Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 сентября 2010 16:48

Секреты технологии 3D раскрыты АртКино

Секреты технологии 3D раскрыты АртКино

24 сентября 2010 года в рамках Третьего Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино «АртКино» в кинотеатре «Пионер» состоялся технический мастер-класс «Отечественные технологии производства стереофильмов», который провел оператор и продюсер стереокино, генеральный директор ООО «Научно-творческого центра «Стереокино» Александр Сергеевич Мелкумов.

На мастер-классе было развенчан миф о том, что стереокино или, как его сейчас называют, «формат 3D» – что-то новое и исключительно современное. На самом деле первый стереофильм появился в 1947 году. Именно он вдохновил Сергея Эйзенштейна на написание знаменитой статьи о данной технологии. Название «3D» – всего лишь новая бизнес-модель давно существующего формата.

В стереокино зритель рассматривает плоское изображение, как и в обычном кинематографе, но только снятое отдельно для каждого глаза, с разных ракурсов. При этом в мозг поступает плоское изображение. Принципиальной ошибкой является слепое копирование механизма нашего бинокулярного зрения при съемке стереофильмов. Мелкумов пояснил, что смотреть стереофильмы лучше из самого дальнего ряда, и сидеть надо как можно дальше от экрана, по центру зала.

После короткого вступления лектор рассказал о том, как формируется пространственное восприятие изображения. В обычном кино объекты, которые мы видим, воспринимаются в плоскости экрана. В стереокино объекты кажутся расположенными на разной глубине: что-то ближе к зрителю, что-то дальше. Если при просмотре 3D-фильма снять очки, то можно будет увидеть, что плоское изображение распадается, двоится. Этот эффект двоения называется «параллакс». Объекты, которые должны восприниматься в плоскости экрана, будут иметь нулевой параллакс. Когда изображение двоится, то одно изображение накладывается на другое с неким параллаксом. Если второе, изображение, находящее за первым, смещается налево – объект будет казаться дальше, за плоскостью экрана. Если второе изображение смещается направо – объект будет казаться ближе к зрителю.

Объяснение технологии съемки в формате стереокино было сопровождено подробным объяснением особенностей композиционного и монтажного построения в стереокино.
1. Чем больше уделяется внимание пластике изображения, тем выразительнее будет композиция.
2. Проезды камеры предпочтительнее панорамированию камерой.
3. Композиция по глубине кадра должна быть максимально дробной. В случае отсутствия между передним планом и фоном дополнительных элементов композиции будет наблюдаться эффект аппликации.
4. В случае невозможности сохранить допустимую дистанцию до фона, его следует гасить, размывать, переводить от него внимание зрителя на игру персонажа первого плана.
5. Четкость передачи горизонтальных параллаксов непосредственно влияет на передачу стереоскопической глубины пространственного изображения, поэтому ухудшение этой четкости ведет к обратному эффекту.
6. Пространственное расположение композиции в зале необходимо обозначать на съемке расположением объектов в точке нулевого параллакса. В практике это называется – «отбить рампу в композиции».
7. Композицию кадра необходимо выстраивать максимально сообразно оптической оси объектива.
8. Все элементы композиции кадра, которые обрезаются границами кадра, не могут восприниматься зрителем в зальном пространстве.
9. При съемке мизансцены «восьмеркой», выставляя камеру на позицию одного из персонажей из персонажей мизансцены, композиция становится интерактивной по отношению к зрителю, усиливая эффект присутствия.
10. Объекты, проникающие из экрана в зальное пространство, должны быть пригашены по яркости.
Десять заповедей построения композиции было дополнено самым главным правилом: стереографом на съемочной площадке должен быть сам оператор! Вся описанная работа должна совершаться именно оператором, а не стереографом, потому что между людьми двух специальностей неизбежно возникнет конфликт интересов.

Также Александр Мелкумов рассказал, какие требования предъявляются к аппаратуре для стереосъемок и объявил, что всем требованиям отвечает старая советская система «Стерео-70»: основный ее принцип – одна камера, один объектив, одна пленка. Главная проблема стереокино в том, что съемка осуществляется на 65 мм пленку. Дело в том, что в России нет технологии обработки таких пленок. Поэтому создателям стереофильмов пришлось отказаться от пленочной технологии и обратиться к цифре. Фильмы 3D можно снимать даже на фотоаппарат, если на нем установлена платформа, которая дает устойчивость кадра и наличествует матрица, размера соответствующего формату 70-мм кадра.

После мастер-класса была показана конкурсная программа «Стереокино (3D), в которую вошли десять короткометражных фильмов, сделанных отважными энтузиастами данного формата.
Автор:
Алёна Сычёва
Реклама