Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 октября 2009 17:51

Tomorrow Generation Campus. День третий: в фокусе внимания – продюсирование

Tomorrow Generation Campus. День третий: в фокусе внимания – продюсирование

18 октября 2009 года, на третий день проведения проекта Generation Campus, начинающие режиссеры и продюсеры получили уникальную возможность познакомиться с технологиями создания и продюсирования фильмов в США. В 11 часов в кафе кинотеатра «Пионер» начался мастер-класс ведущего преподавателя по сценарному мастерству Нью-йоркской академии киноискусств (New York Film Academy) Пола Брауна – сценариста и продюсера популярного телесериала «Секретные материалы». Встреча проходила в форме эмоциональной дискуссии. Переводчика с английского языка слушателям намеренно не предоставили, ведь в будущем им придется неоднократно представлять свои проекты на всевозможных форумах и питчингах, пользуясь международным языком. Отвечая на вопросы Пола Брауна, участники были вынуждены преодолеть не только языковой барьер, но и традиционную для студентов пассивность. Если в начале мастер-класса многие из них «клевали носом», то к его концу большинство дискутирующих распрямили спины и выглядели взволнованными.

«Забудьте про интеллект. Откройте ваше сердце!»


В своей лекции профессор Браун озвучил основные правила написания успешного сценария и продемонстрировал молодым кинематографистам, как нужно его представлять вершителям судьбы будущего фильма. «Вы должны рассказывать о своей идее так, будто вручаете продюсеру драгоценный подарок. С таким отношением вы сможете продать даже далекий от идеала сценарий». Мастер предложил студентам за 30 секунд изложить суть своего проекта так, чтобы у продюсера возникло желание продолжить общение. Спикеры принялись посвящать присутствующих во все глубинные смыслы своих замыслов, нарушая временной регламент. Одной фразой Браун положил конец этому умничанью: «Меня не волнует ваш интеллект. Меня волнует ваше сердце». По словам преподавателя, во время первой встречи продюсера с потенциальным инвестором и речи не может идти о том, чтобы сбить его с ног своими интеллектуальными возможностями. Значительно более действенными оказываются чувственные факторы: эмоции, энергетика и вера в то, что твоя идея лучшая.
мастер-класс Пола Брауна

Следующим заданием стало ужать свой рассказ о фильме до 15 секунд, то есть буквально до одного предложения. Знакомые с американскими учебниками по мастерству кинодраматургии знают, что именно с этого задания начинается работа над любым сценарием. А также с ответов на самые элементарные вопросы, помогающие определить характер главного героя будущего фильма, конфликтную ситуацию, в которой он находится, его друзей и противников, при чьем участии конфликт разрешается драматическим или благополучным путем. Свой мастер-класс Пол Браун завершил призывом к участникам: «Я умоляю вас, внесите эти правила в вашу историю. И вы увидите, какой заманчивой она станет».

«Российское кино – особый жанр».

После встречи с Полом Брауном молодым режиссерам и продюсерам было предложено на выбор посетить два мероприятия – мастер-класс режиссера монтажа Ольги Гриншпун, проходивший в киноконцерне «Изарус-фильм», или круглый стол «Российское кино: кино без границ?» На последнем мероприятии на тему мифов и реальности во взаимоотношениях между киноиндустрией России и Европы высказывались вице-директор Unifrance по делам Восточной Европы Жоэль Шапрон, организатор форума «Проект на завтра» продюсер Евгений Гиндилис, вице-президент по международным отношениям и ко-продукции ГК «Централ Партнершип» Армен Дишдишян, генеральный директор КГ «Планета-Информ» Дмитрий Литвинов, президент кинокомпании «ЛеопАРТ» Антон Мазуров и программный директор проекта Generation Campus Анна Гудкова.
круглый стол «Российское кино: кино без границ?»

Участники круглого стола продемонстрировали мастерство красноречия в умении критиковать систему пропаганды российского кино за рубежом. Неоднократно звучали привычные жалобы на отсутствие государственной политики в области кино. Особенно емко высказался на эту тему Антон Мазуров, предложивший распустить Госкино и «снести все старье бульдозером». Армен Дишдишян посетовал на то, что в том случае, когда российские фильмы не берут призы на фестивалях, их почти невозможно продать зарубежным дистрибьюторам. Присутствовавшие сошлись на том, что необходимо разработать прозрачную систему, которая сделает российское кино конвертируемым.

Однако пальма первенства в дискуссии принадлежала Жоэлю Шапрону – представителю организации, благодаря которой французское кино занимает вторую позицию в мире по популярности после американского. Шапрон, в совершенстве владеющий русским языком, представил статистику проката российских картин во Франции. По его данным, за последние 10 лет французская публика увидела всего 31 фильм из России. Посещаемость наших картин также не внушает оптимизма. Наилучших результатов добилась драма Сергея Бодрова-старшего «Монгол» совместного производства Казахстана, России и Германии. Картина собрала во Франции 270 тысяч зрителей, тогда как успешным с точки зрения кассовых сборов является фильм с более чем миллионом посетителей. «Есть жанр «фильмы ужасов», и есть другой жанр – «российское кино», - с иронией подчеркнул француз. – И пока оно останется таковым, положение дел не изменится».

«Когда я сделаю фильм своей мечты, уйду на пенсию».

В заключение насыщенного дня участникам проекта Generation Campus предстояла еще одна важная встреча. На протяжении двух часов на их вопросы отвечала Лидия Седроне – декан продюсерского факультета New York Film Academy, имеющая опыт работы более 15 лет как в качестве независимого продюсера, так и продюсера компаний The Walt Disney, Trimark Pictures, Lionsgate и других. Гостья из Америки рассказала о том, каким непростым был ее путь в кино, начиная от дешевых проектов, работать на которых приходилось бесплатно, и, заканчивая высокобюджетными фильмами Майкла Манна, продюсирование которых принесло ей немало стрессов.
мастер-класс Лидии Седроне

Профессии кинопродюсера, по словам Седроне, приходится учиться всю жизнь. Главное правило, которое должен зарубить на носу каждый продюсер, - никогда ничего не гарантировать. Идеальных рецептов успеха нет, и порой проекты, на которые возлагаешь самые большие надежды, проваливаются с треском. Но всякая неудача приносит продюсеру бесценный опыт, помогающий избежать ошибки в будущем.

По просьбе слушателей преподаватель также привела данные распределения кассовых сборов в США, согласно которым в первую неделю проката фильма 80-90% процентов дохода уходят на производственную киностудию, остатки – в кинотеатры. Чем дольше картина идет в прокате, тем больше снижается это процентное соотношение. Седроне ответила и на один из самых насущных для продюсеров вопросов о среднем заработке их американских коллег. В случае успешного проката зарплата продюсера фильма с бюджетом 3 миллиона долларов составляет примерно 150 тысяч.

В финальной части мастер-класса Лидию Седроне спросили о том, каким из ее фильмов она полностью удовлетворена. «Когда я сделаю такой фильм, мне придется уйти на пенсию», - с улыбкой ответила продюсер.

Под занавес уставшие от обилия информации участники курса оправились в киноконцерн «Изарус-фильм», чтобы продолжить монтаж учебных фильмов и обсудить готовые трехминутные работы. Результаты киноэксперимента узнаем уже скоро.
Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама