Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 ноября 2009 12:27

Европа – 1989: путь к свободе глазами документалистов

Европа – 1989: путь к свободе глазами документалистов

17 ноября 2009 года в Варшаве открылся Международный кинофестиваль «Искусство документа» – ежегодный смотр лучших документальных картин, объединенных общей тематикой. В этом году кинофестиваль представил на суд публики около 80-ти фильмов, возвращающих зрителя к событиям 20-летней давности – долгожданному освобождению стран Восточной Европы от застойных коммунистических режимов. Девиз фестиваля «Год 1989 в Европе: образ – память – запись» точно передает его задачу – запечатлеть на пленку образы истории, навеки оставшиеся в памяти их очевидцев.

Польша первой из стран социалистического блока встала на демократический путь развития. Еще в июне 1989 года здесь состоялись первые демократические выборы, когда власть в стране перешла к оппозиционному политическому движению «Солидарность». Истории этого движения и его харизматического лидера и первого президента независимой Польши Леха Валенсы на фестивале посвящена целая серия конкурсных и внеконкурсных фильмов. Героем нескольких замечательных кинодокументов также стал ведущий деятель чехословацкого диссидентского движения и первый президент свободной Чехословакии Вацлав Гавел. Рубеж 90-х был для Европы тем недолгим, иллюзорным и полным эйфории периодом, когда люди, стоявшие у власти, вызывали доверие у народа. Но, как и все хорошее, этот важный эпизод истории ХХ века стремительно подошел к концу, и сегодня европейцы говорят о том времени надежд с воодушевлением и легкой грустью, с какими обычно вспоминается дерзкая молодость.

Невзирая на остро-политическую направленность фестиваля, многие документалисты в своих фильмах подчас находят оригинальную и неожиданную точку зрения на историческую действительность. Так, создатели польско-немецкого фильма «Кролик по-берлински» («Rabbit a la Berlin»), показанного в октябре 2009 года в Москве на Международном кинофестивале 2morrow, рассказывают историю одного из главных символов тоталитарной власти – берлинской стены, глазами кроликов, долгие годы обитавших на лугу у ее подножия. Не трудно догадаться, кого напоминают зрителям вечно гонимые беззащитные зверьки, мечтающие пробраться по другую сторону стены. Герои польского фильма «Удары свободы» («Beats of Freedom») – музыканты панк-рок групп, расплодившихся в Польше в конце 70-х - начале 80-х в ответ на бесконечные попытки идеологических деятелей заглушить культурное влияние Запада. Порывистая и полная свободы рок-музыка позволяла молодежи сбежать от безликой действительности и пережить яркие эмоции, недоступные в реальной жизни. Подобным образом и герои документального фильма эстонско-финского производства «Диско и атомная война» («Disco and Atomic War») – жители социалистической Эстонии находят спасение от серости будней, настраивая антенны своих телевизоров на волну финского телевидения, демонстрирующего столь желанные образы «загнивающего капитализма». Эту информационную войну, в которой звезды поп-культуры состязаются с тоталитарным режимом, в итоге проигрывает последний.

Помимо насыщенной программы фильмов зрители и участники кинофестиваля смогут ознакомиться с приуроченной к годовщине выставкой фотографий и плакатов на тему «прощания» с коммунизмом. Директор фестиваля Дорота Рошковска надеется, что в отличие от современных средств медиа-культуры, создающих искусственную реальность, фильмы, отобранные в программу «Искусства документа», покажут действительность такой, какая она есть, и помогут зрителям не только познать историю, но и самих себя. Кинофестиваль продлится до 30 ноября и завершится вручением приза лучшему фильму конкурсной программы.
Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама