Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 октября 2009 13:01

Как отправить российское кино в евротур?

Как отправить российское кино в евротур?

Послеобеденная программа форума ПРОЕКТ НА ЗАВТРА - CentEast Moscow, прошедшего 18 октября 2009 года в кинотеатре «Пионер», состояла из двух мероприятий. В зале №1 были организованы специальные презентации российских фильмов, находящихся в процессе съемок или на стадии монтажно-тонировочного периода. В зале №2 для дискуссии на тему «Российское кино - кино без границ?» собрались деятели отечественной и европейской киноиндустрии.

На специальной презентации представлялись следующие проекты: «Жила-была одна баба» (режиссер Андрей Смирнов), «ПираМММида» (режиссер Эльдар Салаватов), «Любовь в большом городе 2» (режиссер Марюс Вайсберг), «Гоп-стоп» (режиссер Павел Бардин), «Мозг» (режиссер Андрей Сильверстов), «Слон» (режиссер Владимир Карабанов), «Другое небо» (режиссер Дмитрий Мамулия), «Которого не было» (режиссер Рамиль Салахутдинов), «Овсянки» (режиссер Алексей Федорченко) и «Хорошая погода» (режиссер Джонни О’Рейли).

Перед началом дискуссии в зале №2 продюсер Катрин Дюссар представила свой новый российско-французский проект «Госпожа Чайковская». Режиссер картины – Игорь Минаев, который уже больше двадцати лет живет во Франции и все свои фильмы снимал в условиях совместного производства. Картина будет снята в жанре детектива, полицейского расследования. В фильме поднимется вопрос о смерти великого композитора – действительно ли он умер от холеры или были другие причины его кончины? Катрин Дюссар находится в поиске продюсеров для совместного производства и дистрибьюторов будущей картины.

Круглый стол, на котором выступили вице-директор UNIFRANCE по делам Восточной Европы Жоэль Шапрон, вице-президент по международным отношениям и ко-продукции ГК «Централ Партнершип» Армен Дишдишян, генеральный директор коммуникационной группы «Планет-Информ» Дмитрий Литвинов и президент кинокомпании «ЛеопАРТ» Антон Мазуров, назывался «Российское кино – кино без границ? Киноиндустрия России и Европы: мифы и реальность, стратегия эффективного взаимодействия». Модераторы дискуссии руководитель форума ПРОЕКТ НА ЗАВТРА продюсер Евгений Гиндилис и программный директор Tomorrow Generation Campus Анна Гудкова во вступлении сказали, что в этом году на государственном уровне началась работа по упрощению механизма совместного производства, в частности, обсуждалось внесение поправок в федеральный закон о присвоении картине статуса национального фильма. В скором времени, возможно, в создании ко-продукции с Россией будут участвовать большее количество зарубежных продюсеров. Однако, по их словам, далеко не все проблемы можно решить на законодательном уровне. По-прежнему остро стоит вопрос о международной дистрибуции отечественной кинопродукции. На сегодняшний день идеальная, по мнению модераторов круглого стола, модель продвижения фильмов за пределы внутреннего рынка существует во Франции. Анна Гудкова озвучила идею о том, что в России необходимо создать аналог французской ассоциации UNIFRANCE.

Жоэль Шапрон рассказал о деятельности UNIFRANCE: «Мы не работаем над производством или продвижением фильмов на территории Франции – только за рубежом. Картины, которые мы возим по миру, нам не принадлежат. UNIFRANCE взаимодействует с частными лицами и оказывает различную поддержку проектам. Ассоциация располагает 8-9 млн. Евро в год. Мы тесно сотрудничаем не только с зарубежными дистрибьюторами, но и с журналистами. Раз в год в Париже проводится мероприятие, на которое приглашаются прокатчики и представители СМИ со всего мира, – так мы обращаем их внимание на новые французские фильмы, организовываем свыше семисот интервью. UNIFRANCE – не идеальная модель, но достаточно успешная. Если не брать в расчет продукцию американских мейджоров, то французское кино занимает первое место в мировом прокате».

Дмитрий Литвинов выступил как партнер Совэкмпортфильма. На его взгляд, главная проблема деятельности этой некоммерческой организации состоит в том, что «продвижение отечественных фильмов не согласуется с прокатчиками на местах, в то время как, например, в организации фестивалей французского кино активное участие принимают российские дистрибьюторы, выкупившие права на прокат картин на территории России и СНГ». По мнению Дмитрия Литвинова, экспорт кадров (актеров, режиссеров) – шаг на пути к выведению российского кино в международный прокат.

Армен Дишдишян отметил, что в связи с кризисом дистрибьюторы всего мира стараются больше закупать американское коммерческое кино. «Фестивальные фильмы продвигать сложно – если картина не вошла в программу Каннского фестиваля, ее вряд ли приобретут для дистрибуции за рубежом». Ко-продукция, по его словам, не является залогом международного проката, однако фильмы, снятые в условиях совместного производства, легче выпустить за рубежом на DVD или продать иностранным телеканалам. Крупным американским студиям стало интересно кинопроизводство на территории России для российских зрителей. «Централ Партнершип» и студия Paramount договорились о реализации уже трех таких проектов.

В своем выступлении Антон Мазуров сказал, что нужно, в первую очередь, начать производить «конвертируемую» кинопродукцию, то есть фильмы, которые будут понятны иностранным зрителям. Жоэль Шапрон добавил, что для европейцев и, в частности, французов, не существует понятия «российское жанровое кино», потому что они привыкли считать российское кино отдельным жанром. «Есть фильмы ужасов, а есть русское кино, - резюмировал вице-директор UNIFRANCE по делам Восточной Европы. – Так будет до тех пор, пока не изменится имидж российского кино во Франции».

В завершении дискуссии Жоэль Шапрон привел результаты анализа проката российского кино во Франции за последние десять лет.

Сначала он обратился к истории и рассказал, что после Второй мировой войны французская компартия была очень сильной и всячески поддерживала советское кино, которое тогда процветало. Отношение Франции к Советскому Союзу резко изменилось после 1968 года, после введения советских танков в Прагу. Французы стали приобретать права на прокат в основном «диссидентского» кино. Советская власть к этому относилась двояко: с удовольствием продавала такое кино, но за бешеные деньги. Его поколение выросло на тех фильмах, которые в Советском Союзе были запрещены, и не видело картин, популярных тогда в СССР. Во время перестройки на Запад хлынул поток «внутренней» советской кинопродукции, и у всех сложилось впечатление, что в России кино снимают одни лишь гении. Французские зрители увидели картины Киры Муратовой, Алексея Германа, Александра Аскольдова. За год в прокат вышло все лучшее, что было снято за тридцать лет существования «железного занавеса». Потом не мода на русское кино прошла, как принято думать, а иссяк источник потрясающих фильмов.

С 1999 по 2008 год во Франции вышла в прокат тридцать одна российская картина. Наибольшее количество зрителей (270 397 человек) собрал фильм Сергея Бодрова «Монгол». При этом в среднем в год во Франции 170-190 млн. зрителей, и успешной считается картина, которую посмотрело свыше миллиона человек. «Монгол» вышел на экраны в количестве 153 копий (из них 24 копии отправились в кинотеатры Парижа и его окрестностей). Официальная цена билета в кинотеатр во Франции – 5 Евро 65 сантимов. Таким образом, «Монгол» собрал около 1,5 млн. Евро.

Вторую и третью строчку лидеров проката занимают фильмы «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Картина «Возвращение» была выпущена 65 копиями, в то время как «Ночной дозор» - на 127 экранах. Провал фильма Тимура Бекмамбетова во Франции был обусловлен неправильной стратегией продвижения. Поклонники русского кино были убеждены, что картина не для них, а любители фэнтези не пошли смотреть «Ночной дозор», потому что это – русское кино.

Первые три лидера проката российского кино во Франции – картины, которые не были сняты в условиях совместного производства с этой страной. Таким образом, ко-продукция, как подчеркнул Жоэль Шапрон, вовсе не является залогом успешной дистрибуции на французском рынке.

В 2009 году на экраны французских кинотеатров вышли фильмы «Глянец» Андрея Кончаловского, «Тюльпан» Сергея Дворцевого, «Лунные поляны» Игоря Минаева и «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики. Однако данные по их прокату еще пока не были обработаны. Жоэль Шапрон выразил надежду, что его анализ сориентирует российских кинематографистов и поможет преодолеть границы внутреннего рынка кинопродукции.

Данные о ко-продукции России с Европейскими странами (материал предоставлен компанией Rfilms)
Автор:
Мария Мухина
Реклама