Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 августа 2008 15:25

Живём и помним, а куда деваться?

Живём и помним, а куда деваться?

Киноведам и кинокритикам, которые на церемонии закрытия фестиваля “Окно в Европу” будут присуждать свой приз, придется нелегко. Основной критерий этой привередливой братии – обсуждается или не обсуждается, присутствует ли кинематографическое мышление или не присутствует, соблюдается ли баланс между различными компонентами фильма как единого целого или не соблюдается, намечаются какие-либо любопытные тенденции или не намечаются.

Ну что можно сказать: российское кино становится широкоэкранным, богатым, роскошным, голимая нищета из каждого кадра не лезет. Звук в системе “долби”, изображение на плёнке “Кодак” и компьютерные спецэффекты – господа, в XXI веке живем, какие вопросы? Операторы у нас блестящие, звукорежиссёры – тьфу-тьфу! – тоже не перевелись, актёры спят и видят, чтобы такое сыграть до мурашек на спине у зрителя. Жанровое разнообразие – как на восточном рынке, на шестнадцатом “Окне…” не хватало только фильма ужасов или уж совсем откровенного трэша. Хотите “большого стиля” в жанре народной трагедии – получите добротную экранизацию повести Валентина Распутина “Живи и помни” в исполнении Александра Прошкина (“Выборгский счёт”). Хотите чего-нибудь необязательного, но нежного и трогательного – вот вам машет очаровательной ручкой “Пассажирка” прямиком из 1882 года (имеется в виду картина Станислава Говорухина). Хотите европейского авторского кино об автоматизме существования, отчуждении, тоске и одиночестве – будьте внимательны, а вдруг герой “Шультеса” Бакура Бакурадзе (“Выборгский счёт”) стоит за спиной и тянет руку к вашему паспорту или мобильнику?

Кинематографисты старшего поколения смотрят в прошлое, советское, как Прошкин или Тодоровский (“Риорита”), или досоветское, как Говорухин-cтарший, поскольку видят в нём противовес амбивалентному настоящему и неясному будущему. Смотришь, например, “Живи и помни” и понимаешь, какая же это советская по сути вещь – уж если дезертир, так гадский гад, который и свою жизнь разрушил, и жену свою с ребенком погубил. И никакие здесь ангельские глаза Михаила Евланова не помогут, не вызывает его герой сочувствия, чуждый обществу элемент… Тодоровский добрее: он позволяет над дезертиром в страстном исполнении Дмитрия Ульянова поплакать – ну, потерялся в наваждении, безумной своей любви к красавице Кале бедный человек, так и расплатился лютой смертью…

Молодые же гении относятся к жизни как к выморочному кислотному перформансу (“Нирвана” Игоря Волошина) или, наоборот, фиксируют реальность как набор застывших картинок, из которых вот-вот уйдут последние признаки жизни (“Шультес”). Преображение реальности, чтобы после пребывания в кинозале в ней хотелось жить и любить, отдано на откуп Оксане Бычковой (“Плюс один”), но, похоже, она одна у нас такая счастливая…

В эпоху господства, слава Богу, грамотного жанрового кино говорить о неком обновлении киноязыка было бы рискованно. На последнем “Окне…” критикам осталось только констатировать две победы – ремесла над искусством и зрителя над автором. Такие вот нынче времена…

Автор:
Игорь ПЕРУНОВ специально для портала www.proficinema.ru
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама