Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 октября 2008 13:22

Фильм открытия фестиваля «ЗАВТРА»/2MORROW 2: "Карамазовы"

Фильм открытия фестиваля «ЗАВТРА»/2MORROW 2: "Карамазовы"

Стартовавший 17 октября Второй Международный фестиваль современного кино «ЗАВТРА»/2MORROW 2 открылся фильмом «Карамазовы» чешского режиссера Петра Зеленки. Эту достаточно мрачную картину, снятую по мотивам последнего романа Ф.М. Достоевского, кинокомпания «Кино без границ» покажет российским зрителям ориентировочно в апреле 2009 года.кадр из фильма "Карамазовы"

Если рассматривать любой фильм как упорядоченный набор знаков (именно так принято понимать текст в широком смысле), то особенность «Карамазовых» состоит в том, что в картине одновременно присутствует несколько текстов. Проще говоря, есть три истории и три уровня их восприятия. Во-первых, «Карамазовы» - рассказ о том, как пражская театральная труппа приезжает в Краков на альтернативный фестиваль. Польские организаторы мероприятия пожелали приблизить сценическое действие к реальности, в прямом смысле убрать «четвертую стену» между зрителями и актерами, поэтому спектакль будет проходить на сталелитейном заводе в Новой Гуте. Работники завода наблюдают за репетицией постановки, во время которой один их них узнает о смерти сына. Актеры чувствуют необходимость поддержать несчастного отца и начинают играть только для него. 

кадр из фильма "Карамазовы"Сам спектакль – извлеченный из романа «Братья Карамазовы» детективный сюжет. Сконцентрировавшись на истории судебного разбирательства, Петр Зеленка облегчил зрителям восприятие «достоевщины». Проблемы веры и безверия, страдания и спасения человеческой души, конечно, поднимаются в фильме, но «Карамазовы» не требуют от каждого посмотревшего картину истинного глубокого переживания и обязательного ответа на эти вечные, очень интимные вопросы. Режиссер предлагает просто насладиться эмоциональным электрошоком – сильной, безусловно, талантливой игрой актеров, которые, кстати, за счет наличия в «Карамазовых» первого и второго содержательных уровней одновременно исполняют по две роли. Они «изображают» самих себя и «воскрешают» героев Достоевского. Один из самых востребованных чешских актеров Иван Троян блестяще справился и с тремя ипостасями: старого Карамазова, черта и Трояна, каким его видит Петр Зеленка. кадр из фильма "Карамазовы"

Третьим уровнем, не самым значимым, но очень ярким и запоминающимся, становится короткая кукольная интермедия, в которой якобы сам писатель рассказывает о том, как к нему приходит вдохновение. Монолог игрушечного Достоевского – плод фантазии режиссера, выворачивающего наизнанку историю о болезни Федора Михайловича. Интермедия кажется неприятной, грубой насмешкой то ли над писателем, то ли над зрителем. Петр Зеленка объяснил, что использовал этот эпизод для небольшой передышки в общем ходе повествования, а также для того, чтобы развенчать «культ личности Достоевского». Поскольку писатель умер, режиссер считает себя вправе давать свою трактовку его творчества, делая это, конечно, с уважением. Последнее, к сожалению, в интермедии все-таки отсутствует.

«Карамазовы» – фильм, в котором необычным образом взаимодействуют художественное творчество и реальность, театр и кино. Одно влияет на другое, и оба как будто меняются. Именно движение вперед, новое осмысление классики становится главным для Зеленки. Таков его вклад в будущее, в «Завтра» – другое название для «сегодня».

Автор:
Мария Мухина
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама