Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 октября 2009 13:50

2-й кинофестиваль «Арткино»: возродим авторское кино всем миром!

2-й кинофестиваль «Арткино»: возродим авторское кино всем миром!

С 22 по 27 сентября 2009 года в Москве прошел 2-й всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино «Арткино». Создатели фестиваля – амбициозные молодые люди, чья цель – возрождение авторского кинематографа в России, стимулирование открытий в киноязыке и расширение аудитории экспериментального короткометражного фильма.

За три года существования киноклуба «Арткино», одним из детищ которого стал нынешний кинофестиваль, его организаторами сделано уже не мало. В школе при киноклубе президент кинофестиваля режиссер Сергей Тютин и генеральный продюсер Дмитрий Куповых еженедельно проводят занятия по основным кинематографическим дисциплинам, показывают слушателям фильмы, изменившие мировой киноязык, организовывают мастер-классы ведущих деятелей российского кино. Ежегодно идеологи «движения в искусстве» (как называют свою миссию «арткиношники»), издают манифесты киноавангарда, в которых с пафосом излагают свои творческие взгляды, предлагая новое видение истории и теории кинематографа. Прошлогодний кинофестиваль вызвал неподдельный интерес в киносообщестсве и способствовал появлению двух филиалов киноклуба «Арткино» - в Санкт-Петербурге и Перми.

В этом году на фестиваль было подано более 400 работ, 55 из которых были отобраны в конкурсную программу, состоящую из нескольких разделов: игровое кино до 15 минут, игровое кино до 30 минут, документальное кино, экспериментальное кино и анимация. Стать участниками программы смогли как студенты и выпускники киновузов, так и независимые авторы. 2-й кинофестиваль «Арткино» учел ошибки прошлого года, когда крепкие профессиональные фильмы соревновались с трогательными любительскими видеолентами. На этот раз за призы киносмотра боролись фильмы, сделанные приблизительно на одном уровне.

В программе игрового кино до 30 минут были представлены как традиционные дипломные фильмы, зачастую снятые по мотивам рассказов известных писателей, так и ленты, в основу которых легли оригинальные сценарии, претендующие на нестандартную форму изложения. Большинство фильмов повествуют об одном дне и одной знаковой встрече, которая раскрывает героев с неожиданной стороны и ставит их перед определенным моральным выбором. Так, герой фильма Юрия Быкова «Начальник» - суровый капитан ФСБ – после того, как в его дом проникают двое молодых и неопытных грабителей, взяв ситуацию под свой контроль, решает, как с ними поступить – проявить жалость и отпустить на волю, или наказать по заслугам. Его коллега образца 1946 года – старший лейтенант НКВД из фильма Филиппа Абрютина «Профилактика повторных преступлений» - сталкивается с подобной дилеммой: что делать с молодым оленеводом, который, выполняя государственный долг, убил сельского зоотехника, по ошибке приняв его за беглого заключенного из ГУЛАГа. Но, пожалуй, перед самым сложным выбором поставлена героиня фильма Игоря Хомского «Очная ставка»: признать или не признать в советском военнопленном, которому угрожают годы тюрьмы, своего первого мужа. Ведь положительный ответ сделает ее женой врага народа.

Однако более тепло зрителями были приняты те картины, герои которых решают и более приземленные проблемы. Трогательные улыбки и смех в зале вызвала картина ВГИКовца Сергея Великоредчанина «Сапожки» - экранизация одноименного рассказа Владимира Шукшина. История о простом деревенском водителе, купившем жене на львиную долю своей скромной зарплаты дорогие белые сапожки, привлекла зрителей жизнеутверждающей интонацией, яркими народными образами и прекрасной актерской игрой, за что и была удостоена приза «за лучшую работу актеров».

Наибольшее количество отличных оценок получила короткометражная работа Екатерины Телегиной «Порыв ветра» (приз зрительских симпатий), показавшая один день из жизни человека, променявшего свой литературный талант на безбедное и бездуховное существование. За рамки локального игрового сюжета фильм вывел обрамляющий его документальный эпизод, в котором дети рассказывают о своих мечтах, и один из мальчишек на вопрос, что будет, если его мечта не осуществиться, отвечает: «Я буду несчастливым». Эти слова звучат, как приговор главному герою.

Приз за лучший игровой фильм до 30 минут жюри присудило короткометражке Андрея Аверкова «Дорога на Лэмз» - лихой истории о том, как порой важно в мире бесконечной суеты сделать остановку, посмотреть на горизонт и прислушаться к внутреннему голосу.

В программу документальных фильмов до 30 минут были отобраны как работы, отмеченные на ряде других фестивалей, так и еще не успевшие засветиться свежие сюжеты из реальности. Интересы большинства документалистов по традиции далеки от безумия мегаполисов. Своих героев они находят в удаленных от центра уголках России. Картину «Призрак Европы» режиссер Игорь Морозов снимал в Париже, Берлине, и Лейпциге. Трудно поверить, но эти знакомые каждому названия гордо носят расположенные на юге России села, по запущенным улицам которых вместо дорогих иномарок разъезжают тракторы, пасутся гуси и овцы. Но местные жители гордо называют себя парижанами и берлинцами, вовсе не мечтая о том, чтобы переселиться в европейские столицы. Да и зачем? Когда в их родных селах есть свои собственные Эйфелева башня и Бранденбургские ворота. Оригинальный замысел фильма на фестивале оценил кинорежиссер Юрий Шиллер, отметив его именным дипломом.

Картины жизни сумрачного провинциального города Карабаш – одной из самых экологически неблагополучных точек на карте мира – запечатлены в дипломном фильме Марии Миро «Человек из меди», название которого отсылает нас к творчеству Анджея Вайды и его фильмам «Человек из мрамора» и «Человек из железа». Здесь на гигантском медеплавильном комбинате трудятся рабочие – бесправные пешки в руках имущих власть. Автор фильма задается вопросом, кто эти люди? Безразличные ко всему рабы, или все же свободные личности, готовые изменить свою судьбу и судьбу земли, на которой живут? Мастерство оператора Николая Карпова, показавшего завод как дьявольскую силу, поглощающую все живое, было высоко оценено жюри, присудившему фильму приз за лучшую операторскую работу.

Специальным призом была награждена документальная лента Алексея Савенко «Жили-были». Режиссер, автор сценария и оператор в одном лице снял ее с любовью и о любви. Ведь главной героиней фильма стала его мать – веселая и жизнерадостная женщина, щедро отдающая свое тепло мужу, детям и внукам. И лишь к концу фильма мы узнаем, что героиня семейного праздника обречена, что придает всей истории трагическое звучание. Лучшим документальным фильмом конкурсной программы была признана «Мона Лиза» Яны Конофальской – пронзительный рассказ о девятилетней девочке, которая пугающе прямолинейными красками расписывает картины окружающего мира.

Гран-при фестиваля получила 13-ти минутная документальная лента Антона Ланшакова «Уже не мертв», автор которой ставит вопрос о безответственности и взяточничестве представителей медицины. Его герой попадает в реанимацию в бессознательном состоянии и, придя в себя, не знает, кому дать «взятку» за спасенную жизнь.

Итоги фестиваля «Арткино» дают основание говорить о том, что жанр короткого метра сегодня в России не испытывает кризиса. Доступные по затратам короткометражки дают возможность молодым кинематографистам не только научиться режиссерскому ремеслу, но и выразить свое авторское начало. Не может не радовать и тот интерес, который проявляет обычная и профессиональная аудитория по отношению к документальным фильмам, для которых фестивальный показ – единственная возможность, проложить дорогу к зрителю.

Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама