Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 февраля 2018 09:07

Берлинале избранное: «Транзит» вне времени и пространства

Берлинале избранное: «Транзит» вне времени и пространства

68 Берлинский фестиваль завершил показ конкурсной программы, до объявления победителей остались считанные часы. ПрофиСинема продолжает публиковать обзоры фильмов, которые произвели на нас особое впечатление. «Транзит», обладателя Серебряного медведя за лучшую режиссуру Берлинале 2012, Кристиана Петцольда был в числе самых ожидаемых картин ещё до начала смотра, чему способствовала актуальная в последнее время в Европе тема беженцев, рассмотренная с необычного ракурса.

кадр из фильма Transit

«Транзит» — это адаптация одноименного романа Анны Зегерс. Писательница родилась в 1900 году в Майнце (Германия), училась в Гейдельбергском и Кельнском университетах. В 1928 вступила в коммунистическую партию Германии. Последовательно выступала против национал-социалистической идеологии. В 1933 году эмигрировала во Францию, в Париж, после оккупации которого переехала в Марсель, а в 1941 эмигрировала в Мексику, где в 1944 вышел ее роман «Транзит».

Действие романа и фильма происходит в 1940 году, немецкие войска только что захватили Париж. Главный герой фильма Георг (в романе у него нет имени) в последний момент убегает в Марсель. В его сумке рукопись и несколько документов, случайно доставшихся Георгу от писателя Вейделя, покончившего с собой из страха преследования новыми властями. В числе документов есть подтверждение мексиканского посольства о выдаче визы. Власти разрешают в Марселе находиться только тем беженцам, которые имеют разрешение на въезд в третьи страны и ожидают отправления своих судов. Выдавая себя за Вейделя, Георг пытается получить все необходимые документы для отправки в Мексику. В ожидании отъезда Георг подружился с Дрисом, девятилетним сыном своего умершего товарища по несчастью Хайнца. Но когда главный герой встречает таинственную Мари, его планы меняются.

«Транзит» - фильм о побеге ради лучшей жизни, замкнутом круге получения необходимых для отъезда документов, когда к тому времени, как получен последний, первый уже устаревает. Беженцы живут на чемоданах. Их жизнь состоит из бесконечного ожидания очередных документов, в консульствах, префектурах или пароходствах за визами, разрешениями и билетами. В фильме нет местных жителей, имеющих нормальный дом и постоянную работу, которые не помышляют об отъезде. Об их существовании мы узнаем только от одного из героев, сказавшего, что местные жители «не видят вас, вы не существуете в их мире». 

События начала сороковых Кристиан Петцольд перенес в современный Марсель, где беженцы встречаются с современными иммигрантами из Африки, населяющими свой собственный ад, трагическая европейская история встречается с настоящим, и все это перемешивается и создается образ экзистенциального транзитного пространства беженцев. Картина оставляет очень сильное впечатление: ничего не меняется в мире потерянных душ, кроме бесконечных конфликтов, которые их создают.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Матвей Ромодановский
Реклама