Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 февраля 2009 15:56

“Дух огня”: морозные мотивы

“Дух огня”: морозные мотивы

Церемония открытия VI Международного фестиваля кинематографических дебютов “Дух огня” состоится сегодня вечером, а рабочие показы начались ещё вчера, с раннего утра. Ханты-Мансийск встретил гостей и участником отменной погодой с ослепительно белым снегом и синим небом, отсутствием вечного московского гололёда и пронизывающего ветра. Хочешь - не хочешь, всецело проникаешься бодрым зимним настроением (“мороз не велик, а стоять не велит”) и желанием смотреть хорошее кино. Только сделаем скидку на разгон, потому что “лучшее, конечно, впереди”!

Похоже, самый “северный” кинофестиваль в России приобретает сильный крен в сторону детского и молодёжного кино (его даже выделили в отдельную рубрику под многообещающим названием – “Твоё кино”). “Потапов, к доске!” Александра Орлова, “Розыгрыш!” Андрея Кудиненко были показаны в Москве, “Розыгрыш!”, жёсткая социальная драма с известным рэппером в одной из главных ролей, пользовался даже зрительским успехом. В Ханты-Мансийске много молодёжи, живой разговор на языке, адекватном аудитории, востребован как никогда. Не мудрено, что после фильма долго не смолкали аплодисменты. А вот “Приключения на хуторке близ Диканьки” Николая Денисова вряд ли будет пользоваться успехом, поскольку все эти огромные подсолнухи, разряженные бабы, “жутко романтические” легенды и игривые рассуждения на тему российско-украинских отношений не имеют к Гоголю никакого отношения, да и к эстетическим запросам ребятишек, пожалуй, тоже.

Кстати, Борис Грачевский, художественный руководитель журнала “Ералаш” – дебютант в полном смысле этого слова, поскольку снял опять же жёсткую социальную драму “Крыша”. Тема больная – отцы и дети, неприкаянная молодёжь, больное общество. На днях Борис Юрьевич представит свою картину гостям и участникам фестиваля. Отчёт о ней – в следующем репортаже.

Власта Смолакова, милая, интеллигентная женщина, директор Чешского культурного центра в Москве, открыла вчера мини-ретроспективу чехословацкого кино “Золотые 60-е”. После молодёжной драмы Милоша Формана “Чёрный Пётр” (1963) на зрителей обрушились – другого слова просто не подберу! - “Алмазы ночи” Яна Немеца (1964), отчаянная поэтическая лента, нарушившая в своё время все каноны так называемого “социалистического реализма”. Фильм интересно не только смотреть – он увлекает за собой, как горная речка – но и рассматривать: реальность (побег еврейских юношей, отправленных в концлагерь просто за то, что они евреи) переплетается с сюрреалистическими сновидениями, свободным обращением со временем и “сослагательным наклонением” (как известно, в истории сослагательного наклонения не бывает, но у Немеца оно – основной принцип повествования). Во второй половине “Алмазы…” превращаются в манифест: мерзко пьющие и жрущие “охотники”, по логике вещей обязанные расправиться с юношами, олицетворяют всё самое косное, отсталое, тёмное. Но и субтильные юноши, те самые “алмазы ночи”, обречены в финале не героически погибнуть от пуль врага, а вечно бежать-бежать-бежать от своей судьбы, чтобы раствориться в ночи. Выхода нет, будущего нет, есть только печаль и безостановочное движение…

А вечером в пресс-зале киноконцертного комплекса “Югра-Классик” показали шведскую картину, отмеченную, как бы сказали в советские годы, “активной гражданской позицией” – “Когда сгущается тьма” (режиссёр – Андрес Нильссон, 2006; подборка скандинавского кино). Картина идеально вписалась бы в программу фестиваля о правах человека “Сталкер” - проблемы социальной адаптации людей “третьего мира”, преступности и насилия над женщиной в семье преподаны в оболочке увлекательного психологического триллера. Знаменательно, что пострадавшая от “семейного террора” героиня обращается в Европарламент и даже становится его депутатом. Объединённая Европа, таким образом, способна успешно решать острые социальные проблемы – оптимистично утверждает лента под довольно-таки мрачным названием.

В самый патетический момент шведского фильма звучит мотив из девятой симфонии Бетховена – “Zur Freude”, “К радости”. Ханты-Мансийск – северный, олений край, и потому привязался ко мне ещё один мотив, помните – “Умчи меня, олень, в свою страну оленью…” Думается, эти романтические мотивы будут сопровождать вашего покорного слугу все пять фестивальных дней!

Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама