Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 марта 2010 17:50

Суздаль-Шок

Суздаль-Шок

Открытый Российский Фестиваль Анимационного Кино в Суздале обычно проходит скромно. Даже чрезмерно скромно. Афиша не пестрит баннерами партнеров, причем причина отсутствия спонсорской и информационной поддержки в политике оргкомитета. Спонсорский пакет включает в себя довольно стандартный набор рекламных возможностей, но полный объем предоставляется только генеральному спонсору, возмещающему не менее 29% бюджета фестиваля. Очевидно, что над поиском гибких договоренностей оргкомитет особенно голову не ломает. А количество СМИ, приглашаемых на фестиваль, довольно ограничено. В итоге самый крупный и интересный фестиваль отечественной анимации получает чрезвычайно скромное освещение в СМИ, которые за редким исключением предоставляют только краткую информацию об открытии смотра и итогах конкурса.

Тем не менее, фестиваль проходит год от года, привлекая в Суздаль профессионалов и любителей анимации. В эти весенние мартовские дни в городе царит атмосфера юности, свободы, простоты. Ее созданию способствует и пейзаж Суздаля, в котором куда не бросишь взгляд – увидишь купол старой церкви, и понимаешь, что образ города не меняется много лет, оставаясь пристанищем русской красоты, свободы и умиротворения.

На фестивальных показах царит дух дружбы и либерализма: вход на конкурсные показы – свободный, чем пользуются гости фестиваля, приезжающие в Суздаль самостоятельно, «дикарями», и жители города, в основном молодежь, посещающая смотры.
 
Странно, что фаворит зрительских симпатий на самом деле определяется только участниками и гостями, получившими специальные формуляры для голосования в регистрационном пакете. Было бы честнее давать право голоса всем зрителям, в том числе «случайным», как это бывает, например, на кинофестивале в Выборге, где на бланках для голосования даже заведена отдельная графа для отметки: «Кинематографист или не кинематографист». И если бы спорность распределения призов заканчивалась только этим пунктом…

Так сложилось, что призеры Суздальского фестиваля после получения награды в течение всего следующего года удостаиваются особого внимания отборщиков других фестивалей, в то время как фильмы, не менее достойные призов, но оставшиеся вне группы лауреатов, рискуют пройти совершенно незамеченными.

Эхо фестиваля включает в свою программу призеров, пресса освещает, опять же, лауреатов или же аутсайдеров (откровенные, раздражающие неудачи), редко упоминая фильмы, которые претендовали на призы, но не получили их.

Среди нескольких на совесть сделанных обзоров конкурсной программы фестиваля нет ни одной статьи, упоминающей уникальную питерскую школу. Студенческие фильмы СПбУКиТа ничуть не уступали ВГИКовским картинам, получившим призы в своей категории. В негласном соревновании двух киношкол на стороне Питера оказалась сильная драматургия, которая просто отсутствует в традиции ВГИКовской анимации, обладающей, в свою очередь, превосходящей техникой.

Питерский «Запретный торт» - это торжество остроумия на почве минималисткой техники. История торта, оставленного на ночь в холодильнике и испытывающего преступные посягательства со стороны всех членов семьи по очереди, рассказана просто, динамично и увлекательно. «Ворона и лисица» Дмитрия Шестопалова – своеобразный комический римейк известной басни, ставшей мифом. А музыкальная картина Полины Никифоровой «Здравствуй, сестра!», развивающаяся под одноименную песню, выходит далеко за рамки клипа. Близкий ей по форме клип «Про сома», в итоге получивший диплом «за чистоту и ясность», уступает «… сестре» по той же драматургии. История сома иллюстрирует песню, в то время как Полина Никифорова создает полную светлого драматизма историю медицинской сестры, самозабвенно спешащей на помощь попавшим в беду на протяжении всей новогодней ночи, которую ей и провести-то не с кем. Драматизм оказывается светлым, потому что героиня, которая рада помочь нуждающимся, в итоге находит и своё счастье.

Даже питерский «Квадратурин», сделанный в традициях экспрессионизма, был замечен прессой, но остался на седьмом месте зрительского рейтинга и никак не был отмечен жюри. Такое положение дел вселяет подозрение о существовании некоторого негласного заговора по отношению к Питерским мультфильмам. Нельзя не признать, что все отмеченные вниманием жюри фильмы являются достойными работами, но программа конкурса позволяла и другие, не менее честные варианты.

Присуждение Гран-При вообще можно считать формальным. Как будто главный приз было решено никому не вручать, но чтобы избежать некрасивых жестов, его отдали Алексею Алексееву за эпизод из сериала «Log Jam». Безусловно, динамичный сериал о лесном трио зайца-ударника, волка-вокалиста и медведя-басиста обладает остроумием, точностью деталей, лаконичностью, но неужели это лучшее, на что способна современная отечественная анимация? Тем более Алексеев уже был отмечен призом зрительским симпатий на прошлом Суздальском фестивале и получил широкую известность на разнообразных смотрах и в Интернете. В этом смысле серия «Зима» оказывается вторичной по отношению к первым сериями «Log Jam» и устаревшей теме.

Менее спорен приз за лучшую режиссеру, поделенный между Ниной Бисяриной с «Поездкой к морю» и Валентином Ольшвангом с картиной «Со вечора дождик». Последний выделается не только своей тонкой, искусно проработанной техникой, но и драматургией, основанной на сказке Алексея Толстого «Русалка». Симпатии жюри по отношению к этому фильму оказались поддержаны зрителями, которые удостоили Ольшванга приза своих, зрительских симпатий.

«Поездка к морю» - трогательная история девочки, которая едет к морю в душном поезде, сжимая в руках открытку с видом яркого, песочного пляжа. Переживая на протяжении всего пути волнение от близости исполнения мечты, она не испытывает разочарования, оказавшись на холодном берегу северного, штормящего моря, но принимает мир в его неожиданном проявлении.

Нововведенный приз за лучший мультипликат, а также второе место в зрительском рейтинге и диплом в категории «лучшее изобразительное решение» с формулировкой «за культуру и мастерство» достался тонкой и остроумной картине Натальи Малыгиной «Беззаконие». Действительно, фильм наиболее точно отражает суть Чеховского рассказа, чего нельзя сказать о других сериях цикла, получивших под юбилей Антона Чехова финансирование и возможность состояться. Апофеозом искажения чеховских мотивов стала картина «Человек в пенсе», повествующая о скучающих на даче мальчике-рэпере и девочке-эмо. Герои забираются на чердак и, замечая мимоходом на стене портрет «Человека в пенсе» - неузнанного Чехова, читают в заброшенных книжках странные истории, имеющие слабое отношение к классику.

Приз за лучший фильм для детей – особая категория, поскольку по-настощему детский фильм является самой сложной формой анимации. На прошедшем фестивале приз категории получил Олег Ужинов за фильм «Следы невиданных зверей» из сериала «Маша и медведь». Опасения вызывает форма фильма, а точнее грубая 3D-техника, в которой выполнен сериал. Неужели стоит воспитывать детей именно на такой примитивной, грубой, в чем-то даже некрасивой технике, лишенной нюансов, полутонов, живости красок? Ведь в мультфильме для детей намного большее значение имеет красота картинки, чем в лентах для взрослых.

Возвращаясь к разговору о студенческой анимации, остается только порадоваться за ВГИКовских студенток, разделивших приз в своей категории. Дина Великовская взялась за редкий ныне вид объемной, кукольной анимации, сделав свой «Мост» привлекательным, красивым и своеобразным. Дина поведала историю ребенка, разрывающегося между разведенными родителями. Мост становится не только местом встречи поругавшихся родителей, но и аллегорией на связующую их, как два разных берега, любовь к главному герою.

Работа Екатерины Колосовской «Баллада о цирюльнике» - смелая монохромная фантазия на тему английского графика Обри Бердслея, резко отличается от повествовательной картины «Мост». Ее «Баллада…» – пример смелой, графически точной, поэтической анимации, которая обычно подчиняется смелым и молодым художникам.

Еще одна ВГИКовка, автор фильма «Посмотрите вверх» Светлана Подъячева удостоилась диплома в категории «лучший студенческий фильм» с формулировкой «за лиризм и светлый взгляд» и приза Гильдии кинокритиков. История девочки, которая своим примером научила угрюмых горожан видеть, буквально, дальше своего носа, действительно, обладает светлым лиризмом.

Диплома в категории «лучший студенческий фильм» удостоился также ВГИК: Светлана Разгуляева была отмечена «за трогательность» своего фильма «Слушай, как тает снег», что является весьма спорным. Фильм о двух потерянных в круговерти новой советской формации послереволюционной России влюбленных скорее оставляет ощущение растерянности, чем трогательности. Но, может быть, профессионалам лучше видна трогательность в лаконичной форме фильма.

Резюмируя ВГИКовский урожай суздальских призов, остается только констатировать явное расположение членов жюри к московской киношколе. Конечно, ВГИКовские фильмы достойны поощрения, но отдавать одному институту все призы и дипломы на данном фестивале значит игнорировать заслуги и очевидные удачи того же СПбГУКиТа. Неужели всё дело только в том, что на прошлом фестивале студенческим фильмам полагался только один приз, и, ввиду того, что он был отдан именно СПбГУКиТу, на нынешнем фестивале было решено восстановить баланс сил?

Приз за лучший сериал заслуженно достался Елизавете Скворцовой за «Колыбельные мира». Этот цикл и сериалом назвать сложно: для каждого фильма-колыбельной находится своеобразный живописный язык, техника, форма, тема и настроение. Причем фантазия Скворцовой на протяжении всего продолжительного времени работы над проектом совершенно не иссякает: каждая колыбельная оказывается оригинальным, автономным фильмом.

Прикладная анимация успешно преодолевает снисходительное отношение к себе, вызванное ее склонностью к компромиссу. Режиссеры, создающие рекламные ролики и музыкальные клипы, казалось бы, должны уступать право свободной авторской воли при создании абсолютно заказного проекта. Небольшая программа прикладной анимации XV фестиваля в Суздале опровергла это предубеждение. Один из главных законов рекламы «смешное – запоминается» используется прикладными аниматорами не только для продвижения продукта заказчика, но и для собственного художественного выражения. «Клип 007» смотрится как пародийная история неуязвимого агента. Наличие захватывающего сюжета, наполненного точными, остроумными деталями, делает клип именно историей, а не видеорядом к клипу. Двадцатисекундная реклама контейнера для сбора анализов – само по себе забавное задание, воплощенное в смелой, динамичной и уморительно смешной форме. А серия роликов Антивируса Касперского под заголовком «История могла бы пойти по-другому» рискует стать одним из самых популярных в народе анимационных проектов. Эпизод «Раскольников» Владимира Пономарева содержит не только переосмысление известной истории, но и пародийные элементы на классические мотивы «Ежика в тумане». Лаконичность, насыщенность, динамичность делают эпизоды яркими самостоятельными фильмами, а финал, сведенный к неожиданной рекламе Антивируса, создает необыкновенный комический эффект.
Ярко и представительно выступила на фестивале Белорусская анимация. Сценаристы фильма «Птаха» Александр Ленкин и Сергей Катьер были отмечены дипломом за «лучшую драматургию» с формулировкой «за хорошо рассказанную простую историю». Тепло была принята оригинальная сказка на белорусском языке «Нестерка-5»: «Как Нестерка искал обручальное кольцо». Первый белорусский мультсериал, в котором запланировано восемь фильмов, выполнен в классической рисованной технике и приятно напоминает лучшие советские мультсказки.

Впрочем, на фестивалях больше ценится новаторская техника, чем верность классической анимации. Доказательством тому служит диплом, врученный режиссеру запутанной технически и по форме, скучноватой сказке «Храбрый Гонзо» Илье Суворкину с формулировкой «за авторскую графику».

Серия фильмов «Реанимация» несет агитационный характер. Но общая задача может быть решена разными художественными способами. Сказка про спящую красавицу, которая трактуется как история принцессы, однажды «уколовшейся» и подсадившей на веретено всё королевство, звучит грубо и слишком прямолинейно. Но в противовес ей мрачная сказка в духе Тима Бертона «Леденец» только намекает на наркотики, раскрывая психологию одержимой зависимости и жажды обладания вожделенным «лакомством».

Башкирский фильм «Та сторона, где ветер» вызвал противоречивые отзывы и реакцию зрителей. Тонкая пародия, соединившая в себе башкирские сказания с антуражем японского анимэ, сделан с серьезной миной, что вызывает либо комический эффект и понимание, либо отторжение и неприятие.

«Студия продюсерского кино» также порадовала пародией; в этом случае – детской шуточной агиткой «Пуговка» про пионеров, передавших найденную пуговку «куда надо» и работников спецслужб, обнаруживших по находке иностранного шпиона. «Хармониум», сделанный той же студией, явил многозвучную картину мира, созданного Даниилом Хармсом. Вольно-составленный альманах историй, через которые путешествует обыватель, позволяют ему всмотреться в абсурдность существующей вокруг реальности.

Школа-студия «ШАР», оставшаяся вместе с Питерской школой за чертой призеров в номинации студенческих и учебных работ, получила «утешительный» приз. Негласный фаворит конкурса, тонкий фильм Леонида Шмелькова об одиночестве, заботе и приятии «Собачья площадка» в итоге получил приз за лучшее звуковое решение. Конечно, звук в данном фильме имеет, если не ключевое, но одно из главных значений. Но такое поощрение оставляет ощущение недооцененности молодого автора за столь блестящий дебют. Ярко выделаются на фоне конкурсных картин и другие фильмы, представленные «ШАРом»: трогательная притча «Качели» и остроумная сказка «Две принцессы».

Фестиваль в Суздале продемонстрировал широту и многозвучность отечественной анимации. Конечно, среди ярких, интересных и внятных работ встречались такие провалы, как лубочный сказ «Мама водолаза», крайне неудачная попытка реинкарнации шуточных анимационных детективов про братьев-колобков – «Детективное агентство Бульдог и Шорти», чудовищные по технике и ужасающие по содержанию истории про приключения барона Мюнхгаузена в сказке про Золушку и Красную Шапочку. Последний пример – грустная констатация тупиковости лаза, которым продюсеры пытаются вывести отечественную анимацию на нынешний кинорынок. А когда рядом с трехминутными шедеврами наблюдаешь 26-минутную «Маму водолаза», становится жалко полученных и бездарно потраченных студией «ЦНФ» средств. Ведь государственная поддержка и без таких фильмов для анимации стала минимальной.

Остается только радоваться тому, что сильных, ярких и очаровательных анимационных фильмов у нас производится больше, чем провальных и «откатных», и надеяться на возможность для отечественной анимации если не кинотеатрального, то хотя бы достойного телевизионного проката.
Автор:
Алёна Сычёва
Реклама