Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 августа 2008 15:15

"Окно в Европу" славится "темными лошадками"

"Окно в Европу" славится "темными лошадками"

Фестиваль в Выборге кинулся с места в карьер, причём очень жёсткими, проблемными до болезненности фильмами – “Пленным” Алексея Учителя, “Юрьевым днём” Кирилла Серебренникова (они были показаны на “Кинотавре”, получив далеко не однозначные оценки зрителей и критики). Говорят, в каком ключе мероприятие начнётся, так и пройдёт – думалось, в депрессивном. Но нет, “Окно в Европу” славится “тёмными лошадками”, выходящими в фавориты, приятными неожиданностями. Кто мог ожидать от Александра Хвана, автора нашумевшего лет шестнадцать назад трагифарса “Дюба-Дюба”, картины под уютным названием “Вареники с вишней” (основной конкурс игрового кино)? Хван, после ряда полуудач и откровенных неудач, возобновил, восстановил, наконец, “формулу” собственного стиля, где острая социальность претворяется в формах триллера (когда должно быть одновременно страшно и смешно), где “звездность” актеров гармонически соединяется с элегантной операторской работой. Трагикомическая история двух женщин, попытавшихся встать на скользкую криминальную дорожку из-за неустроенности в эпоху “тотального рынка” и повального цинизма (в главных ролях – Лариса Удовиченко и Екатерина Вилкова) не удержала журналистов от сравнений с прошлогодним зрительским фаворитом Выборга – “Артисткой” Станислава Говорухина. Действительно, как и “Артистка”, “Вареники…” – экранизация антрепризной пьесы, где ставка делается на интригу и ведущих актеров (видимо, Катя Вилкова на этот статус вполне заслуженно претендует). Жаль, что прокатчики “Варениками…” не заинтересовались, хотя его продюсер и один из авторов сценария – небезызвестная в кинематографическом мире Мира Тодоровская.

Мира Григорьевна принимала участие и в создании “Риориты”, военной драмы нашего живого классика, Петра Ефимовича Тодоровского (спецпоказ). Cнятая в скромной реалистической манере, с сентиментальными (вполне в духе Тодоровского) всплесками и передержками, картина повествует о “душевном” вертухае, мелком бесе с амбициями крупного, совращающем и в конце концов уничтожающем почти идеальную крестьянскую семью. В его роли - блестящий петербургский актер Константин Воробьёв, которого мы до обидного мало видим на большом экране. (Ради справедливости стоит отметить, что в “Риорите” похвалы достойны все актёры). К сожалению, стихия народного сказа, лубка (“жил-был отец, и было у него три сына…”) ближе к финалу вошла в некоторое противоречие с жестокой правдой войны. Право слово, буколические пейзажи с балалайками и коллективными покосами, призванные “отпустить” зрителя, дать ему ощущение катарсиса после акта “святой мести” над вертухаем, смущают зрение и слух.

Еще одна приятная неожиданность “Окна…” – лирическая комедия “Голубка” (была показана в рамках спецпоказа), дебютная картина Сергея Ольденбурга-Свинцова, оператора по призванию и, как оказалось, тонкого, интеллигентного и душевного человека по существу. Драматическая история любви художника-живописца с тяжёлой психологической травмой и библиотекарши, у которой в минуты эмоциональных потрясений всё валится из рук, выявила печальную вещь: нравственная чистота героев, открытость чувств – катастрофически редкие гости на отечественном экране. Режиссер сделал ставку на замечательных актеров – Ингу Оболдину и Александра Коршунова, которые высекают такую “искру”, достигают такого накала переживаний, что просто сердце замирает. Тем не менее, “Голубка” – далеко не шедевр – следуя стилистике советского кино середины 80-х годов (притом, что основное действие происходит в 1991-м), картина временами вызывает раздражение бодряческой интонацией и жанровой разбалансированностью (последним очень напоминая “Граффити” Игоря Апасяна, также показанного в Выборге два года назад). Журналисты, вдоволь наевшиеся “депрессухи”, оценили позитивный заряд “Голубки” и даже написали и озвучили на пресс-конференции открытое письмо президенту фестиваля Армену Медведеву с просьбой включить ленту в конкурс зрительских симпатий “Выборгский счёт”. Надо ли говорить, что для Сергея, Инги и Александра эта фестивальная ночь была практически бессонной?

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама