Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 августа 2008 18:34

Россия и Венеция.

Россия и Венеция.

Честь российского кинематографа на 65-м кинофестивале в Венеции, открытие которого состоится 27 августа, будут отстаивать Михаил Калатозишвили с картиной "Дикое поле" в секции "Горизонты" и Алексей Герман-младший с "Бумажным солдатом" в основном конкурсе. Венеция славилась своей непредсказуемостью, и до официального объявления результатов всегда есть на что надеяться.

"Бумажный солдат" - третий фильм Германа и одновременно его третья попытка заполучить "Золотого льва". В 2005 году Герман участвовал в конкурсной программе Венецианского кинофорума с лентой "Гарпастум". Директор фестиваля Марко Мюллер изначально предрекал фильму большой успех, на официальной премьере он сорвал шквал аплодисментов, итальянская пресса рассыпалась в комплиментах и позиционировала картину как основного претендента на победу. Однако Герман, к всеобщему удивлению, уехал с пустыми руками, не получив даже утешительной награды. Двумя годами ранее в Венеции был показан его первый фильм "Последний поезд", который наградили специальным упоминанием жюри дебютантов.

"Малый Золотой лев", вручаемый лучшему дебюту, чудом оказался у другого российского режиссера Андрея Звягинцева. Его малобюджетная драма "Возвращение" произвела настоящий фурор на 60-м юбилейном фестивале, и 2003 год вошел в историю как самый чудесный год для российского кино. Впервые в истории Венецианского кинофорума один фильм стал обладателем одновременно главного "Золотого льва" и "Золотого льва" дебютантов. В конкурсе короткометражных фильмов "Серебряным львом" была награждена еще одна российская картина "Нефть" Мурада Ибрагимбекова.

Последние годы отечественные фильмы стабильно присутствуют в венецианской программе, во многом благодаря нынешнему директору фестиваля Марко Мюллеру и куратору восточноевропейского кино Алене Шумаковой. В 2004-м Россию представляла драма Светланы Проскуриной "Удаленный доступ". Кроме того, вне конкурса были показаны картины "Настройщик" Киры Муратовы и "4" Ильи Хржановского. В следующем году на фестиваль приехал Рустам Хамдамов с фильмом "Вокальные параллели", а победителем программы новаторского кино "Горизонты" стала псевдодокументальная картина екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко "Первые на Луне".

На 63-м Венецианском кинофоруме, проходившем в 2006 году, российское кино было представлено необычайно широко. В основном конкурсе участвовали фильмы "Свободное плавание" Бориса Хлебникова и "Эйфория" Ивана Вырыпаева, который в итоге получил "Золотого льва" за лучший дебют. В рамках фестиваля была организована ретроспектива под названием «Секретная история русского кино». В нее вошли как известные картины ("Волга-Волга", "Цирк", "Весна", "Веселые ребята" Григория Александрова, "Карнавальная ночь" Эльдара Рязанова, "Кубанские казаки" Ивана Пырьева), так и раритеты ( "Щедрое лето" Бориса Барнета, "Гармонь" Игоря Савченко и Евгения Шнейдера, "Наш милый доктор" Шакена Айманова). "Романс о влюбленных" Андрея Кончаловского завершал ретроспективу советсткого кино, а драма Павла Лунгина "Остров" была показана на церемонии закрытии 63-го фестиваля в Венеции.

В прошлом году специального упоминания жюри был удостоен короткометражный фильм Леонида Рыбакова "Люди из камня". Для России 64-й фестиваль представлял интерес прежде всего участием в основном конкурсе картины "12" Никиты Михалкова, завоевавшей в итоге лишь специального "Золотого льва" за совокупность работы всей съемочной группы, в то время как главный приз был присужден картине "Вожделение" Энга Ли - второй "Золотой лев" в копилке тайваньского режиссера. Михалкову не удалось повторить успех 1991 года: именно тогда его фильм "Урга" члены жюри сочли лучшим в конкурсной программе. А всего за историю Венецианского кинофорума российские фильмы трижды получали "Золотого льва", и впервые это случилось в 1962 году. Именно в Венеции на весь мир прозвучало имя Андрея Тарковского. Его дебютная картина "Иваново детство" была награждена главным призом фестиваля, который, однако, пришлось разделить с итальянской лентой Валерио Зурлини "Семейный дневник".

Отечественные фильмы участвовали в Венецианском кинофоруме с самого момента его создания. В 1932 году, когда не было еще ни конкурса, ни жюри, ни призов, в Венеции была показана картина Александра Довженко "Земля", а Николай Экк ("Путевка в жизнь"), по мнению публики, стал лучшим режиссером. На следующем фестивале в 1934 году Советский Союз представляли фильмы "Челюскин", "Пышка", "Петербургская ночь", "Новый Гулливер", "Иван". Однако отношения с фашисткой Италией испортились: советские фильмы исчезли из фестивальной программы и вновь появились лишь после войны. В 1946 году Всеволод Пудовкин получил два приза за фильм "Адмирал Нахимов", а "Весна" Григория Александрова была награждена за лучший сюжет.

Главная награда обходила стороной советские фильмы (за исключением уже упомянутого "Иванова детства"), однако они нередко получали второстепенные призы. Два "Серебряных льва" в 50-е годы были вручены картинам "Садко" Александра Птушко (1953) и "Попрыгунья" Самсона Самсонова (1955). Самсонов получил еще и "Кубок Пазинетти" - премию кинокритиков за лучший иностранный фильм. Специальным призом жюри были отмечены фильмы "Мир входящему"Александра Алова и Владимира Наумова (1961), "Вступление" Игоря Таланкина (1963), "Гамлет" Григория Козинцева (1964), "Мне 20 лет" Марлена Хуциева (1965), "Чужая белая и рябой" Сергея Соловьева (1986). В Венеции были награждены дебют Петра Тодоровского ("Верность"), работа оператора Вадима Юсова ("Черный монах"), актеры Олег Борисов ("Единственный свидетель") и Михаил Ульянов ("Частная жизнь"), актриса Наталья Аринбасарова ("Первый учитель"). Почетных "Золотых львов" за вклад в мировое киноискусство получили Анатолий Головня (знаменитый кинооператор, работавший с Всеволодом Пудовкиным) и Сергей Юткевич (режиссер, автор нашумевшей экранизации "Отелло", принесшей ему международную известность). В 1988 году, уже во время перестройки, Венецию посетил великий кинорежиссер Сергей Параджанов, где он успешно представил картину "Ашик-Кериб".

Автор:
Мария Булавинова
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама