Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 июня 2009 16:22

«Пиратству» бой?

«Пиратству» бой?

«Пираты» уже давно мешают кинематографистам получать максимум прибыли от произведенной картины. В то же время из нелегальных распространителей киноконтента легко сделать «козлов отпущения» - на них можно переложить всю ответственность за невысокие сборы фильмов в кинотеатрах и, уж тем более, за низкий спрос на DVD-продукцию. Кого правообладатели будут винить во всех своих неудачах, если, о чудо!, «пиратство» прекратится, пока неясно. И все же война Интернет-преступникам объявлена. Стратегия и тактика боевых действий обсуждалась 24 июня 2009 года в Доме кино, где состоялся семинар «Правовые и практические проблемы использования аудиовизуальных произведений в сети Интернет». Вел мероприятие генеральный продюсер ММКФ Леонид Верещагин, отметивший, что проходящий сейчас Московский Международный кинофестиваль и есть столь необходимая профессионалам киноиндустрии площадка для обсуждения актуальных и наболевших проблем.

Семинар получился, так сказать, разговором на четверых. Основными точками зрения, озвученными на встрече, были мнения продюсеров, прокатчиков, юристов и обитателей Интернета, кажущегося зловещим большинству собравшихся в Доме кино.

Первым слово взял юридический советник Гильдии продюсеров, генеральный директор «ФТМ Энтертейнмент» Сергей Семенов. Он начал с того, что напомнил присутствовавшим о неокупаемости большинства производимых в России картин: «если бы не господдержка, то киноиндустрия бы не функционировала». Причин этому, по мнению Сергея Семенова, много. Одна из них - «пиратство», получившее широкое распространение при помощи «нового средства доставки контента», то есть Интернета. Спикер сообщил, что музыкальная индустрия понесла огромные убытки из-за того, что ее продукция стала нелегально доступной пользователям Сети. В этом смысле, по словам Сергея Семенова, киноиндустрия долгое время находилась в привилегированном положении - для того, чтобы «пиратировать» фильмы были необходимы достаточно хорошие коммуникационные сети. Теперь они появились, и кинематограф оказался пораженным «раковой опухолью». В отличие от музыкальных композиций, которые прослушиваются неоднократно, далеко не все фильмы можно смотреть дважды. «Если зрители знают, чем закончилась кинокартина, они вряд ли пойдут на нее в кинотеатры или приобретут DVD, - сказал Сергей Семенов. - В нашей стране есть негласный закон: чем меньше платишь, тем лучше. С точки зрения обывателей, это нормально, однако, с точки зрения правообладателей, убыточно». Спикер весьма обеспокоен тем, что «многие представители общественности полагают, что киноиндустрия проиграла борьбу с Интернет-пиратством». Надежды Сергея Семенова поддерживает международный опыт противостояния нелегальному распространению киноконтента в Сети.

13 мая 2009 года во Франции был принят закон о борьбе с Интернет-«пиратством» под названием «Творчество и Интернет». Закон вводит административные санкции за нелегальное распространение в Сети третьими лицами произведений без согласия правообладателей. Меры следующие: правонарушителю направляется предупреждение, затем, если незаконная деятельность продолжается, - письмо с рекомендацией прекратить «пиратирование» контента, и, если оно будет проигнорировано - пользователь будет отключен от Интернета. Внедрение этого закона будет финансироваться из государственного бюджета в размере, по данным на текущий год, 6,7 млн. евро.

Также во Франции действует закон о защите авторских и смежных прав, в соответствии с которым, незаконное распространение произведений может караться штрафом до 300 тыс. евро и тюремным заключением до трех лет.

В Великобритании в настоящее время также разрабатывается закон о борьбе с Интернет-«пиратством». Министерство внутренних дел Великобритании уже подготовило программу, согласно которой, в целях безопасности, соответствующим службам разрешен (без предварительного предупреждения) доступ к данным, хранящимся на персональных компьютерах пользователей.

В Швеции принят закон, который позволяет сервис-провайдерами (по требованию обладателей авторских прав) отслеживать факты файлообмена между пользователями.

В США первый прецедент судебного процесса против незаконного распространения продуктов интеллектуальной собственности в Интернете относится к февралю 2005 года. Обвиняемый - студент Университета Аризоны - был осужден на три месяца заключения, двести часов общественных работ и $5400 штрафа.

По мнению Сергея Семенова, в нашей стране очевидна необходимость правового регулирования вопроса о «пиратстве». Далеко не все порталы и сайты напрямую нарушают существующий закон об авторских правах. Примером тому могут служить всеми горячо любимые торренты. Оператор подобных файлообменных систем не предоставляет продукт, а прокладывает путеводные маршруты - обеспечивает связь меду огромным количеством пользователей Сети, которые бескорыстно обмениваются друг с другом имеющимся на их персональных компьютерах контентом. Подобно тому, как операторов сотовой связи нельзя обвинить в том, что во время телефонного разговора двое договорились совершить преступление, создатели торрентов не могут быть привлечены к уголовной ответственности за массовый обмен нелегальной продукцией. В качестве примера, подтверждающего, что и с подобными правонарушителями можно бороться, Сергей Семенов привел историю о том, как в апреле в Стокгольме состоялся суд над операторами «пиратской гавани» (файлообменной системы Piratbay). Четверо человек были осуждены на год тюремного заключения.

В России, по словам Сергея Семенова, борьба с «пиратством» ведется крайне вяло. Недавно, при активном участии Российской антипиратской организации (РАПО), был совершен рейд против действующих официальных лиц портала «Интерсинема», который, по итогам операции, был закрыт. Это было российско-украинское предприятие, сотрудничавшее с тремя голландскими серверами.

Свое выступление Сергей Семенов завершил напоминанием о том, что «миллион нелегальных скачиваний в Интернете - это миллион некупленных билетов в кинотеатры». Его речь активно поддержали начальник юридического отдела киноконцерна «Мосфильм» Светлана Пылева и генеральный директор компании «Профит Синема Интернэшнл» Евгений Бегинин. Последний резюмировал, что решение обсуждаемой проблемы требует государственной воли.

Михаэль Шлихт, глава Sony Pictures Entertainment, выступил от лица прокатчиков. Он, безусловно, обеспокоен тем, что большинство фильмов появляются в Интернете зачастую задолго до официального релиза в кинотеатрах. По мнению Михаэдя Шлихта, необходимо найти возможность консолидированного влияния деятелей киноиндустрии на власть - нужно усилить наши представительства и добиться принятия соответствующих законов.

Доброжелательный и весьма конструктивный «привет» от «людей из Интернета» передал собравшимся Александр Голубчиков, главный редактор одного из сайтов о кино. Он высказал идею о том, что правообладателям стоит заинтересовать «пиратов» и наладить с ними сотрудничество. Александр Голубчиков рассказал, что существует немало способов защиты, при использовании которых возможна легальная продажа контента в Сети. Такое решение могло бы приносить прибыль кинопроизводителям и удовлетворять потребности пользователей Интернета. В качестве примера он привел опыт компании Apple, которая наладила продажу легальных музыкальных файлов среди обладателей программы iTunes. Александр Голубчиков справедливо заметил, что пользователи торрентов - это треть всех потенциальных посетителей кинотеатров. Правильная политика правообладателей, направленная на взаимодействие с файлообменниками, по его мнению, может способствовать лучшему продвижению фильмов. Еще один вариант хотя бы частичного решения проблемы - создание онлайн-библиотек.

Юрист Сергей Бобзе рассказал о деятельности государства и представителей Общественной Палаты по решению вопроса о «пиратстве». Он отметил, что не стоит полагать, будто представители власти не понимают всей серьезности существующей проблемы и не предпринимают никаких действий. Сергей Бобзе призвал правообладателей проявлять большую активность и лоббировать свои интересы. Во многом, по его мнению, именно аморфность кинопроизводителей послужила причиной тому, что проблема стала настолько серьезной. «Мы живем в обществе потребления, нужно давать лицензии представителям Интернет-ресурсов, которые всего-навсего ищут возможность удовлетворять существующий спрос на контент».

Леонид Верещагин ответил на предыдущее высказывание: «Проблема не в том, что мы живем в обществе потребления, а в том, что Интернет как новое средство доставки контента абсолютно не исследовано кинопроизводителями и, в частности продюсерами. Нужно найти возможность легально размещать в Сети фильмы».

Вопрос о «пиратстве» был затронут и на Парламентских слушаниях, состоявшихся 25 июня в Малом зале Государственной Думы. Насколько продуктивным будет решение данной проблемы, неизвестно. Однако нельзя не вспомнить поучительный пример, показанный в недавно вышедшей в прокат картины «Рок-волна», повествующей об отчаянных попытках власти бороться с «пиратскими» радиостанциями. По сюжету фильма битва с «пиратами» была проиграна. И дело вовсе не в «полководцах» и не в щитах в виде строгого законодательства, а в ощущении свободы, которое Интернет дает своим пользователям в полной мере. Если легальную наладить подачу востребованного контента, столь необходимой Сети свободы не станет меньше, зато правообладатели смогут получать за нее прибыль.

Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Борьба с пиратством

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама