Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 июня 2009 17:39

31 ММКФ, день четвёртый: история в максимальном приближении

31 ММКФ, день четвёртый: история в максимальном приближении

Человек и Большая История — так можно было бы обозначить основную тему четвёртого рабочего дня 31 ММКФ. В «Весне 1941-го» (режиссёр Ури Барбаш, Израиль/Польша; программа «Взрывы из прошого») страдания еврейской семьи во время Холокоста рассматриваются через призму интимного, личностного, семейного отношения к трагедии людей, «виновных» в том, что они евреи (в основе фильма — воспоминания Иды Финк).

В «Сплетённых параллелях» (режиссёр Ованес Галстян, Армения/Норвегия; «Перспективы») строгая учительница математики с кинематографической фамилией Адабашьян пытается постичь свои норвежско-армянские корни, тайну рождения, пришедшегося на последний год Второй мировой войны. А «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя (Россия; основной конкурс) рассказывает о 1953 годе и жизни прилагерного городка со спокойной — иногда даже слишком спокойной! - интонацией, далекой от перестроечного критицизма и постперестроечной ностальгии по «старым песням о главном». Мир после просмотра этих картин не покачнулся, не перевернулся, открытий в области киноязыка не последовало (хотя добротная традиционность по-прежнему вызывает уважение и возгласы «браво!»).

От Юрая Якубиско, режиссёра, снискавшего признание корифея «поэтического кинематографа», меньше всего можно было ожидать голливудского постановочного размаха, но в «Батори» (Чехия/Cловакия/Венгрия/Великобритания/CША; «Гала-премьеры») он явно перестарался. Исторический байопик о скандально известной венгерской графине Эржебет Батори получился красивым, но «разжиженным» чуть ли не на два с половиной часа драгоценного времени. Реальные факты, коих осталось совсем немного, и сомнительный вымысел, сказка и быль идут в фильме рука об руку, призрачность происходящего подчёркивается «рассыпающимся» в мозаику изображением, в кадре постоянно зеркала, свечи, солнечные и огненные пятна (плюс попики-протестанты на роликах, чистый Якубиско!)... Если отвлечься от барочной перегруженности сюжета и «картинки», «Батори» предстанет перед нами как феминистская драма — о незаурядной женщине, пострадавшей от мужской похоти, да к тому ж ещё посмертно оболганной. Приближает к современности и трагикомическая линия взаимоотношений графини с великим Караваджо. Было так на самом деле или не было, мы не узнаем, но по версии авторов, именно Эржебет Батори отучила Караваджо интересоваться мужчинами... Кроме того, венгры в «Батори» постоянно воюют с турками-мусульманами, что актуально в свете современных угроз исламского фундаментализма.
Российский прокат не очень жалует творчество пана Якубиско, как и чешское кино в целом, но американизированный «Батори», судя по всему, появится на наших экранах осенью.

Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама