Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 сентября 2009 19:08

Оператор - оратор

Оператор - оратор

24 сентября 2009 года в рамках II фестиваля авторского короткометражного кино «Арткино» состоялась творческая встреча с членом жюри форума, оператором Юрием Клименко. Тот, кто хотя бы раз посещал мастер-классы киноклубов «Арткино» и «Мастер-класс» знает, что за редким исключением беседы с именитыми кинематографистами приносят практическую пользу. Юрий Клименко, снявший фильм Алексея Учителя «Прогулка» на любительскую камеру «Sony», предложил поговорить о цифровой видеосъемке – ее плюсах, минусах и влиянии на будущее кинематографа.

Про кино и фотографию, «цифру» и пленку.

Мастер начал издалека, проведя краткий экскурс в историю фотографии и кино. Попытки передать движение начались задолго до появления кино как такового. Киносъемка дала колоссальные возможности в передаче трехмерного мира, чего не могла дать фотография.

«Цифра» стала вытеснять пленку как более совершенный и простой инструмент. Цифровой способ получения изображения дает массу возможностей, потому что количество пикселов в одну секунду может быть бесконечное множество, в то время как пленочных кадриков – не больше двадцати четырех.

Пленка, в отличие от «цифры» – живой инструмент, и рассматривать негативы можно бесконечно долго, поскольку они сами по себе волшебны. Стерильность, мертвая природа, краевой эффект – это минусы «цифры» по сравнению с пленкой. Синтетическая структура «цифры» влияет на восприятие изображения зрителями. Однако в скором времени цифровые технологии будут усовершенствованы, и малозаметная на сегодняшний разница между «цифрой» и пленкой исчезнет вовсе. В свое время в фотографии маленькие негативы выместили большие, качественные негативы, существовавшие на ранней стадии; в аудиотехнике магнитофоны с бобинами были заменены устройствами, проигрывающими пластинки и кассеты, те, в свою очередь, – mp3-плейерами. И все это - несмотря на несомненное преимущество предшественников с точки зрения качества. Так будет и с кино.

Конечно, пленка не умрет совсем. Может быть, она станет носителем не для коммерческих фильмов, а настоящих художественных идей. К тому же, неважно, каким инструментом пользуется художник, если он творит произведение искусства, подытожил Юрий Клименко.

О перспективах развития киноязыка.

Киноязык очень сильно усложнится в визуальном смысле. Язык кино займет новую нишу, будет эксклюзивным для художников, воплощающих идеи в чистом виде. За всем стоит творец, а «цифра» или пленка - это только инструмент.

О необходимости для режиссера разбираться в операторском деле.

По мнению Юрия Клименко, режиссер должен понимать технические вопросы так же хорошо, как и оператор.

О работе над собой.

Юрий Викторович рассказал, как он сам каждый день воспитывает себя, наблюдает за светом, за предметами, за отражением света. Такие тренировки очень важны, нельзя давать себе спуску. Наблюдение за жизнью, поведением людей в различных ситуациях потом очень сильно пригодится в работе над созданием фильмов. Созерцая произведения искусства, надо схватывать впечатления, которые оставили нам художники.

Про цветокоррекцию.

Цветокоррекция проходит под руководством оператора в готовой, смонтированной картине. Юрию Клименко нравится смелое, насыщенное колористическое решение, которое можно достигнуть в следствии цветокоррекции. Раньше было меньше возможностей управлять контрастом. Теперь это легко делать. По мнению Юрия Клименко, замечательно, что появилась еще одна возможность работы с изображением.

О работе в поле гения.

В противовес негативным примерам, Юрий Клименко рассказал о своей работе с Сергеем Параджановым. Сотрудничая с этим режиссером, оператор придумывал и находил гениальные решения. Причины такого успеха Юрий Клименко видит именно в совместной работе с Сергеем Параджановым: оператор попал в поле гения.

О таланте и саморазвитии.

Талант имеет свойство развиваться, но он может деградировать, если его обладатель не работает над собой. По мнению Юрия Клименко, вопреки известной поговорке про мастерство, талант можно легко «пропить».

Про старую советскую пленку.

Юрий Викторович выразил искреннее сожаление, что погибла пленка «Свема», он бы и сейчас снимал на ней. Если посмотреть фильмы «Я – Куба» или «Летят журавли» (оператор - Сергей Урусевский), то даже не телеэкране будет видна богатая палитра черно-белого. Остается открытым вопрос, как оператор добился такого результата?

Про натуральный свет.

Юрий Клименко даже натурный свет старается делать приборами. По его мнению, следует наблюдать, запоминать натурный эффект, а потом создавать его искусственным образом. Натуральный свет в кинематографе не дает хорошего эффекта, поскольку кино – искусственно. Зритель приходит в кино обманываться. При помощи искусственных образов авторы создают естественные идеи.

Про интересные фильмы с точки зрения операторской работы.

«Гражданин Кейн», все фильмы оператора Джузеппе Ротуно, не только его работы с Федерико Феллини, «Прошлым летом в Мариенбаде», «Blow up», «Иваново детство», «Ленин в 1919 году», «Дворянское гнездо», «По закону», «Похитители велосипедов»… этот список Юрий Клименко мог продолжать бесконечно.

Про фотографию.

Юрий Клименко рассказал, что для себя занимается фотографией, причем работает с пленкой. Пока есть серебросодержащие материалы, он не намерен переходить к цифровому фотоаппарату. В цифре качество изображения пока не очень хорошее, но его компенсирует удобство пользования.

Про секрет удачной фотографии.

Фотография получится необыкновенной, сильной, если в нее энергетически при создании, вложить часть души.

Про режиссерскую работу.

Режиссер – автор картины. Если оператор поставит те дубли, которые ему больше нравятся, не факт, что получится хорошее кино. Сейчас часто режиссер, используя видеоконтроль, слишком много занимается внешним проявлением, и меньше режиссурой. Алексей Герман во время съемки смотрит не в монитор, а на актера, чтобы уловить все нюансы его работы,- это показательно.

Прекрасный, по мнению Юрия Клименко, режиссер Рустам Хамдамов создает интересный, своеобразный художественный мир. Он знает, как реальный мир превратить в искусственный. Оператору остается лишь зафиксировать то, что делает режиссер.

Про смещения в кинематографических профессиях.

В настоящее время режиссер всё чаще выполняет работу оператора, а поскольку, как отметил Юрий Клименко, свято место пусто не бывает, функции режиссера берет на себя продюсер. Получается уже не режиссерское, а продюсерское кино, и авторство размывается.

Про новые работы.

Самая свежая работа оператора Юрия Клименко – фильм «2Асса-2» Сергея Соловьева. В производстве находится новая картина Алексея Учителя. Этот фильм выйдет под названием «Густав» или «Поезд». Долгострой «Трудно быть Богом» Алексея Германа может быть закончен через год, сейчас идет озвучание.

Про камераменов и операторов-постановщиков.

Юрий Клименко всегда сам работает за камерой как камерамен. Лучшие операторы обычно сами стоят за камерой. Иначе у оператора-постановщика остается больше времени следить за светом, но в съемке допускаются неточности.

Про съемки «Прогулки».

«Прогулка» снята с рук любительским аппаратом. Изначально оператор хотел снимать на восьмимиллиметровые кинокамеры, но кассеты в них хватает только на две минуты. Тем не менее, «Прогулкой» Юрий Клименко воплотил свою мечту об абсолютно подвижной камере.

В завершении встречи, опровергнувший поговорку «Оператор – не оратор», Юрий Клименко пожелал аудитории большого счастья в кино и не только.

Автор:
Алёна Сычёва
Реклама