Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 декабря 2009 17:15

«Волоколамский рубеж» на переломе

«Волоколамский рубеж» на переломе

20 декабря 2009 года, в день 68-ой годовщины освобождения Волоколамска от немецко-фашистских захватчиков, закончился VI фестиваль военно-патриотического фильма им. С.Ф.Бондарчука «Волоколамский рубеж». Он вошёл в новое пятилетие с новой командой и оставил крайне противоречивые ощущения.

Настоящим шоком для вашего покорного слуги стал снос минувшим летом культурного центра «Юность», где в рамках «...рубежа» обычно показывалось неигровое кино. На месте «Юности», вполне себе работоспособного ещё с советских времён кинотеатра, планируется возвести современную двухзальную «Золотую вертикаль». Ретро-уют «Юности» с качественным изображением и звуком обернулся плохой акустикой банкетного зала ДК «Родники», идеально приспособленного для проведения увеселительных мероприятий, но не кинопросмотров...

Тревожно было и за церемонии открытия и закрытия, где раньше гулял во всю ширь «великодержавный» пафос (как рудимент «Золотого Витязя», от которого «Волоколамский рубеж» всё время пытался безуспешно оттолкнуться). На этот раз с патриотическими речами было поскромнее, зато в финале со сцены пели хит Маши Распутиной «Живи, страна!».
 
В очередной раз приехал с отрывками из «Утомленных солнцем-2» Никита Михалков. Отрывками дело не ограничилось. На глазах у тысяч волоколамцев Никита Сергеевич принял в Союз кинематографистов России журналиста Елену Ямпольскую, известную апологетическими статьями о Михалкове. Почему это надо было делать столь торжественно и именно в Волоколамске, не совсем понятно, но широкий жест руководителя союза вызвал острую и крайне негативную реакцию в блогосфере.

Что же касается неигровой программы «Волоколамского рубежа», то и её качество не сильно изменилось в лучшую сторону. На фоне вялых, иллюстративных телепрограмм и телерепортажей с самоигральными и поверхностно раскрытыми темами («Королевская гвардия», режиссёры Владимир Вороков, Рина Мартиросова, ОРТК «Нальчик»), определились три потенциальных победителя - «Сумерки богов» Cергея Мирошниченко, «Беслан. Надежда» Вадима Цаликова и «Дом радости» Мераба Кокочашвили (Грузия). Но ни Владимир Гергиев, размышляющий по дороге в Цхинвал о судьбах человечества; ни страдания матери, потерявшей во время штурма школы в Беслане двух детей; ни замечательная в ненавязчивой интеллигентности картина о культуре старого Тбилиси, близкой как грузинам, так и россиянам, «документальное» жюри под руководством Вагифа Мустафаева, видимо, не вдохновили. Главный приз в конкурсе неигрового кино получил фильм «Илья Гутман. Годы войны и мира» - аккуратно скроенный, спокойный по интонации рассказ о военных хроникёрах и фронтовом братстве.

В игровом конкурсе государственный, или точнее, «министерский» заказ и энтузиазм творческой интеллигенции, охваченной идеей искупительной жертвы во имя спасения России, соединились. Только вот к искусству кино такие картины, как «Второе дыхание. На рубеже атаки» Михаила Туманишвили или «Русская жертва» Елены Ляпичевой, имеют весьма отдалённое отношение. Выбор был не особенно велик, и потому награды за лучшую женскую роль (Нина Лощинина, «Обреченные на войну») и режиссуру (Владимир Тумаев, «Разжалованный») попали по точному адресу. Из концептуальных соображений приз за лучшую мужскую роль можно было бы отдать Александру Михайлову, сыгравшего в «Разжалованном» харизматичного комбрига (он же Харон, перевозящий через Стикс двух молодых героев, погибших в неравном бою с фашистами). Но приз ушёл в Грузию, к Михаилу Месхи из фильма «Зона конфликта» (режиссёр Вано Бурдули). Главный же приз получила лента «Подарок Сталину» Рустема Абдрашева, международный проект, cобирающий призы где только возможно, и Россия с «Волоколамским рубежом» не исключение.

А фильм Цаликова приз всё-таки получил. Московская пресса, малость посовещавшись, отдала предпочтение Беслану и Надежде. Соединившись в ощущениях с волоколамским зрителем, оказавшимся далеко не равнодушным к чужому горю. И проголосовавшим тем самым, «против беды, против войны».
Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама