Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 ноября 2009 10:23

«Лучезарный ангел»: курс на литературу и историю

«Лучезарный ангел»: курс на литературу и историю

Прошедший в Москве с 1 по 8 ноября 2009 года VI Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» обратил взор публики к произведениям литературной классики и важнейшим историческим периодам из жизни нашей страны. Не будет преувеличением сказать, что литература и история стали тем условием участия в конкурсе, которое обезопасило программу фестиваля от безвкусицы и «однодневщины».

В конкурсе игрового фильма приняли участие 6 картин, созданных на основе литературных произведений и вдохновленных судьбами писателей. Легендарный постановщик «Приключений Шерлока Холмса» Игорь Масленников представил на суд публики две экранизации комедий А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и «Доходное место». Уйдя от оригинальных названий и заменив их на более современные «Банкрот» и «Взятки гладки», автор фильма хотел подчеркнуть злободневность пьес мастера сатиры. Ответственные главные роли Масленников доверил сыграть актерам, чей опыт и профессионализм не вызывает сомнений – Лие Ахеджаковой, Олегу Басилашвили, Нине Усатовой, Леониду Кулагину и другим.

Четыре фильма – участника фестиваля стали плодом влияния личности выдающегося русского писателя и кинорежиссера Василия Шукшина. В игровом конкурсе была показана лента Лидии Бобровой «Верую», сделанная по мотивам рассказов «Верую!», «Забуксовал» и «Залетный», герои которых пытаются найти ответы на извечные вопросы веры и правды. В число короткометражных фильмов фестиваля попала и замечательная 26-минутная работа Сергея Великоредчанина «Сапожки» - экранизация одноименного рассказа Шукшина о необычайном поступке простого провинциального водителя, однажды купившего на всю зарплату в подарок жене дорогие белые сапожки. Ну а сам Василий Макарович, чей 80-летний юбилей был отмечен в этом году, стал героем документального фильма Веры Уразовой «Там, где живет Шукшин», съемки которого прошли на родине писателя в Алтайском крае, и картины Галины Ястребовой «К 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина».

Судьба другого великого писателя, 200-летие которого было широко отпраздновано в апреле 2009 года, Николая Васильевича Гоголя легла в основу художественного фильма Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший». Тема и название фильма были инспирированы знаменитым полотном Александра Иванова «Явление Христа народу», где писатель, как считают искусствоведы, изображен ближайшим к Иисусу Христу. Отталкиваясь от этого взгляда, Наталья Бондарчук посвятила свой фильм духовным и религиозным поискам Гоголя, рассказав о последних днях жизни Николая Васильевича. Фильм, съемки которого были осуществлены с благословения Патриарха Алексия II, был отмечен специальным призом жюри фестиваля.

Рассказы русского сатирика Аркадия Аверченко «Фартовая девчонка» и «Воспитатель Киси» нашли экранное воплощение в фильме Юрия Бердникова и Евгения Юликова «Невинные создания». Авторы ленты не стали оригинальничать и поместили действие картины в то время, когда Аверченко начинал свой путь в литературе – в первое десятилетие ХХ века. Хотя юмористические повествования писателя, как и пьесы Островского, могут быть успешно разыграны в любом времени.

Многие участники конкурсной программы предпочли уйти от современной действительности в разные исторические эпохи, дабы найти в тех временах ответы на волнующие их сегодня вопросы. Трагические страницы военного времени были экранизированы Верой Глаголевой в картине «Одна война», отмеченной второй премией фестиваля, и Владимир Хотиненко в фильме «Поп» - обладателе Гран-при «Лучезарного ангела». Обе ленты обращают внимание зрителя на проблемы, которые прежде не находили выразительного отображения в военной теме. В фильме «Одна война» Вера Глаголева рассказывает о нелегкой судьбе русских женщин и их детей, сосланных с оккупированных немцами территорий на небольшой северный остров. Мучаясь от голода и холода, они отбывают срок в наказание за то, что отцы их детей – немецкие солдаты. На календаре – 8-9 мая 1945 года. Узнав о Победе, женщины с надеждой на освобождение смотрят в будущее. Но вместо этого родина наказывает их еще больнее: несчастных женщин как врагов народа отправляют в лагеря строго режима, а их детей – в нищие детские дома. В фильме «Поп» картина военного времени представлена с точки зрения православного священника отца Александра – настоятеля провинциальной церквушки в оккупированной немцами Псковской области. Жизнь семьи священника, приютившего в своем теплом доме десятерых сирот, становится островком терпимости, доброты и взаимопомощи на фоне уничтожаемого в жестокой борьбе мира.

Не менее противоречивые и трагические вехи послевоенного времени нашли воплощение в фильмах «Георг» Пэтера Симма, «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя и «Чудо» Александра Прошкина. Сюжетным стержнем фильма «Георг» стала загадочная жизнь эстонского певца, обладателя двух Сталинских премий Георга Отса, чей голос дарил миллионам зрителей Советского Союза надежду и веру в светлое будущее в то время, когда страна лежала в руинах. Действие фильма «Петя по дороге в царствие небесное» развивается в роковом 1953 году, когда ушел из жизни властитель, подписавший смертный приговор миллионам людей, но преданные ему граждане, среди которых оказался и провинциальный дурачок Петя, продолжали пламенно выполнять его заветы. В основу фильма «Чудо» были положены реальные события переломного 1956 года, которые вошли в историю как «Стояние Зои». Героиня фильма – молодая атеистка Татьяна во время домашней вечеринки хватает икону Николая Угодника и застывает в руках с нею на 128 дней. Это странное событие вносит решающие перемены в жизнь героев фильма, как атеистов, так и верующих.

Большая часть игровых и документальных фильмов, вошедших в программы кинофестиваля, возникли как творческий отклик на разные события нашей истории, по сей день волнующие зрителей. Остается лишь пожелать «Лучезарному ангелу» сохранить традицию объединения в один смотр фильмов, защищенных от пошлости и сиюминутности опекой литературы и истории.
Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама