Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 апреля 2009 16:43

Who is «баба Маня»?

Who is «баба Маня»?

16 апреля 2009 года в рамках XI фестиваля детективных фильмов «ДетективФЕСТ» в Доме кино был проведен Круглый стол "Детектив на ТВ и в кино сегодня", предметом обсуждения на котором стали проблемы жанра криминальных кино- и, в большей степени, телефильмов. Дискуссию модерировали сценарист Александр Шпагин и президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен.

Александр Шпагин предложил теоретикам и практикам услышать друг друга и вместе, если не разрешить, то хотя бы понять суть сложившейся ситуации: почему телеканалы предлагают зрителям бесконечное однообразие сюжетных лекал, отчего складывается ощущение, что сценарии к криминальным картинам пишут не профессионалы, а компьютеры. Успех «Бандитского Петербурга», по его мнению, состоит в том, что авторы не побоялись передать на экране горькие драматические интонации и сделать печальный финал. Создатели детективных фильмов и полицейских сериалов забыли уроки  российской классики («Место встречи изменить нельзя», «Белое солнце пустыни», «Семнадцать мгновений весны»).

Виктор Матизен совершил экскурс в историю и напомнил, что в советских детективах не было индивидуальностей,  в качестве героя выступала милиция в целом. Для фильмов того времени торжество добра было необходимо. С развалом Советского Союза рухнул и этот жанр. В период с начала 1990-х гг. по 1997 г. в кинематографе не было светлых островков. Затем, одновременно с улучшением уровня жизни и стабилизацией государственности, началась реставрация жанра – появились телесериалы «Менты» и «Улицы разбитых фонарей». Однако детектив полностью ушел на телевидение. Из кинофильмов такого рода Виктор Матизен вспомнил лишь картину «Тот, кто гасит свет», отметив, что она в большей степени является триллером. Среди снимаемых сериалов отсутствуют многие разновидности жанра: нет портретов великих преступников, не снимают уютные, «викторианские» детективы, наподобие рассказов о Шерлоке Холмсе.

Редактор телевизионных сериалов Ирина Павлова сообщила, что «хорошую детективную историю убило изобретение пульта дистанционного управления», а точнее, два значимых фактора. Первый – огромное количество однотипного контента. «Улицы разбитых фонарей» были невероятно популярны, поскольку в свое время были уникальным продуктом.  Второй – обилие рекламы и возможность переключаться во время нее с сериала на сериал. За оригинальным сюжетом, на ее взгляд, надо следить не отрываясь. В этом смысле удачным, как считает Ирина Павлова, было решение первые четыре серии «Ликвидации» показывать без перерывов – рекламный ролик запускался только перед финальными титрами.

По мнению сценариста Владимира Брагина, восприятию действительно хорошего продукта реклама не мешает. Российское телевизионное кино убито ориентацией на некую «бабу Маню», выдуманную или, возможно, порожденную телепродюсерами. Молодые ребята, которые приходят работать на телевидение, быстро теряют энтузиазм и приобретают навык регулярно делать халтуру.

Владимира Брагина поддержал режиссер Дмитрий Брусникин, заявивший, что «мы все вынуждены выполнять определенные заказы». От этого творческое начало проекта нивелируется. Профессионалы сознательно вынуждены производить «тихий ужас».

Критик Алена Солнцева также согласилась с Владимиром Брагиным, однако отметила, что существенным является вопрос, почему там, где нет заказа, например, в литературе, тоже отсутствуют стоящие сюжеты. На лицо мировоззренческая проблема. У современных сценаристов детективных сериалов не получается создать героев. Большинство персонажей напоминают бомжей, а не суперменов. Героини Дарьи Донцовой откровенно глупы. «Каменская», по мнению Алены Солнцевой, была единственной попыткой соединить традиции советского и европейского детектива.

Лионель Шушан, президент фестиваля полицейских фильмов в городе Коньяк (Франция), сообщил, что посетил уже около пятнадцати Круглых столов подобной тематики. Во многих странах идет война между телевидением и кинематографом. Решение, на его взгляд, - в тематическом разграничении. В кино важна история, которая бы брала за душу, заставляла переживать. Телефильмы нужны только для развлечения зрителей.

Кинорежиссер Николай Глинский корень проблемы видит в том, что на телевидении «жизнь человеческого духа никого не интересует». В условиях, в которых снимаются сериалы, актеров тяжело привести в рабочее состояние. В процессе создания телефильмов нет подготовительного периода. Все сигнализирует об отходе от профессионализма.

Дмитрий Салынский напомнил сценаристам, что нужно быть на голову выше «бабы Мани». «Чтобы делать продукцию для дураков, необходимо быть очень умным». Как теоретик, он сообщил, что в отличие от авторского кино, для которого важна новизна, детективы должны строиться на парадигме стандарта. Однотипная схема и качественная обработка материала – комбинация, которая гарантирует успех телепродукта. При этом, по мнению Дмитрия Салынского, ни в коем случае нельзя путать детективы с фильмами криминального жанра. В центре последних – бандит, и симпатии зрителей на его стороне. «Менты» и «Улицы разбитых фонарей» - это, на его взгляд, российский нуар.

Журналист Денис Горелов выступил с позиций обществоведа. По его мнению, проблема современных российских детективов в том, что их создатели изобретают людей. Фильм «Бумер» любят за правду. У сценаристов есть два пути: либо писать истории про оборотней в погонах, либо продолжать сочинять небылицы про несуществующих героев.

Подводя итоги прошедшего Круглого стола, можно сказать, что почти всех создателей телесериалов не устраивает то, что они вынуждены производить. Сценаристы и режиссеры не довольны, что культурная планка проектов год от года понижается. Телепродюсерам выгоднее вкладывать деньги в дешевые сериалы, пользующиеся спросом у «бабы Мани», чем в дорогостоящие фильмы. Но, как говорится, who is «баба Маня»? Так ли уж довольна она продуктами, которыми ее «кормят»? Запрет на появление на телеэкранах героинь с высшим образованием, озвученный сценаристом Еленой Караваешниковой, как будто бы носит конспирологический характер. Деградирует ли общество из-за так называемого «заговора телепродюсеров» или, наоборот, требует соответствующих своему культурному развитию «хлеба и зрелищ», увы, по-прежнему неясно.

Также читайте другие материалы о XI Международном фестивале детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики «ДетективФЕСТ»:

«DetectiveFEST»: история фестиваля

Международный фестиваль детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики «DetectiveFEST»

XI фестиваль детективных фильмов «ДетективФЕСТ»: Основные события

В Москве пройдет "ДетективФЕСТ"

Неизвестный советский детектив

XI фестиваль детективных фильмов «ДетективФЕСТ»: Программа показов в кинотеатре «Художественный» на 16 – 18 апреля 2009

"Кто из нас не любит детективы?"

Автор:
Мария Мухина
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама