Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 сентября 2010 16:10

Маленькие радости и большие тревоги «озеровского» фестиваля

Маленькие радости и большие тревоги «озеровского» фестиваля

От чего зависит качество кинофестиваля, если к тому же он «выездной», кочующий, то есть проходит, например, не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Брянске? От атмосферы города, не в последнюю очередь. Брянск идеально подошёл для проведения 8-го фестиваля военного кино им. Ю.Н.Озерова. Брянск — город воинской славы — отмечает в этом году 1025-летие (открытие 8-го фестиваля совпало с Днём города), а Брянская область — 67-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Народ ждал «звёзд» – и они озарили ослепительным светом красную ковровую дорожку. Зинаида Кириенко, Юрий Назаров, Людмила Мальцева, Павел Винник (в 45-м году он участвовал во взятии Берлина)... Покорившая незаурядным певческим мастерством и красотою самих песен, в том числе и военно-патриотических, Инна Разумихина и Василий Акимов. Cобственно, на этом интерес горожан к фестивалю и исчерпался.

Просмотры конкурсных программ «загнали» в спортивно-культурный центр «Путёвка», находящийся фактически в пригороде Брянска, посёлке городского типа при птицефабрике «Снежка», и кинотеатр «Победа», авангардисткое здание в Бежице, промышленном городке, ставшем недавно частью областного центра. Единственным местом, самым близким к центру города и где собиралась «думающая» молодёжная публика, был, пожалуй, Брянский областной колледж искусств и культуры. Программа многажды перекраивалась; понять, где, что и когда происходит, иной раз было решительно невозможно. Оргкомитет кивал головой на городскую администрацию, представители администрации на церемонии закрытия уверяли, что для Брянска фестиваль военного кино — чуть ли не самое яркое событие года в Брянске, жители города необычайно рады приезду дорогих гостей и готовы смотреть военно-патриотическое кино чуть ли не днями и ночами, и так далее, и тому подобное.

Однако, несмотря на общую нервозность и организационную неразбериху, были интересные люди, интересные фильмы, получившие заслуженные призы (можно поспорить с присуждением Гран-при фильму Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2. Предстояние», но это, как говорится, на совести уважаемого жюри, отвечавшего за игровое кино). В конкурсе документального кино почётного знака удостоился исторический кинороман Екатерины Головни «Третья версия Второй мировой», а главного приза — фильм Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой!». На этих картинах хотелось бы остановиться особо.

«Третья версия...», хотя кино не совсем новое (2008 года выпуска), смотрится с интересом благодаря главному герою, дедушке режиссёра, человеку с сильным характером, свежей, думающей головой, принимавшему любой поворот истории и в то же время относившемуся к этой самой истории с некоторой аналитической отстранённостью. А перед нами годы действительно трагические — предвоенные, военные, послевоенные. Предъявлять к фильму претензии исторического, а тем более политического характера бессмысленно, поскольку это ни коим образом не прославление эпохи и не сведение счетов. Это просто спокойная констатация фактов, признание: в любую эпоху, какой бы жёсткой и жестокой она ни была, у человека есть право на пусть небольшую территорию внутренней свободы.

«Союзники...», премьера которых успешно прошла 2 сентября в Доме русского зарубежья в Москве, покоряют благородной повествовательной интонацией, присущей многим фильмам Сергея Зайцева. По словам режиссёра, голоса живых свидетелей, прошедших Вторую мировую войну – а это вместе с русскими англичане, американцы, французы, немцы – должны были в идеале слиться в общий гармоничный хор. Так оно и получилось: историческая трагедия разворачивается перед нами по всем правилам и обещает катарсис в финале. Гран-при «Союзникам...» не случаен и потому, что картина идеально вписалась именно в международный фестиваль. Можно сколько угодно спорить о сопоставимости вклада в Великую Победу советских и союзнических войск, но ели наши солдаты калорийную американскую тушёнку, совершали подвиги и на американских самолётах, носили крепкую канадскую обувь... Своеобразный шик того непростого времени, не правда ли?

Международный статус фестиваля подтверждало присутствие в конкурсе сербских и китайских фильмов. Студия военного кино им. 1 августа из Пекина показала две картины о ликвидации последствий масштабного землетрясения, произошедшего в Китае два года назад – игровое «Мировое потрясение» или, точнее, «Потрясение мировых основ» (приз за сценарий), и документальное «Спасение в эпицентре» (режиссёр Ян Ху; приз имени Евгения Родионова за наиболее убедительное отражение темы патриотизма). Первый фильм любопытен соединением американского фильма-катастрофы с пафосом коммунистической идеологии, ибо армия не просто спасает людей из завалов или выводит их, к примеру, со смердящего ядовитыми газами химического завода. Она восстанавливает мировую гармонию, ни много ни мало. Документальный фильм посвящён силе духа китайского народа, особое место среди которого занимают дети (по правде сказать, действительно очаровательные, особенно маленькие). В финале нам показывают безногую девочку, мечтавшую стать балериной. Она сидит в коляске на огромной сцене и со счастливой улыбкой делает руками определённые балетные движения. Оценить масштаб трагедии в «Мировом потрясении» помог переводчик с китайского, член китайской делегации. На «Спасении...» пришлось подключиться Льву Прыгунову, члену жюри игрового кино, некоторое время прожившему в Штатах и потому знающему английский язык и читавшему английские субтитры непосредственно с экрана.

Больше всего не повезло сербскому «Святому Георгию, побивающему змия» Срджана Драгоевича, занявшему, между прочим, на последнем «Золотом Витязе» первое место в конкурсе игрового кино. (Как мы знаем, Гран-при там получил «Поп» Владимира Хотиненко; в Брянске фильм приняли скромнее, и Сергей Маковецкий «Золотой меч» за лучшую мужскую роль получит уже в Москве). Сербская картина с постановочным размахом говорящая о том, что война, точнее, бесконечная череда войн, всех изломала, измучила, доконала, демонстрировалась в, мягко говоря, посредственном качестве DVD-проекции. А кино, где главным эстетическим компонентом является напряжённое противопоставление густой тьмы и яркого света, нужно, конечно, демонстрировать только на плёнке.

Ну и наконец, несколько слов о фильме «Ночь длиною в жизнь» (режиссёр Николай Хомерики), помещённом в фестивальную программу «Премьера до премьеры». Это не во всём, может быть удавшаяся (картина сменила на пути к экрану пять режиссёров, Хомерики был шестым) попытка сделать на военных и послевоенных реалиях жестокую мелодраму, зрительское кино, как говорится, «чистой слезы». Трагическая любовная пара в исполнении Анастасии Веденской и Сергея Кемпо завоевала на озеровском фестивале два приза — соответственно за лучшую женскую и лучшую мужскую роль второго плана. Всё бы ничего, только немного боязно за молодого актёра с роскошной внешностью «романтического героя» или «героя-любовника». Станет ли кино использовать только внешние данные или покажет драматический потенциал Сергея (а он есть!)? Посмотрим.
Автор:
Игорь ПЕРУНОВ специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама