Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 февраля 2015 13:42

Горничные, королевы и политика на Берлинском кинофестивале

Горничные, королевы и политика на Берлинском кинофестивале

В Берлине продолжается 65-й Берлинский международный кинофестиваль / Berlin International Film Festival (5-15 февраля 2015 года). Трендом первой половины смотра, похоже, стала женская тема: истории о непростых судьбах интересных дам встречаются в конкурсе буквально через фильм. И, разумеется, в Берлинских программах как всегда много политики.
Жизнь замечательных женщин
Женскую тему задал уже фильм открытия фестиваля, драма Изабель Койшет «Никому не нужна ночь» с Жюльет Бинош в роли жены исследователя Арктики Роберта Пири. С Бинош режиссер познакомилась еще десять лет назад, но тогдашний их проект так и не сложился. Все эти годы Койшет искала возможность поработать с Бинош, такой возможностью оказался сценарий Мигеля Барроса о судьбе Жозефины Пири. Бинош тут смотрится слишком эксцентрично: несется к только что подстреленному зверю с криком «это мой первый медведь», остается верна парижским фасонам, находясь даже где-то в районе Гренландии, ест в полевых условиях чуть ли не из фарфоровой посуды и вообще дает леди. Кажется, реальная Жозефина Пири была женщиной гораздо более адекватной, чем ее экранное воплощение. Но берлинские отборщики решили, что именно такое кино должно выступать в качестве фильма-праздника.
кадр из фильма "Никому не нужна ночь"
К фильму открытия в конкурсе была очевидная пара. Это «Королева пустыни» Вернера Херцога, в которой Николь Кидман играет археолога, писательницу, разведчицу и исследовательницу Ближнего Востока Гертруду Белл. Историю о замечательной во всех отношениях героине Херцог превратил в почти мелодраму о женщине, у которой не сложилось женская судьба, потому она решила изучать языки, путешествовать по пустыням и встречаться с бедуинами и шейхами. В первой половине речь идет в основном о романе Гертруды с Генри Кадоганом, за которого реальной Белл родители не разрешили выйти замуж. В роли Кадогана – Джеймс Франко, и у пары с трудом получается изображать как страсть друг к другу, так и любовь к Востоку. Вторая половина чуть более захватывающа – тут Гертруда уже постарше (и для Кидман в этой роли сразу все становится проще), после смерти любимого много путешествует, встречает другого мужчину, за которого также не может выйти замуж, так как он уже женат. В роли другого мужчины - Дэмиэн Льюис, и история этой любви выглядит гораздо более убедительно. Кроме того, в роли Лоуренса Аравийского в кадре периодически появляется Роберт Паттинсон.
«Дневник горничной» Бенуа Жако - очередная экранизация романа Октава Мирбо из жизни господ и слуг во Франции начала XX века, романа о мире женщины, как точно выразился сам Жако, у которой есть только ее тело, чтобы освободиться от рабской судьбы, уготованной ей обществом. Горничная Селестина устраивается на работу в провинцию, наблюдает за своими господами, а также вспоминает предыдущих хозяев. Сыгравшая главную роль самая модная французская актриса своего поколения Леа Сейдутут на своем месте. Вплоть до того, что даже темное платье и белый фартук горничной идут ей более, чем кому-бы то ни было. Но адаптация Жако почти лишает историю той мощной сатирической жилки, которая имелась в романе Мирбо.
кадр из фильма "Дневник горничной"
Девушке, на сей раз из коренного населения Гватемалы, посвящена конкурсная лента «Вулкан Иксканул» Хайро Бустаманте. Юная Мария работает на кофейной плантации, родители планируют отдать ее замуж за благополучного плантатора, но Мария предпочитает молодого работягу, который мечтает уехать в США, где все пьют кока-колу и ездят на машинах. Вероятно, девушку привлекает в парне именно его стремление обрести другую жизнь. Но однажды Мария беременеет, а работяга испаряется в направлении североамериканских штатов. В больнице, куда ее привезли рожать, ей через переводчика (испанским ни она, ни ее семья не владеют) говорят, что ребенок умер, и дают подписать какие-то бумаги.
Мать режиссера Хайро Бустаманте – врач, она в свое время участвовала в медицинских кампаниях по приобщению коренного населения к медицинским услугам. В частности, убеждала матерей индейцев прививать своих детей. Она же потом рассказала сыну о том, что работники здравоохранения участвуют в похищении и продаже детей индейцев. Бустаманте отмечал, что снимал фильм именно об этом. О том, что его страна и сегодня занимает первое место в мире по торговле детьми. О том, что индейцы, которых лишают младенцев, не способны себя защитить и вообще не понимают, что происходит. Фильм-дебют режиссера, первый фильм из Гватемалы в конкурсе Берлинале, да к тому же еще и на важную социальную тему, «Вулкан Иксканул» имеет хорошие шансы на призы.
кадр из фильма "45 лет"

И уж точно имеет полное право претендовать на актерскую награду Шарлотта Рэмплинг, блестяще сыгравшая в семейной драме британца Эндрю Хэя «45 лет». Ее героиня Кейт готовится отметить годовщину свадьбы, но однажды ее мужу Джеффу приходит письмо, извещающее о том, что найдено тело его бывшей возлюбленной, пропавшей много лет назад. Теперь муж думает об экс-подруге, а жена – о том, что было бы, выживи тогда эта девушка, и не была ли фальшивкой вся ее, Кейт, жизнь.

И о политике

Разумеется, в программах всегда очень политизированного Берлинале полно политики. В конкурсе это, например, «Такси» Джафара Панахи. Иранский режиссер, которому по суду запрещено снимать кино, уже который год выкручивается, ухитряясь исправно снабжать мировые кинофестивали своими фильмами. На этот раз он водит по Тегерану такси, а установленная в машине камера снимает подсаживающихся к нему пассажиров, которые почему-то все как один разбираются в кинематографе. Некоторые незнакомцы даже узнают водителя. Политический этот фильм не только по причине того, что Панахи уже который год работает, невзирая на запреты, а «Такси» предваряет режиссерским заявлением о том, что кино есть смысл его жизни, и ничто не может помещать ему снимать. Но и сам фильм как раз очень оптимистично намекает на то, что если все вокруг так увлечены кино, то никакая цензура не пройдет, власти со всеми просто не справиться.

Еще один конкурсный фильм - «Клуб» Пабло Ларраина. Несколько мужчин живут в одном большом доме в приморском городке. Все они были отправлены сюда, чтобы искупить грехи прошлого. Живущая с ними женщина фактически их надсмотрщица. Все обитатели дома – служители церкви, когда-то уличенные в различных преступлениях, в том числе в педофилии.

«Клуб» Ларраин готовил, заинтересовавшись судьбой тех священников «с проблемами», которые однажды просто исчезли из поля зрения и сегодня где-то тихо доживают свой век. Сыгравший одну из главных ролей Альфредо Кастро работает с режиссером не первый раз и считает, что идея фильма – главная тема всего творчества Ларраина, тема безнаказанности в чилийском обществе.
В секции Berlinale Special Gala показали «Женщину в золотом» Саймона Кертиса с Хелен Миррен в главной роли. Большой проект, мировыми продажами которого занимается The Weinstein Company, основан на реальной истории Марии Альтман, еврейки, выжившей после победы нацистов в Австрии, перебравшейся в США и уже в наше время решившей вернуть себе полотно Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», которое когда-то нацисты конфисковали у ее семьи. Пусть это вполне причесанная биографическая драма с нужной долей конъюнктуры (пришли американские адвокаты и навели порядок) и способностью выжимать из зрителя слезу, важный политический смысл у нее все же есть. Не лишне ведь вспомнить, что в некоторых странах власти принимали активное участие в решении «еврейского вопроса», иногда даже не ждали прихода гитлеровцев. И при этом до сих пор не желают признавать свою ответственность. Актуален и персонаж в исполнении Даниэля Брюля, австрийский журналист, помогающий Альтман вернуть картину. Когда адвокат пожилой дамы спрашивает, зачем ему это надо, журналист отвечает, что в его понимании это и есть патриотизм. Такие люди действуют не в интересах нации и не для того, чтобы государство чем-то дорогостоящим прирастало, а в интересах справедливости.
кадр из фильма "Женщина в золотом"
Пока одна из самых ярких документальных картин нынешнего фестиваля – «Немецкая молодежь», представленная в документальной «Панораме» и снятая французом Жаном-Габриэлем Перьё. Фильм посвящен 60-70м гг., истории «Фракции Красной Армии» (RAF) и той поддержке, которую оказывало им население тогдашней Германии и ее культурная элита. В фильме использованы материалы Deutsche Kinemathek, уникальные кадры из архивов как полиции, так и самих участников RAF. Молодой французский режиссер попытался проследить историю лидеров движения, не аутсайдеров, но вполне перспективных, образованных молодых людей, в какой-то момент перешедших от протестов к насилию и в итоге изменивших страну.
Кстати, в эти дни в Историческом музее в Берлине проходит выставка RAF: Terroristische Gewalt, масштабный проект, посвященный истории Фракции Красной Армии, ее акциям и террористическим актам, странной гибели ее лидеров в тюрьме «Штамхайм» (по официальной версии и сегодня считается, что это было самоубийство). В рамках выставки можно посмотреть все те же архивные записи, которые использовал в своем фильме Перьё.
Итоги 65-го Берлинского фестиваля станут известны вечером 14 февраля. О том, как в этом году будут распределены фестивальные награды, объявит международное жюри под председательством Даррена Аронофски. В состав жюри также входят актеры Даниэль Брюль и Одри Тоту, режиссеры Пон Чжун Хо и Клаудия Льоса, продюсер Марта Де Лаурентис и сценарист и продюсер Мэтью Уайнер.
Автор:
Марина Латышева из Берлина

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме режиссер Джафар Панахи

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама