Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 сентября 2016 14:22

Венеция-2016: Каннибалы, умные и похотливые инопланетные кальмары

Венеция-2016: Каннибалы, умные и похотливые инопланетные кальмары

В программах завершающегося завтра 73-го Венецианского кинофестиваля (31 августа – 10 сентября 2016 года) щедро представлены фильмы с фантастическим оттенком, самого разного толка. В конкуре и во внеконкурсных программах можно было отыскать почти классическую Sci-Fi и арт-хаус с фантастическими элементами. Мало какой фестиваль сегодня обходится без фантастики в своих программах, ее перестали воспринимать как дурной тон.

Поговори с ней

В разных точках земного шара опустились корабли пришельцев, гости не выходят к людям, цели их неясны. Потом, впрочем, они дают возможность увидеть себя, установив на земле огромные подобия зеркал, и начинают общение. Представители разных стран пытаются найти с ними общий язык, в США для таких попыток военные привлекают лингвиста Луизу Бэнкс, а также физика Йана Доннели (он должен попытаться вытянуть из пришельцев как можно больше информации об их мире и технологиях, при этом не распространяя аналогичные сведения о Земле). Луизе удается нащупать то нечто, что позволяет расшифровать инопланетный язык, которых, кстати, оказывается не один, а два. Периодически повествование переключается на обстоятельства ее личной жизни – героиня потеряла дочь, умершую от рака.

кадр из фильма Прибытие

«Прибытие» Дени Вильнева показали в конкурсной программе в первые дни фестиваля, и этот фильм сразу оказался на высоких позициях всех рейтингов, где и остается по сей день. Канадский режиссер, создатель «Пленниц», «Пожаров» и «Убийцы» взялся за более крупный проект, с американскими звездами (Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер), да еще и в жанре научной фантастики. Он давно хотел снять что-то в этом жанре, но не мог выбрать материал. Когда продюсеры показали ему рассказ Теда Чана (американец китайского происхождения, писатель, в копилке у которого наград больше, чем опубликованных произведений, автор, с чьим именем многие связывают надежды на возрождение жанра), материал был найден. В его фильме все в той или иной степени выдающееся. Прекрасные съемки и дизайн – пришельцев, кстати, создавал художник, который работал с Ридли Скоттом на «Прометее». У гостей из космоса нет личностей, они не персонализированы для нас, внешне напоминают огромных кальмаров. Но их ухитрились сделать по-спилберговски трогательными, фильм Вильнева наследует «Близким контактам третьей степени» в первую очередь. Это замечательные актерские работы: Джереми Реннер выглядит сверхнеобычно в роли ученого, хотя он в любом случае скромно отходит на второй план, на первом – Эми Адамс, которая либо за эту работу, либо за «Ночных животных» Тома Форда просто обязана появиться в оскаровских номинациях. Наконец, и самое главное, это классическое Sci-Fi, наследующее Шекли или Азимову (спасибо литературному первоисточнику). 

кадр из фильма Прибытие

Вильнев и сценарист Эрик Хайссерер добавили рассказу Чана фабульности, добавили деталей, намеков на причины этого визита. Но в базе осталась все та же научная фантастика, где определение «научная» играет такую же важную роль, как и «фантастика». Это прежде всего история о языке. Мы привыкли считать, что физические законы нашего мира определяют наш язык, рассказ Чана – следование гипотезе лингвистической относительности, гипотезе Сепира-Уорфа, допущение, что может быть и наоборот, выучившая языки гостей земная ученая изменилась, изменилось ее восприятие мира и времени, потому и стал возможен финальный твист «Прибытия». «Я был агностиком в отношении такого рода фильмов последнего времени, после того, как разочаровался в «Интерстелларе» Кристофера Нолана и «Полуночном скором» Джеффа Николса, - пишет Питер Брэдшоу из The Guardian. – Но «Прибытие» Дени Вильнева как сердечное, так и очень интересное кино». 

Сцены из семейной жизни

А вот фильм, где также фигурирует инопланетное кальмароподобное существо, - «Дикая местность». В обычном мексиканском городке живет молодая семья. Обычная, не считая того, что муж насмехается над гомосексуальным братом жены, но на самом деле спит с ним. В той или иной степени страдают все. Однажды в их жизни появляется девушка по имени Вероника, которая убеждает героиню и ее брата-гея побывать в близлежащем лесу, где в заброшенном доме обитает нечто удивительное, способное дать ответы на все их вопросы. Это нечто, извивающееся, со множеством щупалец и, судя по метеориту из космоса в первых кадрах фильма, прибывшее из других миров. Оно способно доставить каждому сильнейшее эротическое наслаждение и вообще провоцирует все живое на сексуальные связи. Выживают не все герои, но тот, кто выживет, действительно найдет ответы на свои вопросы.

кадр из фильма Дикая местность

Артхаусная драма с элементами фантастики «Дикая местность» (также конкурсный фильм) – четвертая полнометражная работа мексиканца Амата Эскаланте. Предыдущая - «Эли» - получила режиссерский приз в Каннах. Его творчество отличается реализмом, даже натурализмом, но «Дикая местность» представляет немного другого Эскаланте. В определенном смысле это все тот же реализм – режиссер пояснял, что снимал о мачистском стиле жизни своей страны. «История выглядит довольно мелодраматической, но в ней есть и реальность, семейные отношения… я размышлял о возможностях освобождения женщин в нашем обществе, а также тех людей, которые просто не могут быть теми, кто они есть на самом деле», - говорил он.

кадр из фильма Дикая местность

Но в основе «Дикой местности» огромное фантастическое допущение, и вплетающиеся в повествование кадры терзающего очередную довольную жертву инопланетного кальмара, конечно, выглядят у этого режиссера необычно. Это территория совсем других режиссеров. От, допустим, Анджея Жулавски («Одержимая») до Джонатана Глейзера («Побудь в моей шкуре»). Критика у фильма очень разная, оценки в фестивальных рейтингах, мягко говоря, не очень высокие. Но, например, Screen отмечает, что у «Дикой местности» есть все шансы стать культовым фильмом. 

Техасская резня бензопилой

В фильме «Плохая партия» хмурая девушка по имени Арлен (британская модель Сьюки Уотерхаус) оказывается в американской пустыне, куда высылают всяческие отбросы общества – о том, что это больше не территория Техаса, и те, кто тут оказался, не находятся больше под защитой американских властей, гласит специальная вывеска. Сначала Арлен попадает в лапы местных каннибалов, у нее равнодушно отпиливают руку и ногу и, тщательно приготовив, съедают. Затем она ухитряется бежать, привязав себя к скейту, и оказывается в другом сообществе – религиозно-рейверской общине под названием «Комфорт», которой руководит философски настроенный лидер (Киану Ривз), в среде эскапистов, не принимающих ужасную реальность, зато принимающих наркотики. Решив отомстить тем, кто ее ел, но не доел, через некоторое время, уже на деревянной ноге и с огнестрельным оружием, она возвращается к каннибалам, убивает свою обидчицу и прихватывает в «Комфорт» ее маленькую молчаливую дочь. На поиски ребенка отправляется огромный, на досуге любящий рисовать татуированный людоед (Джейсон Момоа).

кадр из фильма Плохая партия

В личном списке «ПрофиСинема» фильм Амирпур был одной из самых ожидаемых премьер Мостры. Молодая американка иранского происхождения поразила весь киномир своим дебютом «Девушка возвращается ночью домой одна», черно-белом кино об одинокой вампирше в иранском городе. Были опасения, что второй фильм, лишенный национального колорита, потеряется. И в рейтинге международной прессы у этой ленты пока самые низкие оценки. Но как бы ни отнеслись критики к ее второй работе, она не потеряется, Амирпур определенно обладает собственным почерком (она говорила, что продюсеры не ставили для никаких ограничений, попросили лишь снять фильм в цвете и на английском языке), а значит, можно и дальше ждать от нее интересных откровений.

кадр из фильма Плохая партия

Это социальная фантастика, вероятное будущее Америки. Режиссер определяет «Плохую партию» как «психоделический вестерн» (видимо, вестерн ее любимый жанр, свой дебют она называла «вампирским вестерном»). Американские рецензенты наперебой пишут об очевидных аналогиях с одиозными тезисами Дональда Трампа и о возможных последствиях победы его политики в стране. Хотя Амирпур утверждает, что задумала фильм и начала работу над ним еще до того, как Трамп прорезался на политической арене со своей предвыборной кампанией. И на самом деле она пошла дальше, показав мир победившего фашизма – судя по речам лидера «Комфорта» (лучшая роль Киану Ривза за долгое время), из США высылают всех, кто недостаточно умен, красив, успешен, молод, здоров, и можно только догадываться, как в том благополучном мире определяют тех, кого стоит выслать. Но одновременно это и неожиданная история любви и история о том, что человек, что с ним ни делай, через все ужасы реальности упрямо тянется к чему-то прекрасному. 

Рейтинги публики и прессы

кадр из фильма Рай

В рейтингах критики и публики появились и оценки показанного на днях «Рая» Андрея Кончаловского. Итальянская пресса оценивает фильм высоко, поставив его на третье место вместе с «Почетным гражданином» аргентинцев Гастона Дюпра и Мариано Кона. На первом так и держится «Ла Ла Лэнд» Дэмьена Шазелла, открывавший нынешнюю Мостру. А на второе вышла «Джеки» Пабло Ларраина с Натали Портман в роли Жаклин Кеннеди. Публика отнеслась к «Раю» чуть хуже, но и в ее рейтингах фильм получил больше трех баллов. В целом же зрителям на Лидо больше всего понравились «Ночные животные» Тома Форда и все тот же «Почетный гражданин». А вот в рейтинге международной прессы, опубликованной сегодня в фестивальном VeNews, фильм Кончаловского среди фаворитов не фигурирует. Лидеры международного рейтинга – «Почетный гражданин», «Джеки», «Ла Ла Лэнд» и «Прибытие» Дени Вильнева.

73-й Венецианский международный кинофестиваль завершается завтра, 10 сентября, победителей назовут члены жюри во главе с британским режиссером Сэмом Мендесом.

Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Венецианский международный кинофестиваль/Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica

Фоторепортажи по теме Венецианский международный кинофестиваль/Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама