисов – ivi, more.tv, Okko, Premier, Яндекс.Студия, Start и Kion. Если на прошлогодней встрече поднимались вопросы привлечения аудитории и ее измерения, то в этом году онлайн-сообщество волнует обострение конкуренции и дефицит оригинального контента.

Состав спикеров дискуссии существенно изменился с прошлого года, ими стали: креативный директор IVI Originals Илья Бурец, креативный продюсер НМГ Студии Жора Крыжовников, генеральный директор START Юлия Миндубаева, генеральный директор платформы PREMIER Софья Митрофанова, генеральный директор МТС Медиа/онлайн-кинотеатр KION Игорь Мишин, генеральный продюсер мультимедийного сервиса Okko Джаник Файзиев, генеральный директор Яндекс.Студии Ольга Филипук. Модератором очень важного для медиаотрасли диалога стал президент Кинотавра Александр Роднянский.

«Кинопрокат претерпевает изменения конфигурации и структуры своей работы, и стриминговые платформы стали главными бенефициарами последних лет, – сказал Роднянский во вступительном слове, предваряя свой вопрос об отличии онлайн-платформ друг от друга. – Это случилось не в последние два года пандемии, и не столько в связи с пандемией, это произошло в связи с категорическим изменением потребительского поведения зрителей последние десять лет. Появились поколения зрителей, которые с удовольствием смотрят качественный контент на малых экранах, они привыкли к другому качеству сериальных историй».

32 Кинотавр, public talk с топ-менеджерами главных российских онлайн-сервисов, Александр Роднянский

Но как бы представители стриминговых платформ ни описывали в течение часа их уникальность и преимущества перед конкурентами, проблема остается: все они борются за внимание и кошелек одной аудитории.

Как и в прошлом году спикеры сошлись во мнении, что они конкурируют пока только между собой, и речи о конкуренции с такими иностранными видеосервисами, как, например, Netflix, просто не идет. На это много объективных причин, одна из которых заключается в том, что бюджеты производства несопоставимы. 

32 Кинотавр, public talk с топ-менеджерами главных российских онлайн-сервисов, Юлия Миндубаева

Однако Юлия Миндубаева доказала, что все-таки бывают исключения: «Противостоять иностранным игрокам иногда удается. Наша недавняя сделка с Данилой Козловским с его проектом «Карамора» – пример битвы за проект с глобальной мировой платформой, которую мы выиграли».

Ольга Филипук считает, что в этой борьбе нужно мыслить масштабно, учиться принимать вызовы глобальных игроков, формировать киновселенные подобные Star Wars, которые могут иметь ценность не только для российского рынка, но и общемировую, могут наполняться контентом из года в год и иметь большую аудиторию.

32 Кинотавр, public talk с топ-менеджерами главных российских онлайн-сервисов, Жора Крыжовников

Одна из насущных проблем отрасли, которая рассматривалась спикерами с разных сторон – это кадровый голод. Об этом говорил в основном Жора Крыжовников, а также он отметил, что такое количество платформ избыточно, поэтому постоянно идет борьба за авторов и даже актеров, которых не хватает.

Игорь Мишин парировал, что дело не в нехватке авторов, а в нехватке опытных авторов. Если проект хорошо проработан и автором, и продюсером, то решение о его запуске принимать намного проще. Над сериалом «Хрустальный» перед запуском работали четыре года, над «Клиникой счастья» — три. И даже над новым проектом Валерии Гай Германики, решение о запуске которого было принято за сутки, работа велась в течение пяти лет.

32 Кинотавр, public talk с топ-менеджерами главных российских онлайн-сервисов, Игорь Мишин

Джаник Файзиев поднял актуальный вопрос о том, что на сегодняшний день авторов, которых и так не хватает, переманивают иностранные игроки: «Проблема такова, что Netflix, Apple и другие покупают наших производителей, чтобы они делали для них контент, который будет покорять нашу страну».

В рамках встречи обсудили и продажу контента стриминговых сервисов на телевизионные каналы. При таком раскладе возникает главный вопрос — зачем платить платформам, если можно посмотреть телевизор, не ставят ли стримеры под угрозу собственные бренды, отдавая их телевидению? Спикеры пояснили, что, в основном, если сериал выходит и на платформе, и на телевидении, то на онлайн-сервисе появляется расширенная версия, без цензурных ограничений. Хотя иногда телевидение иногда идет на эксперименты, показывая нетипичные для них проекты.

«Утверждение, что платформы продают сериалы на эфирные телеканалы, и это стало трендом, сильно преувеличено. Это единичные случаи. Мы были удивлены, что Первый канал обратился к нам с предложением купить сериал “Хрустальный”», — отметил Игорь Мишин.

«У сервиса START много проектов, проданных эфирным телеканалам. По этому показателю мы чемпионы среди других платформ. Однако отдельные оригинальные сериалы мы принципиально не будем продавать телевизионным каналам для того, чтобы поддерживать свой премиальный бренд», — сказала Юлия Миндубаева.

Говоря о ближайшем будущем, Игорь Мишин предположил, что примерно через пять лет лидерами кинопроизводства станут студии, аффилированные с онлайн-платформами: «Стриминговые сервисы сосредоточат большие бюджеты, у владельцев появится больше амбиций, поэтому продюсеры, авторы и шоураннеры будут стремиться работать с платформами».

32 Кинотавр, public talk с топ-менеджерами главных российских онлайн-сервисов

Участники дискуссии не сошлись во многих ключевых вопросах. Как выживать и развиваться в меняющихся условиях — пока непонятно. Увереннее всех себя на рынке чувствуют онлайн-сервисы, которые стали частью крупных экосистем — Кинопоиск HD (Яндекс), Okko (Сбер) и KION (МТС Медиа). 

Несмотря на разногласия и «битву» за авторов и оригинальные истории, у онлайн-платформ есть и общие цели — научить российских зрителей платить за контент. К тому же, как отметил Александр Роднянский, у российского рынка есть преимущество перед остальными — развитый национальный интернет, которым также может похвастаться только США и Китай.

Реклама