Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 июня 2009 10:50

31 Московский международный кинофестиваль: Экватор

31 Московский международный кинофестиваль: Экватор

Завершилась первая половина Московского кинофестиваля. Участники и гости киносмотра продолжают смотреть картины из конкурсов и специальных программ.  Однако фестиваль – это не только показ фильмов, но и их обсуждение с создателями картин. 23 июня 2009, в пятый день 31 ММКФ разговаривали о венгерском кино, либерализме, Чехове, обсуждали войну в Грузии и европейские тайны XVII века.

Основной конкурс во вторник был представлен американский картиной «Пропавший без вести» (The Missing Person) Ноа Бушела. На 31 ММКФ, из-за отсутствия режиссера, ее представляла только продюсер Луис Драбкин. Это третья полнометражная работа режиссера Бушела, который параллельно является редактором журнала «Tricycle».
«Это сюжет о новой связи между людьми, которая зарождается в минуты трагедии, чтобы ее преодолеть и продолжать жить дальше», - объяснила продюсер. Нео Бушел снял «Пропавшего без вести» в стиле нуар. Все дело в том, что в процессе работы над замыслом проекта режиссер много смотрел фильмов 30-40-х годов. «Для фильма-нуар характерно обращение к теме войны, насилия, страхов и опасений», - уточнила Луис Драбкин. По ее словам, режиссер также лично занимался подбором всей музыки для картины: «Для каждой песни у него была своя причина. Она подчеркивала ту или иную интонацию или свойство, черту характера героя». Тема коррупция, поднятая в фильме, по заверению продюсера, сегодня актуальна в США не менее, чем в России. Как выяснилось, останавливаться на достигнутом Нео Бушел не собирается – в его планах уже два новых необычных проекта, среди которых история о дзен-будлизме. Луис Драбкин снова принимает в них участие.

Венгерская «Выходка» (Tréfa) – еще один фильм из Основного конкурса 31 ММКФ, о котором разговаривали 23 июня. В Москву прибыли его создатели – режиссер Петер Гардош, актер Тамаш Лендьель, продюсер Денеш Секереш и оператор Ласло Шереги-младший. Идея этой картины, утверждает режиссер, родилась на основе 5-страничной новеллы известного венгерского писателя Дежё Костоланьи, которую он написал в начале XX века. «В этом произведении меня потрясло то, что оно отражало мои чувства на тот момент… Для меня творчество Костоланьи – это как Библия. Его книги постоянно лежат у меня на столе. Я к ним обращаюсь три-четыре раза в год… Фильм – дань памяти этому великому писателю», - добавил он. Режиссер показал в «Выходке» два типа мышления – либеральный, который дает свободу действий, и авторитарный, который устанавливает очень жесткие правила. А кто ответственен за убийство, которое происходит в фильме? «Естественно, картина не дает однозначного ответа на этот вопрос, - уточнил он. - Я больше всего люблю такие фильмы, когда зритель после картины не знает точного ответа и начинает думать и размышлять». В картине режиссер пытался воссоздать атмосферу начала XX столетия. Поэтому там периодически появляются изобретения того периода – фотографии и, конечно, предметы, связанные с кино. Исполнитель главной роли Тамаш Лендьель поведал, что прежде всего является театральным актером. И обычно в спектаклях ему достаются роли симпатичных, необремененных интеллектом парней: «Поэтому эта роль стала особенной для меня. Она очень отличается от моего утвердившегося амплуа». «Выходка» - третья совместная работа оператора Ласло Шереги с режиссером. «Для меня участие в этой работе стало настоящей школой», - рассказал он.

Картину «Дама с собачкой» (Die Dame mit dem Hündchen) из конкурса «Перспективы» презентовали российский режиссер, живущий в Германии, Юлий Колтун и продюсер Линда Матерн. 64-летний мастер признался, что до приезда на ММКФ никогда не общался с журналистами, поэтому во вторник у него был своеобразный дебют на пресс-конференции. И добавил: «Я – один из самых счастливых людей на свете. Тому есть много причин. Одна из которых – то, что я нахожусь здесь». «Дама с собачкой», по словам режиссера, была реализована только благодаря поддержке госпожи Матерн (кстати, тоже уроженки СССР), которая поддержала «эту долгую, скучную, трудную, капризную и прихотливую работу». «Я просто поверила в эту картину и была уверена, что эксперимент получится», - объяснила свое участие в проекте Линда Матерн. Оказалось, что «Даму с собачкой» режиссер мечтал экранизировать еще в подростковые годы, когда еще только мечтал о работе в кино. «Я очень хотел, потому что периодически задавал себе вопрос, а что это за зверь такой – любовь?» А идея фильма родилась уже после эмиграции в Германию и во время 15-летнего пребывания в этой стране, когда Юлий Колтун был вынужден сделать довольно продолжительную кинопаузу. В Германии он работал плотником и гардеробщиком в театре, а параллельно занимался творчеством. Сам фильм делали долго – 4 года. Еще одна примечательная деталь: оператором в «Даме с собачкой» выступает сам режиссер: «На других картинах я работал с очень хорошими операторами. Но внутренне я думал, что снял бы по-другому. Тогда это было невозможно. А сейчас я решил, что могу сделать все сам. Попытаться срежиссировать и снять так, как я хочу… И вот я реализовал все, что хотел. Думаю, это можно даже занести в книгу рекордов Гиннесса». Господин Колтун намеренно пригласил российскую актрису на главную роль, потому что чувства он может выражать «только на русском языке». Режиссер не зря взялся именно за это произведение, Антон Павлович Чехов всегда представлял интерес для него. «Чехов – русский Шекспир», - заключил он.

Еще одна лента из «Перспектив», представленная во вторник, – грузинская «Зона конфликта» (Konphliktis zona) о событиях в Грузии в 90-х годах XX века. Участниками пресс-конференции стали режиссер Вано Бурдули, актер Михаил Месхи и продюсер Арчил Геловани. «Для меня война с абхазами или осетинами – все равно, что война с грузинами... Война продолжается до сих пор, и даже сегодня мы все находимся под прицелом», - рассказал о теме фильма господин Бурдули. «Мы, люди, к сожалению, на своих ошибках не учимся. В этом – самая большая трагедия», - добавил продюсер. Выяснилось, что роль в сценарии изначально писалась под Месхи. Михаил – непрофессиональный актер, который снимался в первой картине Арчила Геловани «Прогулка в Карабах», после которой его и заметили. «Я, правда, случайно попал в кино. Я тусовался на улице, ко мне подошли двое молодых парней и сфотографировали меня. Оказалось, что это были пробы для «Прогулки для Карабаха». Так я попал в кино. Когда режиссер и продюсеры посмотрели этот фильм, то дали мне еще один шанс», - рассказал о себе актер. Снимать «Зону конфликта» (или, как ее еще неофициально называют, «Прогулки по Карабаху-2»), по словам продюсеров, было очень сложно: общий бюджет составлял всего 280 тысяч долларов. «Это был огромный и кропотливый труд. Но вот – все получилось», - воодушевленно заявил господин Геловани.

Фильм «Батори» (Bathory) из внеконкурсной программы «Гала-премьеры» во вторник представляли известный чешский режиссер Юрай Якубиско и его жена продюсер и одновременно исполнительница одной из ролей в картине Диана Якубиско. Это уже не первый приезд мастера восточноевропейского кино на Московский фестиваль: он был председателем жюри конкурса «Перспективы» на XXVII ММКФ. «Батори» – крупномасштабное историческое полотнище, поэтому на его съемки потребовалось много финансовых затрат. Ведь приходилось практически все воссоздавать заново, вплоть до ложек и чашек. При этом фильм был снят практически без господдержки. Деньги на самый дорогой восточноевропейский проект последних лет находила сама Диана Якубиско. По ее словам, большая средств была собрана в Чехии и Словакии. «Очень важно, что многие страны приняли участие в проекте. Особенно в Центральной Европе, - уточнила она. - Наш рынок открыли для американских фильмов. И близкие ментально и культурно славянские народы стали отдаляться друг от друга… Сейчас ситуация начинает постепенно меняться». «Когда- то такие фильмы создавали только американцы. Они даже были удивлены тем, что в стране, которую они не могут даже на карте найти, создали такую картину. Американцы думали, что только им это под силу», - добавил режиссер. Фильм рассказывает о жизни и судьбе венгерской графини Эржебет Батори, которая вошла в историю как величайшая женщина-убийца. Режиссер посчитал, что это всего лишь легенда, и все могло быть иначе. Он попытался взглянуть на эту историю под другим углом. У Юрая Якубиско была и другая цель: «С помощью этой легенды я хотел рассказать о великой истории наших народов». И связать ее с современностью: «Использование политической власти для обогащения существовало 400 лет назад, сохраняется это и сегодня, скорее всего, будет и через 400 лет». Господин Якубиско проявил себя в «Батори» еще и как художник: все картины Караваджо, которые появляются в фильме, написаны им. А также рассказал о том, что шляпа, которую он постоянно носит, не только является элементом имиджа, но и приносит удачу.

Реклама