Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 февраля 2022 20:32

Берлинале 2022: родной язык

Берлинале 2022: родной язык

Завершился Берлинский кинофестиваль. Главный вывод по его итогам: конкурс в этом году был, мягко говоря, посредственным. Но при этом немецкоязычного кино в программе собралось больше обычного, и в итоге оно получило довольно много наград. Причем, кино это было разнообразным и интересным, то есть не скажешь, что таким образом просто оказалась соблюдена «немецкая» квота. Правда, главное немецкоязычное имя в конкурсе так и осталось без Медведя.

За награды фестиваля в этом году боролись, например Франсуа Озон и Клер Дени, Рити Панх и Хон Сан-су. Из перечисленных не отметили наградой только Озона, остальных, что называется, уважили, хотя это были не лучшие их работы. Но ими список звёзд в конкурсе почти и ограничивался. При этом нельзя сказать, что в программу собрали дебютантов или новые имена - из 18 режиссёров конкурсных фильмов 12 уже бывали на Берлинале и пятеро получали тут награды. Произошло то, что легко было предсказать. Фестивали всегда конкурируют за громкие премьеры, но в условиях всё ещё продолжающейся пандемии фильмов сделано меньше, конкуренция жёстче, Берлинале почти ничего не досталось. Например, как мало тут в этом году было делегатов от США. Так в главном конкурсе участвовала лишь драма «Позвоните Джейн» Филлис Наж, но это кино в январе уже показывали на «Сандэнсе». То есть в конкурс Берлина включили фильм, не являющийся мировой премьерой, что для кинофорума из «большой пятерки» почти нонсенс. 

72 Берлинале, команда фильма «Алькаррас» радуется победе

В конкурсе была драма «Мантия из самоцветов» Наталии Лопес Галлардо, копродукция с США, которая в итоге получила приз жюри, но это всё же мексиканский фильм, снятый соратницей Карлоса Рейгадаса. Многие ждут Канн, известно, что там уже обхаживают некоторые важные американские проекты, также не исключено перемирие между Лазурным берегом и Netflix, и потом в 2022 году Канны готовятся отметить 75-летие. Новые фильмы Луки Гуаданьино, Фатиха Акина, Кристиана Мунджиу, братьев Дарденн, Рубена Эстлунда, Мартина Макдоны, Флориана Зеллера должны появиться на одном из важнейших европейских кинофорумов нынешнего года, которые пройдут физически. Но не на Берлинале.

кадр из фильма Алькаррас

Главный приз фестиваля получила сочная драма каталонки Карлы Симон «Алькаррас» о семье, которая много лет живет сельской жизнью, одновременно трудовой и пасторальной,  промышляет земледелием и торговлей фруктами, но сталкивается с угрозой изгнания с насиженного места. Не удивляет хотя бы потому, что Симон когда-то была открыта Берлинским кинофестивалем — ее дебют «Лето 1993» в середине прошлого десятилетия прошел через лабораторию Берлинале, потом был показан на фестивале и получил приз за лучший дебют и гран-при программы Generation Kplus.

кадр из фильма Рабийе Курназ против Джорджа Буша

Интересно то, что немецкоязычное кино было на сей раз по-настоящему многообразным и набрало заслуженных призов. Андреас Дрезен и его «Рабийе Курназ против Джорджа Буша» - основанный на реальных событиях фильм о том, как в нулевые у турчанки-домохозяйки из Бремена пропал 19-летний сын Мурат, она обратилась в полицию, выяснилось, что сына арестовали в Пакистане в рамках кампании по борьбе с терроризмом и отправили в только что открывшуюся тюрьму в Гуантанамо. Женщина не поверила в виновность сына, вместе с адвокатом-правозащитником пошла по инстанциям, добралась до Вашингтона и прогнула мир. Мурат Курназ провел в тюрьме четыре с половиной года, но все же был признан невиновным, вернулся в Германию,  написал книгу, по ней в 2013 году сняли фильм. О нём есть статьи в википедии на нескольких языках. Равно как об адвокате. О матери - ничего.

Так что в каком то смысле этот фильм связан сразу с несколькими аспектами темы справедливости. У него нет особого художественного стиля, но история такая яркая, а актриса в главной роли (телеведущая и комик Мелтем Каптан) такая замечательная, что фильму трудно не сопереживать. История с освобождением Мурата закончилась при министре иностранных дел Штайнмайере. Который потом стал президентом страны, а на днях был переизбран на новый срок. И вроде освободили обвиняемого после давления со стороны Германии. Но на пресс-конференции режиссер Дрезен высказался в том смысле, что перед этой семьёй до сих пор не извинились. Не укол ли это в адрес Штайнмайера? Понятно, что фестиваль существует и на федеральные деньги, что экс-министр культуры страны Моника Грюттерс всегда старалась посещать церемонии открытия/закрытия, а её преемница Клаудия Рот решительно защищала необходимость физического проведения фестиваля. Но при этом Берлинале всегда был городским событием, всегда ощущал себя немного в оппозиции федеральной власти. При таком раскладе логично ли было ожидать для этого фильма важного приза? Да. Что и произошло — он получил сразу две награды.

кадр из фильма Кусочек неба

Совсем другого рода кино — «Кусочек неба» Михаэля Коха (швейцарца, половину своих почти сорока лет прожившего между Берлином и Кёльном), a Piece of Sky в английском варианте и Drii Winter в оригинале, фильм, удостоенный спецупоминания жюри фестиваля. Он снят на редком диалекте Schwizerdütsch (не путать со швейцарским немецким), распространённом в некоторых областях в Альпах. На нём говорят и герои фильма, жители горной деревушки. Марко, наёмный рабочий из долины, влюбляется во владелицу местного бара Анну, они женятся, счастливо живут втроём (у Анны есть маленькая дочь Юлия). Но потом у Марко заболит голова. Он говорит, что пройдет, но не проходит. И скоро он изменится. Всё изменится. Ну, кроме Альп конечно.

Это кино с одной стороны с интересным киноязыком, долгими кадрами с крупными планами лиц героя и героини, хором, который посреди сюжета вдруг затягивает соответствующую ситуации классику, фантастическими пейзажами, чья статичность не столько для красоты, сколько для контраста с переменчивой и быстротечной судьбой человека. Но это и смелое высказывание. То, что делает Марко, то в кого он почти превратился — в привычном нам кинематографе такие люди либо злодеи, либо несправедливо обвиненные. Тут же всё объясняется болезнью, а потому герою конечно сочувствуешь. Это кино именно про то, в кого начал превращаться Марко. Про то, как как крохотное белое пятнышко на МРТ-снимке может изменить человека, а мы как вид - суть химические фабрики и слишком зависимы от того, как функционирует наш организм. Кроме того «Кусочек неба» лишён многих грехов современного европейского кино. В большинстве ролей жители альпийской деревни, где шли съёмки, но духа колониализма не ощущается. Он не о мужчине и женщине при нём - герой и героиня равноценны для сюжета и трансформируются, каждый по-своему. Кох бесстрашен и в рассказе о трагедии семьи, и в том, какие вопросы он ставит перед зрителем.

кадр из фильма Римини

Наконец, «Римини» Ульриха Зайдля, первая часть задуманного австрийцем диптиха о двух братьях, которые давно не виделись, приезжают в место, где прошло их детство (на похороны матери), а потом снова разъезжаются. Первая часть о старшем брате, поп-певце с творческим псевдонимом Ричи Браво. После похорон матери он выпивает с братом, навещает отца в доме престарелых, а затем возвращается в Римини, где живёт круглый год, подрабатывает концертами в отелях для немолодых поклонниц, с некоторыми занимается сексом, и они за это платят. Однажды на него сваливается дочь, которую он когда-то бросил, и требует денег, которые Ричи не платил ни ей, ни матери все эти годы. В Ричи проснулись отцовские чувства, и он начинает собирать деньги. Как умеет. Вокруг туман, снег, мёртвый сезон, спящие на пляже мигранты. Фильм не дотягивающий до лучших работ Зайдля, но одновременно без обычной его безжалостности. Человек не хочет умирать и стареть, видит в сексе спасение от неизбежного - очевидные идеи, но режиссёр смотрит на своих героев с нежностью, а не привычно препарирует их для зрителя (чаще всего он препарирует заодно и зрителя). Награды Берлинале Зайдль за свой фильм не получил, хотя его имя стояло в первых строчках всех возможных списков ожидаемых премьер фестиваля.

Но зато награду получил фильм, который он продюссировал — в секции Encounters показали Sonnie иракской австрийки Курбин Аюб, историю о подружках (курдянке, уроженке Югославии и австрийской девочке), которые для смеху наряжаются в хиджабы мамы курдянки и поют I Losing My Religion, а потом видео с этой записью становится вирусным. Фильм выиграл приз Берлинале за лучший дебют.

72 Берлинале

72 Берлинский международный кинофестиваль проходит в этом году в необычном формате, в два этапа. Фильмы уже показали профессионалам и критике, победители конкурса стали известны вечером 16 февраля. Теперь до 20 февраля их будут показывать зрителям в кинотеатрах по всему городу.

Лауреаты 72 Берлинского международного кинофестиваля

Основной конкурс

Золотой медведь за Лучший фильм
«Алькаррас» / «Alcarràs» (Испания, Италия), режиссер Клара Симон;

Гран-при жюри
«Фильм писателя» / «The Novelist's Film» / «So-seol-ga-ui Yeong-hwa» (Южная Корея), режиссер Хон Сан-Су

Приз жюри
«Robe of Gems» (Мексика, Аргентина, США), режиссер Natalia López Gallardo

Лучший режиссер
Клер Дени — «Обе стороны лезвия» / «Both Sides of the Blade» / «Avec amour et acharnement» (Франция)

Лучшая главная роль
Мелтем Каптан — «Рабие Курназ против Джорджа Буша» / «Rabiye Kurnaz vs. George W. Bush» / «Rabiye Kurnaz gegen George W. Bush» (Германия, Франция), режиссер Андреас Дрезен

Лучшая роль второго плана
Лаура Басуки — «Раньше, сейчас и тогда» / «Before, Now & Then» / «Nana» (Индонезия), режиссер Камила Андини

Лучший сценарий
Лайла Стилер — «Рабие Курназ против Джорджа Буша» / «Rabiye Kurnaz vs. George W. Bush» / «Rabiye Kurnaz gegen George W. Bush» (Германия, Франция), режиссер Андреас Дрезен

Приз за выдающийся художественный вклад
«Все будет хорошо» / «Everything Will Be Ok» (Франция, Камбоджа), режиссер Рити Панх

Специальное упоминание жюри
«Кусочек неба» / «A Piece of Sky» / «Drii Winter» (Швейцария, Германия), режиссер Майкл Кох

Программа Encounters

Лучший фильм
«Мутценбахер» / «Mutzenbacher» (Австрия), режиссер Ruth Beckermann

Лучшая режиссура
«Unrest» / «Unrueh» (Швейцария), режиссер Cyril Schäublin

Специальный приз жюри
«Увидимся в пятницу, Робинсон» / «See You Friday, Robinson» / «À vendredi, Robinson» (Франция, Швейцария, Иран, Ливан), режиссер Mitra Farahani;

Призы жюри документальных фильмов

Лучший документальный фильм
«Myanmar Diaries», создатели — Myanmar Film Collective

Специальное упоминание
«No U-Turn» (Нигерия, ЮАР, Франция, Германия), режиссер Ike Nnaebue

The GWFF Best First Feature Award (Лучший дебют)

«Солнце» / «Sonne» (Австрия), режиссер Kurdwin Ayub

Berlinale Shorts (конкурс короткого метра)

Золотой медведь за Лучший короткометражный фильм
«Трэп» (Россия, Литва), режиссер Анастасия Вебер

Приз жюри
«Sunday Morning» / «Xia Wu Guo Qu Le Yi Ban», режиссер Bruno Ribeiro

Специальное упоминание жюри
«Птица на полуостров» / «Bird in the Peninsula», режиссер Atsushi Wada

Generation 14plus 

Гран-при международного жюри за Лучший фильм

«Добрые сердца» / «Kind Hearts» (Бельгия), режиссеры Olivia Rochette и Gerard-Jan Claes
и
«Схема» / «Skhema» / «Scheme» (Казахстан), режиссер Фархат Шарипов

Специальный приз международного жюри за Лучший короткометражный фильм
«Au revoir Jérôme!» (Франция), режиссеры Adam Sillard, Gabrielle Selnet и Chloé Farr

Специальное упоминание международного жюри
«Blaues Rauschen» (Австрия), режиссер Simon Maria Kubiena

Специальное упоминание международного жюри
«Tinashé» (Австралия), режиссер Tig Terera

Хрустальный медведь юношеского жюри
«Alis» (Колумбия, Чили, Румыния), режиссеры Clare Weiskopf и Nicolas van Hemelryck

Специальное упоминание юношеского жюри
«Stay Awake» (США), режиссер Джейми Сисли

Хрустальный медведь юношеского жюри за Лучший короткометражный фильм
«Рожденный в Дамаске» / «Born in Damascus» (Великобритания), режиссер Laura Wadha

Специальное упоминание юношеского жюри за короткометражному фильму
«Нечего здесь смотреть» / «Nada para ver aqui» (Португалия, Венгрия, Бельгия), режиссер Nicolas Bouchez

Generation Kplus

Гран-при международного жюри за Лучший фильм
«An Cailín Ciúin» (Ирландия), режиссер Colm Bairéad

Специальное упоминание международного жюри
«Shabu» (Нидерланды), режиссер Shamira Raphaëla

Специальный приз международного жюри за Лучший короткометражный фильм
«Gavazn» (Иран), режиссер Hadi Babaeifar

Специальное упоминание международного жюри
«To Vancouver» (Греция), режиссер Artemis Anastasiadou

Хрустальный приз детского жюри за Лучший фильм
«Comedy Queen» (Швеция), режиссер Sanna Lenken

Специальное упоминание детского жюри
«An Cailín Ciúin» (Ирландия), режиссер Colm Bairéad

Хрустальный медведь детского жюри за Лучший короткометражный фильм
«Vlekkeloos» (Нидерланды), режиссер Emma Branderhorst

Специальное упоминание детского жюри короткометражному фильму
«Luce and the Rock» (Бельгия, Франция, Нидерланды), режиссер Britt Raes

Автор:
Марина Латышева
Реклама